​Прист. Лиственичная, Ноября 8, 1858

Удобство путей сообщения значительно способствует развитию естественных сил каждого Государства. Пароходы, паровозы, телеграфы, сближающие огромные расстояния и сокращающие время, могут назваться двигателями в отношении процветания страны и народного богатства. Наглядным примером тому служит Северная Америка.

Обширная Сибирь, пространством далеко превышающая весь Европейский материк, особенно нуждалась в удобствах сообщения. Забайкальская страна как бы отрезана от Иркутской губернии бурным Байкалом, а дорога кругоморсая представляет неисчислимые трудности при следовании через нее на верховых лошадях, не говоря уже о потере дорогого времени. Много было проектов к возможному улучшению этой дороги, но все это не привело к удовлетворительным результатам.


При непостоянстве ветров случались в прежнее время, особенно осенью, большие несчастья с дощанкиками, т.е. с купеческими судами, перевозившими через Байкал разные тяжести и пассажиров. Иногда носило эти суда в течение целого месяца, выбрасывало на пустынный берег или на подводные камни – и от них оставались одни лишь обломки. Другие, не достигнув по назначению, оставались на месте до морестава, правильнее – «озеростава».


В десятых годах, в губернаторство Трескина, под начальством которого я служил, учреждено в Иркутске Адмиралтейство, а на Лиственничной пристани выстроены два транспортных судна, называемых галиотами. На них перевозились чиновники, следовавшие за Байкал по делам службы и другие лица. Галиоты, хотя красиво построенные, были слишком плоскодонны, по крайней мере для плавания по Байкалу. Опыт доказал, что эти суда подвергались почти тем же самым остановкам и неприятным случаям как и дощаники. Следовательно галиоты не приносили существенной пользы, а содержание их было слишком начетисто для казны, и потому они упразднены лет за двадцать. Бог с ними!


Могу передать читателям несколько случаев неудачного плавания по Байкалу на дощаниках и галиотах в прежнюю пору. Я веду постоянно путевые записки с 1824 года, с той поры как мне впервые удалось посетить Якутскую Область, а потому мне хорошо памятны все эти обстоятельства.


В 1835 году командирован был из Петербурга для обозрения Сибирских горных заводов Константин Владимирович Чевкин, теперешний Главноуправляющий Путями Сообщений. В передний путь переправился он через Байкал скоро на казенном галиоте, и спрашивал штурмана смеясь: зачем называют это озеро морем, да еще и святым? В Сентябре того же года Чевкин возвратился из Забайкалья на том же галиоте, но плавание на этот раз было не так счастливо. Едва, галиот выплыл на середину моря – как в один миг настает ужаснейшая буря; судно лавирует в разные стороны, Лиственничный мыс виднеется несколько раз, а к берегу пристать невозможно. Галиот носило таким образом по морю двенадцать суток, наконец он ринулся всем днищем на коргу, т.е. на каменную отмель, недалеко от Посольской пристани, потерпел большие повреждения и оказался непригодным к употреблению. После того зародилась мысль о упразднении Иркутского Адмиралтейства.


В 1839 году отправляются за море два дощаника со спиртом, в котором встретилась надобность для Верхнеудинских сборов. Первое судно выходит из Лиственничного 12 Октября, другое 3 Ноября – и что же? Оба эти дощаника не достигают своего назначения. Их носит по морю долго, очень долго. Настает Декабрь, появляются льдины парядных размеров, которые то соединяет в одну сплошную массу, то разбивает бурею. По странной игре случая, пресловутые дощаники, отправленные, как я говорил уже, в разное время, не хотели кажется, разлучаться друг с другом и сошлись в одном месте. Лавируя в разные стороны, они наткнулись на ледяную твердыню, приблизительно в десять верст длины и полверсты шириною, вошли как бы невольно в середину этой ледяной массы и очутились верстах полутора один от другого. Но эта близость была не очень утешительна для пассажиров и рабочих. Все старания лоцманов выйти из такого неподвижного, затруднительного положения – оставались напрасными, ибо по толщине льда нельзя было прорубить борозды, да и пространство слишком велико. Находясь в этой особенного рода засаде, несчастные были предоставлены на произвол попечительного проведения. В самом деле, кто мог бы спасти людей, находившихся от жилья в 20-25 верстах, да и как подступиться к судам? Меж тем предметы продовольствия незаметно истощались, не смотря на порядочный запас; несчастным грозила голодная смерть, со всеми ее ужасами. Уничтожив дотла хлеб и рыбу, рабочие принялись за рассол, потом начали есть кожи. Положение ужасное! Все предавались отчаянью немому, невыразимому, ожидали беды неминуемой и усердно молились Богу. На четвертый день праздника Рождества Христова весь Байкал покрылся льдом; наши страдальцы вздохнули свободнее, как бы воскресли, и 29 Декабря вышли в Култук полуживые.


