Верхоленск. Окружной город Иркутской губернии.

Верхоленск лежит на правом берегу реки Лены, против устья речки Куленги, в 150 вестах от истоков Лены и в 276 верстах от Губернского Города Иркутска. В нем одна улица, в верхней части, т.е. выше церкви, разветвляющаяся на две, пересеченные тремя переулками. Улица эта, на половинном протяжении которой находятся две деревянные, обитые тесом и выкрашены церкви, с отдельно от них стоящею башнею колокольни, служит почтовым трактом в Якутск и тянется более чем на две версты. Все дома числом 134, деревянные; из низ два двухэтажных и, за исключением трех четырех, похожи более на избы; окна в них большею частью из слюды; заборы, или по здешнему заплоты, и плетении при них старые, в некоторых местах разваливающиеся.

Вообще все жители – крестьяне, лишь недавно изъявившие желание перейти в городское сословие. Они перешли с условием оставления за ними хлебопахатных и сенокосных земель, без которых они, как никакою другою промышленностью не занимающиеся, не могут и существовать. Мужчин в городе 285, а женщин полагая в том числе и детей, 286 (Неизвестно каких детей засчитал г.Кларк в число женщин; детей ли обоего пола или только женского? Ред.).


С открытием города к четырем семьям церковнослужителей бывших тут прежде, прибыли семь семейств чиновников и канцелярских служителей.


Торговлей, в самом незначительном объеме, занимается один крестьянин по свидетельству 4 разряда.


Земский Суд помещен в общественном крестьянском доме, который довольно ветхий, но поместительнее прочих домов. Волостное Правление, предназначенное к перемещению в одно из селений Верхоленской Волости, занимает при самом въезде из Иркутска в город старый, ветхий общественный дом. Соляная новая стойка с магазином, обшитое и окрашенное здание пред самым въездом, придает некоторый вид городу. Почтовая станция и сельская тюрьма – старые, разваливающиеся строения, которые можно будет назвать зданиями, а не развалинами лишь после значительного их исправления. Общественный хлебный магазин, здание огромное, но старое, стоит близ церкви. Питейный казенный дом своею широкою, кидающейся в глаза дверью, невдалеке от церкви, кажется тянет в себя все это незначительное местечко; но к чести местных старожилов должно сказать, что не смотря на существующую еще вольную продажу «питей», пьянство здесь не развито, и встретить пьяного крестьянина, считается здесь редкостью даже в праздник. В простые же дни все заняты работами по сельскому хозяйству. Прекрасною чертою местных жителей можно признать необыкновенное трудолюбие женщин, которые даже идя по улицам за какою либо надобностью, не перестают вязать шерстяные колпаки, перчатки, чулки и кушаки для сбыта на Майскую здешнюю ярмарку. Народ вообще здесь набожен и в праздничный день густая толпа наполняет церковь и церковную ограду.


Верхоленск, одно из древнейших мест заселения русских в здешнем краю. В старину он назывался острогом. К сожалению ни в Волостном правлении, ни в церковном архиве нет уже древних свертков и других рукописей, — они все взяты в разное время разными лицами, вероятно с одинаковою полезною целью: сделать общеизвестными; но к сожалению по разным потом случаям вероятно навсегда утратились для любознательности.


Верхоленск, несмотря на возведение его ныне на степень города, остается навсегда в том ничтожном, в том бедном положении, в каком был до сих пор; нет видов, чтобы зданий казенных, постройки в нем улучшились и Верхоленск принял бы приличный городу вид; он будет и впредь тем чем был, и это до тех пор, пока не разовьется деятельность и богатство его жителей. А это может быть, коль скоро средоточие народной торговой деятельности здешнего края, находящееся ныне в Качугской слободе, перенесется в Верхоленск, что рано ли, поздно ли, но должно случиться; и тогда Верхоленск быстро встанет из своего ничтожества.


В Качугской слободе, на которую идет почтовый тракт в Якутск, находится пристань, где сгружаются на пауски и барки купеческие, казенные и золотопромышленные тяжести. Тут временные конторы золотопромышленников, как для закупа некоторых местных потребностей, склада тяжести, так и для найма рабочих людей; тут ярмарка весною по привозе товаров из Иркутска и при нагрузке их на суда, и все это потому что Качугская слобода по трактовой дороге есть ближайший к Иркутку пункт на Лене. Все это изменится, как скоро новая дорога соеденит Иркутск прямо с Верхоленском, — который будет тогда находится от Иркутска уже не за 276, а 217 верст. Тогда для торговли сократится время провоза товаров и самая провозная плата, избегается трудность сплава судов и барок от Качугской слободы до Верхоленска на 50 верстном течении Лены, чрезвычайно тут мелководной. Проезжающие по надобностям службы, или частным делам, кроме сокращения времени путешествия и расходов на прогоны, избавятся от тех ужасных гор между Качугом и Верхоленском, крутые и высокие склоны которых наводят невольный страх на самого смелого ездока. А для казны сократятся издержки снятием почтовых лошадей с двух станций, потому что ясно, что при сокращении тракта уменьшится и само число станций. Все это неизбежно случится, коль скоро почтовый тракт из Иркутска в Верхоленск пройдет по долинам речек Куды впадающей в Ангару, и Куленги впадающей в Лену.


Дорога по этой местности и ныне существует, но лишь для местных жителей; исправление ее не потребует значительных работ, а самая удобность по ней проезда свидетельствуется донесением к Верхоленскому Исправнику одного из трактовых заседателей округа.


Член-сотрудник Сибирского Отдела.
Петр Кларк

Опубликовано 19 декабря 1857 года.

750

Видео

Нет Видео для отображения
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!
.