Село Братское.
После исследований ангарских порогов, произведенным г. Калистратовым, сделаны следующие новые исследования, все по поручению того же А.М. Сибирякова, г. Рунебергом, с участие г. Калистратова, возвратившегося из Енисейска в Братск. Г. Рунеберг, с сотрудниками своими, делал подробные во всех отношениях исследования порогов Похмельного, Пьяного и, в особенности Падуна. Это было 27 и 28 июля. Измерение глубины, скорости течения воды и т.п. производились с баркасов укрепленных бичевой к якорю, брошенному выше порога; тем временем один из спутников г. Рунеберга снимал план с левого берега реки, рядом с порогом, около загороженной на том месте поскотины на предмет составлении сметы, в случае, если понадобится устроить тут обводный канал.
Г. Рунеберг, по исследовании Падуна высказал следующие соображения: а) средними воротами Падуна (местные жители называют его жерлом) пароходы ходить не будут вследствие маловодия над порогом (от 4 до 6 четвертей) и в самом пороге (6 четвертей) и по неудобству самого жерла, разработка которого была бы затруднительна и сопряжена с большими расходами; вдобавок, по словам местных вожаков, такая высокая вода, какая стояла нынешнее лето, бывает в десять лет один раз; б) придется стало быть, или разрабатывать правые ворота порога или устроить обводной канал по левому берегу Падуна; словом, то или другое, что по вычислениям окажется дешевле; канал будет начат от самого с. Падунского и нужно будет вести его не там, где раньше предполагалось, недалеко от реки, а именно левее под самой горой, потому что у реки грунт оказался слишком жидкий (На том месте где предполагается проводить теперь канал, находится несколько десятин земли под пашнями, расчищенными из под леса, принадлежащими жителям с. Падунского. Когда г. Рунеберг спросил крестьян: сколько стоят их пашни и чтобы за них взяли, если бы это место потребовалось дл канала, крестьяне ответили: «пусть Государь освободит все наше селение со всем потомством от податей и всех повинностей на веки вечные, а без этого мы не отдадим пашни»); в) на вопрос о том, какой конструкции, величины и каких сил должен быть пароход для прохода по порогам, г. Рунеберг сказал, что вопрос этот в настоящее время он считает преждевременным до исследования всего пути по Ангаре, но во всяком случае, пароходы должны быть не менее 100 сил и непременно с задними колесами; и г) Падунский порог можно считать порогом с препятствиями, но все-таки они будут побеждены; Пьяновский же и Похмельный пороги ничего не значат, но все-таки на них можно будет устроить маяки, а разработки никакой.
Катер бывший А.М. Сибирякова, на котором г. Калистратов совершил путешествие из Братска в Енисейск, говорят, из Енисейска пойдет в Иркутск. Он куплен Н.А. Пашковским. В Енисейске катер получил название «Работник», как сообщал г. Калистратов. Его поведет, будто бы г. Калистратов же. На Падунский порог катер будет подыматься, вероятно, с помощью небольшого числа людей.
Иннокентий Воротников.
Опубликовано 25 сентября 1883 года.