Верхоленск. Октябрь 1888 г.
Назад тому приблизительно 10-15 лет одним из начальников округа был поднят вопрос об устройстве тракта между Качугом и Верхоленском по другому направлению, которое сократило бы расстоянии станции на 8 верст: 28 вер. вместо теперешних 36. Проект начальника округа был принят, проверен и утвержден, а затем последовало и разрешение на устройство дороги, к чему и было приступлено. Когда уже были срыты два косогора между селениями Кистеневским и Протасовским и была сделана большая половина просеки дороги, вдруг последовала к несчастью перемена начальника округа. Новый начальник почему-то взглянул на это дело совершенно иначе и отписал по начальству, что следует де остаться при старой дороге, главным образом в виду интересов качугских почтосодержателей. По новому проекту почтовая станция должна была быть не в Качуге, а в деревне Протасовой, на левом берегу Лены в 1,5 верстах по тракту от Качуга. Почтосодержателями явились бы разумеется крестьяне Протасовского, Куржумского и Кистеневского селений; хотя, конечно, и качугские обыватели не были исключены от участия в этом деле, с тем только различием, что теперь им пришлось бы в виду конкуренции значительно сбавить цены. Грунтовые условия для устройства дороги весьма благоприятные: местность песчаная, болот и трясин нет, рек также, если не считать ручейка, называемого «Заячим», через который только и потребуется один мостик, нет также и гор.
В последнее время, однако, здесь опять начинают поговаривать об этой дороге. Крестьяне Кистеневского селения готовы даже приступить к его устройству без участия других селений; вопрос этот обсуждался даже на сельском сходе, но окончательно не решен, как, во-первых, лицо (один из состоятельных крестьян той же деревни), которое предлагало обществу на свой счет устроить дорогу и провозить через Лену плашкоутом, просило за это бесплатную эксплуатацию перевоза на 10 лет. Крестьяне были согласны, но упомянутое лицо без исходатайствования для него крестьянами в установленном порядке права пользования перевозом не решается рисковать капиталом, а крестьяне на такие ходатайства перед высшим начальством очень туги: дескать, только начни, — потребуются объяснения, указания и т.п.; так вопрос это пока и остается без движения, при всем том, что крестьяне видят в произведении дороги несомненную пользу для себя.
Слышно, что в Качуге многие против устройства новой дороги, главным образом на том основании, что нельзя лишить Качуг почтово-телеграфного отделения. Пусть так, но почтово-телеграфное отделение может оставаться на своем месте; почтовая же станция должна находиться в с. Протасовском. Кому необходимо в Качуг, тот может ехать туда, для общей же массы проезжающих, весьма важно сокращение дороги и безопасное местоположение ее; кроме того, и почтовые лошади получат большое облегчение. Если почтовая и телеграфная станции будут разделены, то потребуется только обязать почтосодержателей иметь при телеграфе лошадь с человеком, для извещения на станцию о приходе почты, как это делается в Верхоленске, где почтамт и станция отстоят друг от друга на расстоянии версты и где от этого не происходят затруднения. Надобно, однако, заметить, что в виду незначительности расстояния, между Качугом и Протасовой и ничтожном количестве собственной качугской корреспонденции, и почтово-телеграфная станция может находиться в с Протасовском.
Перестановку здания почтово-телеграфного учреждения из Качуга в с. Протасовское, крестьяне Кистеневского и других селений в случае отдачи им подряда почтовой гоньбы выражают согласие принять на свой счет.
На оставшемся участке старой дороги от Верхоленска до «Голого мыса» еще остается одна трудная, так называемая, «Никольская гора»; но устранить это затруднение для проезда не составляет большого труда; в виду удобного положения местности на правой, по течению реки стороне, стоит только сделать отлогое по косогору направление дороги через эту гору. Расстояние новой дороги здесь будет приблизительно 150-200 саж., грунт земли мягкий. Объяснить детально условия и положение намеченной дороги, представляющей, более удобный, кратчайший и безопасный маршрут, остаемся с надеждой, что лица, от коих будет зависеть положить начало осуществлению этого полезного дела, не оставлять без внимания настоящее сообщение.
Опубликовано 2 октября 1888 года.