Управление Епископа Иннокентия Неруновича из Братской пустыни.
Мы видели, что недуги Преосвященнейшего усиленные не безтрудным путем в осеннее время по воде, вполне отяготели над ним по достижении Братской пустыни. Но сколь же велико будет наше удивление, когда увидим, что среди тяжких своих недугов болезнующий Архипастырь ознаменовал свое пребывание в Братской пустыни такой неусыпной деятельностью, которой как бы хотел вознаградить за все бездействие, одержавшее его в последнее время в Жилкинском загородном доме, где он отстранил от себя почти все служебные заботы. В Братской пустыни бодренный дух его так победоносно одерживал верх над телесными немощами, что лишь только выпадали часы ослабы от боли, он или совершал в пустынской церкви служение, или решал епархиальные дела, представляемые от Консистории. В виде дневника изложим ход этой сугубой деятельности.
«Указ наш архиерейский в духовную нашу Консисторию. Понеже присланные к нам оной Консистории ставленники, Иркутского Знаменского монастыря служитель (по присланному из оной Консистории об нем доношении) Никита Паргачев о произведении ево того знаменского девича монастыря в помощь обретающемуся тамошнему священнику Якову Максимову вторым священником, который минувшего Ноября 25 числа нами действительно и произведен во священника, да илимского ведомства, усть-удинской слободы. Богоявленской церкви пономарь Борис Иванов сын Мисорин (по поданному ево сего 746 года в Мае месяце к нам доношению, и по выбору той Устьудинской слободы пашенных крестьян) о произведении его к той Богоявленской церкви на место умершего той слободы священника, а ево брата, Никифора Иванова, во священника ж, который того же Ноября 24 числа и произведен действительно во священника ж, о чем им Паргачеву и Муссорину от нас указы за властной нашей рукой даны, и подписные нами ставленые Грамматы, и посланы при сем в оную Консисторию. Того ради мы оной Консистории повелеваем в вышеупомянутым указам приложить нашу Благословенную печать к каждому, також и к Грамотам настольную печать к каждой же, и взять с ним надлежащие пошлины, и дать им хиротоний (постановление новопоставлденному иерею, в особой книжке), и по содержании их через несколько время в научении церковного священнослужения, отпустить их Паргачева и Мисорина от оной Консистории к вышереченным церквам с надлежащим резоном. И иркутской духовной нашей Консистории о том ведать и чинить по сему нашему указу.
Иннокентий Епископ
Декабря 12 дня 1746 года»
Указ этот получен в Иркутске 2 Января 1747 года.
«Указ наш архиерейский в духовную нашу Консисторию. Понеже 1746 года Ноября 9 дня в доношении между протчим в пятом пункте написано: Послан де к нам из оной Консистории бывший Нерчинского Успенского монастыря наместник иеромонах Виктор (о коем тамошний строитель иеродиакон Даниил в ту Консисторию доношением объявил, что он Виктор ныне священносхимонах Венедикт), а из дел до него касающихся и из ево допросов на рассмотрение наше сообщен при том доношении экстракт, т о вышеписанном иеромонахе Викторе просила оная Консистория от нас повелительного указа, его Виктора отныне в посылаемых в Святейший Правительственный Синод о монашествующих табелях и в протчих где случится делать схимонахом ли именовать, или по прежнему иеромонахом, понеже де он допросом свои показал, что он ехимонашество принял будучи в болезни в беспамятстве, которой нам Ноября 9 числа и явился, и учиненной в оной консистории из ево дел этстракт нами был смотрен, с которым судили мы чинить той Консистории по правилом Святых стен, и по указом Ея Императорскаго Величества без всякого упушения неотменно, и оного Виктора в посылаемых в Святейший Правительствующий Сунод о монашествующих табелях и в протчих где случится делах имяновать по прежнему иеромонахом, а не симонахом, и что об оном Викторе по следствию в той Консистории будет учинено, о том к нам репортовать неукоснительно. Во втором, о бывшем камчадальских островов иеродиаконе Гаврииле Притчине доношении к нам представлено с требованием за показанные ево в том доношении произнесенные ссыльному Ивану Пряжевскому неприличные духовному чину речи от нас повелительного указа. На что определили мы оному иеродиакону Гавриилу Притчину, при собрании всех монашествующих в страх другим, учинить пред Консисторией нашей (Консистория оставалась там же, где был и Архиерейский Приказ в Вознесенском монастыре) жестокое плетьми наказание (Подобное наказание духовенства допускалось и Святым Иннокентием Кульчицким, но не иначе, как по судебным приговорам, которыми определялось оно как мера указанная законами тогдашнего времени. Иннокентий же Нерунович изрека» «такие приговоры свои лицом не редко без суда», а иногда и без исследования дела, а при таких условиях случались тяжкие ошибки. Один священник, сосланный во времена Бирона в Охотск, уверял Преосвященного, что сослан без лишения сана, и был допущен им к служению. Между тем Преосвященнейший затребовал о этом сведение из Иркутской Провинциальной канцелярии. Она отвечала, что лишен или не лишен священник сана, о том в приговоре Конторы тайных розыскных дел ничего не сказано. Преосвященнейший не простер исследования далее, и наказал священника плетьми, как обманщика. А дело явило, что священник этот действительно не был лишен сана и послан был в Охотск на служение. И этот образчик крутого нрава епископа Иннокентия не единичный.), и по наказании взять с него Гавриила обычайную подписку. И духовной нашей Консистории учинить о том по сему нашему указу неотложно.
Иннокентий Епископ. Декабря 13 дня. 1746 года.
Опубликовано 30 мая 1870 года.