Котинские Духоборы.

Недавно прочтенные мной в журнале «Нива» две небольшие статейки под названием: «две раскольничьи секты в России – молокане и духоборы» возбудили в моей памяти прискорбное воспоминание о секте духоборов Котинских – секте оригинальной, как по религиозным воззрениям, так и по внешнему образу жизни ее последователей, которые ничуть не похожи на сектантов описанных в прочтенных мной статейках Нивы.

Появление в Котах духоборской секты – дело не очень старое. Все взрослые духоборы перешли в эту секту из православия.

Главным виновником Котинского духоборства был поселенец Герасим, давно уже умерший и фамилии его из Котинских жителей не знает. Герасим и два еще каких-то поселенца, имена и фамилии которых Котинским жителям также неизвестны, были первые духоборы в Котах. Все они трое держались духоборства тайно, не решались на первых порах проповедовать его открыто. Но вот как на грех, в это время был сослан из России в Сибирь поселенец Гаврило Федотов с женой Марией, которая, также как и муж ее была духоборка.

Поселившись в Котинском селении, они вскоре присоединились к компании духобора Герасима, который с этого времени стал действовать посмелее; начал предлагать свое учение уже некоторым из крестьян Котинских, которые, хотя и слушали своего нового проповедника, но на первых порах что-то плохо понимали его. Но эта первая неудача не остановила Герасима. Увлекшись своей пропагандой он вскоре сделался жарким ревнителем духобрства, стал проповедовать свое учение жаром и настойчивостью, он проповедовал открыто не стесняясь ни местом ни временем; проповедовал днем под открытым небом на улицах, проповедовал ночью при свете лучины по избам и баням, где собирались его тупоумые слушатели. Понятно что – так настойчивая проповедь Герасима не осталась бесследной. Первый из Котинских жителей увлекся ересью Герасима крестьянин Николай Щекин, или по туземному названию Микула Духомор (Простонародье называет духободов – духоморами) личность в совеем роде оригинальная и телом и душей. Как бы в знак того, что Микула первый из своих односельцев, оставив православие, сделается одним из жарких ревнителей духоборства, предугадливая природа нимало не стеснялась, и по заслугам обезопасить его, наделив его кривым глазом, хромой ногой и косообразным лицом, от чего при первом взгляде так и виден в нем упорный и до наглости дерзкий сектант. Но однако, не смотря на свое физическое безобразие, Микула обладает удивительной памятью и даром слова. Безграмотный, он знает на память и довольно верно читает целые псалмы из Псалтыря и многие главы из евангелия.

На развитие от природы даровитого сектанта еще в ранней молодости сильно влияли проживавшие в доме его два поселенца тоже раскольники: Гаврило Нолеев и Иван Васильев.

Разумеется так открыто проповедуемая ересь духобора Герасима не могла не обратить на себя внимание гражданского начальства. Произведено было формальное следствие, Гаврило Федотов с женой, как главные виновники раскола переселены были в Якутскую область. Переселенец Герасим умер, а Нолеев и Васильев выехали на житье, первый в Канск, а последний в Мариинск. Остался один Щекин, участие которого в духоборстве первоначально не было открыто следствием. Таким образом появившееся в Котах духоборство на время затихло.

Спустя несколько лет сосланный в Якутск духобор Гаврило умер, а жжено его Марья переселилась на Амур. При переходе же из Якутска на Амур с поселенцем Гилевым, также духобором, она заходила в Котинское селение, где и проживала около четырех месяцев у сына своего Косьмы. И вот на время затихшее духоборство стало проявляться в Котах с новой силой, встретив горячее сочувствие даровитого сектанта Щекина, который при уходи Марии Федотовой на Амур стал главным организатором секты. Обладая замечательной памятью и даром слова, он хорошо усвоил и стал с успехом распространять вновь появившуюся ересь, склонив на свою сторону жену, трех своих дочерей и пять человек крестьян.

Обстоятельство в это время вполне благоприятствовали распространению ереси. Котинское селение, до построения в нем в 1861 году церкви, принадлежало к Оекскому приходу, приходу многолюдному, состоящее из десяти разбросанных сел и из нескольких тысяч жителей. Бывшие в это время в Оеке два священника, по причине обширности и многолюдства прихода, едва только управлявшиеся исправлением множества безотлагательных духовных треб, конечно не могли и действительно не обращали своего особенного внимания на Котинцев подпавших под злотворное влияние неутомимого пропагандиста Щекина. Да и в том же постепенное заражение Котинцев ересью на первых порах не могло сильно броситься в глаза Оекскому причту, ибо холодность к церкви, не уважение к священству, не исполнение некоторыми из прихожан долга исповеди и Святого причастия в течении десятков лет – вещи в Оекском приходе кажется о до сего времени не удивительные. И так, не пользуясь, при отдалении от приходского храма, особенным надзором духовного пастыря, не имя радушного руководителя, для оппозиции сектантам, не развитые умом и не опытные в деле веры Котинцы безнаказанно слушали жаркие проповеди своего доморощенного пропагандиста.

Но вот промысел Божий сжалился над вечной погибелью Котинцев. В 1861 году в Котинском селении была построена и освящена церковь во имя святого проповедника Веры Святителя Христова Иннокентия и во вновь образовавшийся приход Котинский определен был священник Г. С-в. Но как встретили своего первого пастыря заражаемые Котинцы?!

Вместо сердечной привязанности и расположения к своему пастырю и отцу духовному они на первых же порах его служения выразили к нему крайнее презрение: начались происки, горкие обиды престарелому пастырю, который вместо назидания и отеческого руководства принужден был исключительно заняться составлением разного рода объявлений на все изводимые на него жалобы и доносы Начальству. Наконец, во избежание дальнейших неприятностей по общественному приговору священник С. был удален из Котинского прихода. И зараженные ересью Котинцы опять остались без духовного пастыря! Но благодарение Господу не надолго. В приход Котинский определен был Протоирей В-ский. Человек с доброй душей и академическим образованием, который не смотря на старость лет своих, сперва усердно занялся своей паствой, но к сожалению по проискам одного богатого и влиятельного из прихожан его постигла участь предшественника. Таким образом в течении десяти с небольшим лет в Котинском приходе перебывало семь священников. Понятное дело, что такая частая перемена священников, не успевавших ознакомиться с своей паствой отчасти благоприятствовала к усилению раскола, который продолжает расти и крепнуть до сего дня. В настоящее время в одном Котинском селении насчитывается до тридцати человек обнаруженных следствием раскольников. И Господь знает, что будет дальше! Но вероятно премилосердный Господь не допустит погибели многих. Нужно молить Господа да пошлет Он пастыря доброго, умом и словом сильного, который изобличит ложь и откроет неразумным свет истиной Веры Христовой.

Вот и все, что я мог узнать в мое девятимесячное служение в Котинском приходе о причинах появления и распространения здесь духоборства. Что же касается до религиозных воззрений и внешнего образа жизни сектантов, то со всем этим я обещаюсь познакомить читателей в последующих статьях, но разумеется с тем условием, если благосклонная редакция,, снисходя к моим авторским недостаткам не откажется поместить их хотя в укромном уголке издания.

Священник Василей Копылов.

Опубликовано 13 июля 1874 года.

806

Видео

Нет Видео для отображения
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!
.