Заключительное слово о месте погребения Епископа Иннокентия Неруновича.

Испытания, преследовавшие епископа Иннокентия Неруновича при жизни, не вдруг оставили его и по кончине.

По сделанному им завету, его иждивением храм во имя Всемилостивого Спаса над могилой его выстроен. Но менее, чем через два года, именно в первых числах Марта 1750 года сгорел от неосторожности истопника, которого даже и имя сохранилось, Илимского разночинца Андрея Головина. 6 Марта печальное известие дошло до Иркутска, и Консистория, прежде всего, заботливо спросила: разрушительный огонь не коснулся ли священного праха? Ответ получен был успокоительный. Тогда приступили к новым распоряжениям о постройке над телом покойного Преосвященного другой церкви вместо сгоревшей. 2 Ноября того же 1750 года послан строителю Братской пустыни монаху Михею указ, чтобы ронил лес на новую церковь. Усердный к покойному инок выполнить порученное не затруднился, и над священными останками епископа Иннокентия воздвигся новый в прежнее наименование Всемилостивого Спаса. Он существовал более 20 лет.

Между тем Братская Пустынь, и ранее, с основания своего, никого не привлекавшая своей глухой и суровой местностью, все более и более запустевала, особенно когда умер радетельный строитель Михей; а новые монастырские штаты и имя ее исключили из числа иноческих обителей; прислуга монастырская разбрелась по разным селениям. И единственным стражем и поклонником, и священнослужителем пустынского храма остался почивающий под ним святитель.

Это одиночество безлюдного храма подало в 1776 году мысль Большеокинским крестьянам, просить о переносе сего святилища в свое селение, за 30 верст, на место сгоревшей у них в 1771 году церкви Ильинской. Тогдашний иркутский епископ Михаил 1 Миткевич изъявил свое согласие, и по снятии храма, место покоища Преосвященного Иннокентия Неруновича осталось беспокровным. Не смотря на благоговение окрестных жителей к заветной могиле иерарха, беспокровность эта продолжалась более 60 лет.

Наконец, уже в 1837 году, в городе Иркутске нашлись новые Иосиф с Некодимом. Почетные граждане Петр Николаевич Саламатов да Михайло Афанасьевич Балдаков испросили у Иркутского Преосвященного Иннокентия III благословение построить над соименным ему, забытым архипастырем часовню и поставить на его могиле приличный памятник. И в следующем 1838 году привели благое намерение свое в исполнение. На надгробном камне, покрывающем могилу, изображены в надписях главные события покойного епископа Иннокентия Неруновича в таком виде:

На поверхности камня:

Преосвященнейшему Иннокентию 2-му Епископу Иркутскому и Нерчинскому, Великий Иерарше Христов! Ты напоял струями благодати виноград, насажденный в пределах Царства Сибирскаго Соименником Твоим Великим Иннокентием первым. Ты водимый духом Его вел паству Иркутскую к горнему Иерусалиму! Се приносят тебе дань благоговения пасомые кротким Соименником Твоим Иннокентием третьим. 1838 года Генваря 9 дня.

С Восточной стороны:

Под сим камнем покоится Преосвящен. Иннокентий вторый, Епископ Иркутский и Нерчинский, скончавшийся Июля 26 дня 1747 года.

С Западной стороны:

В Иркутск прибыл в Октябре месяце 1733 года и имел пребывание в Иркутском Вознесенском Монастыре, управляя Епархией тринадцать лет и три месяца.

С Южной стороны:

В июне месяце 1746 года отправился из Иркутска водяным путем в Россию; но остановясь в упраздненной ныне Братской Спасской пустыне приселился в вечность.

С северной стороны.

Преосвященный был родом Мало-Россиянин, по прозванию Неронович, хиротонисован 1732 года, Ноября 25 дня, из Профектов Московского Славено-Греко-Латинской Академии.

Ровно через двадцать лет после устроения часовни, в ней в 1858 году, в лютый январский мороз, в глубокую полночь, молится коленопреклоненно над могилой один из отдаленных приемников почившего. Он совершает по усопшему панихиду в подлинном значении сего слова (Панихидой в первенствующей церкви именовалось моление за усопших в ночные часы), сам исполняя обязанность священника и диакона; а клиросное пение отправляет и приготовляет кадило, единственный спутник молящегося Архипастыря, местный Благочинный. То были – Высокопреосвященный Иркутский Архиепископ Евсевий, а спутник его нынешний ключарь Кафедрального Собора и смотритель Д. Училища Иоанн Фелорович Чирцев. По совершении молитвенного поминовения. Преосвященный выражает мысль о возобновлении здесь, вместо Часовни, Храма. И лишь только огласилось желание архипастыря в окрестных селениях, как крестьяне Братского Острога Иван Петрович Воронков и Михайло да Иван Степановичи Карпов вызвались со своим усердием устроить из часовни над могилой Епископа Иннокентия Неруновича желаемый храм, который, деревянный, обшитый тесом, освящен в прежнее наименование Нерукотворенного Спасителева образа в 1861 году, при Высокопреосвященном Архиепископе Парфение, приписан к ближайшей церкви Братского острога, и своей святыней опять осеняет мощи приснопамятного второго иркутского архипастыря Иннокентия.

В настоящее время около сего храма 11 крестьянских домов, с 31 душой мужского пола и 58 душами женского, образуют селение, которое носит название Спасопустынского.

Замечательна тревогами жизнь епископа Иннокентия Неруновича. Замечательны и посмертные события, совершавшиеся над гробом его. Теперь он вполне, и духом и телом, почивает от трудов своих.

Опубликовано 26 декабря 1870 года.

494

Видео

Нет Видео для отображения
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!
.