Во время переезда через море на галиотах, много испытал страху и я грешный. Пред отправлением моим осенью 1835 года ветер был попутный и сильный; судно наше мчало с быстротою необычной. Три часа спустя после отъезда стал уже пред нами обрисовываться вдали на туманном небосклоне Посольский маяк и здания уединенной обители; но в один миг погода изменяется, настает ненавистная «Горная» — и галиот помчало обратно к Лиственничному, совсем против желания нашего. Началась буря, волны разыграли не на шутку и перекидывались через борт. Лишь на четвертый день достигли мы Посольской пристани. Но опасность при переезде через озеро – виноват – море, тоже осенью 1836 г., казалось очевиднее. Галиот наш, Управляемый штурманом Н.И., (любившим немножко покурить — молвит шепотом) наткнулся как-то на мел, чего конечно не случилось бы, если б моряк получше исполнял свою важную обязанность. Пассажиры явно роптали на штурмана. Матросы кинули якорь, его срывает; с трудом укрепляемся мы на другом месте, хотя очень опасном по соседству подводных камней. Темнейшая ночь, беспрестанно возрастающая буря, трескотня судна готового, казалось, разбиться в дребезги, — все это приводило нас в невольный ужас. Галиот кидало из стороны в сторону, как утлую ладью, правильнее – правильнее как лукошко (простите за сравнение). Мы попали в настоящую толчею. Ураган не переставал свирепствовать, а на беду сделалось еще не выносимо холодно. (В эту самую ночь – на 15 Сентября сорвало сорвало в Иркутске крыши с некоторых домов и сделало к них другие. Значительные повреждения). Матросы и самые пассажиры беспрестанно выкачивали воду из кают. На следующий и на третий день та же буря, отчаяние начало овладевать нами. Мы не спали три ночи сряду и какими они показались длинными! Напоследок погода немного стихла, но зыбь все таки была велика. Мы садимся в лодку, которую кидает как щепку, заливает водою и часа через два выходим мы на берег, вымоченные с ног до головы и совершенно истощенные.


Вот какие удобства ожидали переезжающих чрез Байкал, не более как лет за 20 перед сим.
Навигация чрез Байкал открывается с 20 мая и длится до половины Ноября, а зимний путь с Января до половины Апреля; но бывали смельчаки, которые решались перевозить торгующих, спешивших по делам своим в Кяхту или других лиц – в начале Мая, за два дня и даже за день до вскрытия моря. Один из таких удальцов вызвался доставить в короткий срок до Посольска нужную тяжесть позднею осенью и сдержал свое слово, как бы наперекор ветрам и самому Байкалу. Судно (со спиртом) вышло из Лиственничной пристани 24 Ноября 1834 г., и пользуясь счастливым попутным ветром, в шесть часов достигло противоположной стороны, делая следовательно по 17 с половиною верст в час. Подрядчик берет там другую ценную кладь, доставляет ее на Лиственничное с такой же скоростью, и зарабатывает в трое суток полторы тысячи рублей. Не даром гласит пословица: смелым Бог владеет.


Для безостановочного же сообщения Иркутска и Забайкальскою стороною существовала с незапамятной поры верховая езда на протяжении 623 верст, минуя Тунку и Харацай (до Кяхты). Путь шел местами топкими, на нем встречалось множество речек, которые при весеннем разливе останавливали проезжих, а в долинах лежал глубокий снег. Надо было отыскать другой путь – и Трескин исполнил замечательное предприятие, проложил дорогу чрез известный Хамар-Дабан (480 в.). Однако ж и этот путь был до чрезвычайности труден, хотя во время следования и не было остановки (Мне случилось в последний раз переезжать чрез эту высокую гору 2 Декабря 1838 года). В последствии, именно в 1836, открыта лучшая и ближайшая дорога (400 верст), главнейшее морским берегом.


