Несколько слов о котинских духоборцах.

В 35 верстах от г. Иркутска стоит селение Котинское. При въезде в это селение прежде всего бросается в глаза приходская церковь, церковь деревянная, маленькая, но зато красивая. Церковь эта во имя св. Иннокентия, 1-го епископа иркутского, построенная по инициативе в Бозе почившего высокопреосвященного Парфения, архиепископа иркутского и нерчинского, иждивением иркутских купцов, братьев Пачерских. Если бы не сии доброхотнодатели, то едва ли была церковь в селе Котинском; ибо жители оного народ не богатый, к тому же не особенно и религиозен.

В селении Котинском, к несчастью, обретаются духоборцы, которые совращают православных христиан в свою секту. Основателем этой секты, должно полагать, был какой-нибудь выходец из внутренних губерний России, или поселенец. В настоящее время остались только одни туземцы, т.е. природные котинские крестьяне, крестившиеся и выросшие в православно-христианской вере, но только заблудившиеся с пути истины и перешедшие в сию секту. Вот они то не мало и соблазняют православных христиан переходить в их секту. Духоборы в церковь не ходят, все таинства и обряды св. церкви отвергают. Подробно описывать секту духоборов я не стану, ибо она уже известна всем.

Большой вред для церкви Христовой – жизнь духоборов среди христиан. Хорошо было бы, если бы правительство выселило их в другое место, где бы жили они одни – духоборы. А то, постоянное свидание духоборов с христианами и жизнь с ними в одной деревне и беседы рождают в крестьянах сомнение, а потом и заблуждение от веры Христовой. Явно или тайно, но являются из низ последователи духоборства. Много вреда духоборы приносят христианству.

Живя в одной деревне с христианами, духоборы подчиняются одному сельскому старшине и одному сельскому правлению. Тут опять является столкновение во вред церкви, ибо духоборы имеют большой голос в обществе и влиятельнее даже православных.

У нас идет например великий пост, в который все православные христиане постятся; а духоборы заведут свадьбу, в которой участвуют и православные христиане. Они участвуют, как знакомые, соседи и почти у всех духоборов есть родственники христиане. Участвующие едят скоромное, пьют вино и предаются и в св. великий пост разгулу, ведущему в глубину зол. Между гулянием духоборы пользуются случаем – совратить кого-нибудь. Они начинают кощунствовать, смеятся над св. иконами и обрядами, ругать священников и проч. Вот у крестьянина и является равнодушие к св. пр. церкви.

Жители Котинского селения редко ходят в церковь, праздники проводят в работе, или отправляются в г. Иркутск с торгом. Не даром Господь Бог наказывает их неурожаем хлеба.

Ангел страны сибирской св. Иннокентий иркутский чудотворец, во имя которого и церковь в котинском селении, да направит сих несчастных со стропотного пути греха на путь спасения!

17-го августа 1880 г.

С. Котинское.

И.д. псаломщика Котинской Иннокентьевской церкви.

Федор Лонгинов.

Опубликовано 18 октября 1880 года.

519

Видео

Нет Видео для отображения
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!
.