Лиственичное (март 1881 года).

Нашим «неисповедимым» путям сообщения грозит новая беда: правильное сообщение по Байкалу может, благодаря монополии байкальского пароходства, прекратиться совершенно, тем более, что по Высочайше утвержденному положению о байкальском пароходстве, срок которому еще далеко не кончился, правильное сообщение обеспечивалось залогами принадлежащих Т-ву пароходов. В течении восьми лет это Т-во получало от правительства от 35 до 37 т, субсидий, а при открытии – отвод земель для пристаней по своему выбору. При всех своих неисправностях, Т-во пользовалось полнейшим снисхождением; так что правительство ни разу даже не напоминало ему, что в силе § 22 и 23 положения, оно может лишить Т-во, за неисправность, пароходов субсидии. Снисходительность редкая и необъяснимая…

Кажется эта самая мягкость и была причиной заносчивости Т-ва.

Взяв в навигацию настоящего года около 200 т. дивиденда и потопив у кяхтинцев на 200 т. чаев, байкальское Товарищество решилось продать свое дело, тем более, что кяхтинское купечество рассердившись, хотело завести свои пароходы и тем самым лишить Т-во главнейшего дохода от перевозки их чаев. Мелкие компаньоны байкальского пароходства испугались и дали полную доверенность главнейшему участнику и воротиле делать, как хочет; сойтись ли с господами на долговременную службу, предложить ли им принять благосклонное участие, или наконец покориться и продать дело… Известно, что в Кяхте все народ капитальный, следовательно и с норовом; захотят – озолотят, захотят – по миру пустят.

Г. Шишелов, поехавши в Кяхту продал дело, продал лишь своих компаньонов, оставшись сам по прежнему и главным участником и главным распорядителем нового Товарищества.

Кажется с переменой лиц дело должно было остаться в том же виде, так как новая К° не могла изменять утвержденного устава, но она имела смелость заявить официально, что на себя, купив пароходство, она не берет ответственности за почту, ни обязательной таксы, ни каких либо других по уставу обязательств. Станем дескать с дубинкой у Байкала – мимо нас не пройдешь. По слухам, дело это поступило в совет Главного Управления, который, как говорят, пораженный такой бесцеремонностью, решил, на основании 1529 статьи X тома, признать договор о продаже не действительным, как клонящийся в ущерб казны.

Желательно было бы, чтобы на Байкале создалась, наконец, частная, не монополизированная компания пароходства и нам кажется хорошо бы кяхтинцы, как люди капитальные, если бы, не отступали от своего решения – иметь пароходы – поставили это дело на рациональных началах; расторжение же контракта помешать им не может, так как возврат выданных ими денег от Товарищества Байкальского пароходства может быть вполне обеспечен требованием от последнего новых судов и нового парохода, выписанного из Швеции, которые, по уставу, аресту не подлежат. Участие же в деле весьма солидных торговых фирм достаточно гарантировало бы и правильное сообщение, и более добросовестное отношение к делу…

Опубликовано 15 марта 1881 года.

354

Видео

Нет Видео для отображения
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!
.