Вот каковы в прежнее время были наши пути и средства сообщения с Забайкальем и Кяхтой. Устройство на Байкале пароходов составляет в некотором смысле эпоху в этом отношении.
Учредителем пароходства по Оби, Иртышу и нашему Байкалу был в 1845 Н.Ф. Мясников, один из так полезных обществу граждан, имя которых навсегда должно остаться памятным. На Байкале были им устроены два парохода «Николай» и «Наследник Цесаревич», но скоро первый из них сгорел по несчастному случаю, так что до настоящего времени пароходное сообщение на Байкале, поддерживалось одним только пароходом. В конце прошлого года Д.Е. Бенардаки, известный многими своими полезными предприятиями, из уважения к Начальнику нашего удаленного края, обессмертившему себя присоединением к России Амура, назначил нужную сумму на сооружение двух пароходов, каждый в 60 сил. Строителем этих судов был британский подданный, инженер-механик Гуд, занимавшийся в России лет двадцать постройкою пароходов на Черном море и на Волге, приобретший известность и награжденный от нашего Правительства большою золотою медалью. Вся хозяйственная часть поручена была г. Бечасному.


С половины Декабря 1857 года закипели работы на Лиственничной пристани и меньше чем в год совершенно окончены, что доказывает необыкновенную деятельность лиц, действовавших при сооружении пароходов. Рабочих находилось 160 чел. Лесные материалы заготовлены на пристани заблаговременно, инструменты и разные другие вещи приобретались в Иркутских лавках отдельно и по подрядам. Некоторые предметы с трудом можно платить за них значительные цены, чтобы только не остановить постройки. Обе пароходные машины, весом более 3000 пуд., доставлены из Нижнего Новгорода по частям и последний транспорт пришел только что 6-го минувшего Октября. В Воскресенье 26 Октября происходило освящение на Лиственничной пристани одного из них вновь выстроенных пароходов, названного: «Муравьев-Амурский». Не смотря на время года, погода стояла прекрасная. Накануне спуска парохода, прибыл Генерал-Губернатор на пристань в 5 часов пополудни. Все засуетилось к принятию дорогого гостя, поместившегося в доме г. Бенардаки возле гостиницы. На другой после того день, в 8 часов утра началось Богослужение, совершенное в местном храме Архимандритом Посольского монастыря с двумя священниками. \в половине 10-го двинулась оттуда к пароходу духовная процессия и ровно в 10-ть часов началось его освящение с обычною торжественностью. По окончании церемонии, по команде Графа Муравьева-Амурского подмостки подрублены – и чрез минуту пароход, украшенный разными флагами, скатился в море при громе пушек.


В 12 часов Генерал-Губернатор прибыл с прочими в гостиницу к обеденному столу; гостей собралось более тридцати человек – в том числе были и дамы. За обедом провозглашены тосты: в честь его Сиятельства Графа Амурского, владельца парохода Д.Е. Бенардаки, его строителей гг.Гуда и Бечаснова, его Превосходительства К.К. Венцеля, и другие. Все тосты сопровождались громким «ура!».


В тоже время в другом, в верхнем этаже гостиницы пировались прикащики старого и нового пароходства, лучшие мастера с подмастерьями и другие лица, приехавшие из Иркутска на пристань из одного любопытства. Их собралось на обед человек тридцать. А в самых слободах Лиственничной и ближайшей Никольской угощался народ – и все это на счет пароходства, чтобы ознаменовать настоящее событие. Всего было вдоволь, все веселились на славу, ликовали и остались совершенно довольны радужным угощениям.


Длина того и другого парохода 22 саж. внутри; отделка обоих чудесная. Граф Амурский остался весьма доволен устройством этих судов и в знак особенного удовольствия пожаловал пред отбытием в город 160 рублей работавшим на пароходах, т.е. по рублю на человека.


5 числа Ноября спущен в море столь же благополучно и другой пароход, названный «Бенардаки» по имени почтенного владельца.


Таким образом теперь появились на Байкале три прекрасных парохода; остановки при переездах через море никакой, и вместо того, чтобы проводить на нем недели, иногда месяцы посреди невыразимого ни на каком языке страха и терпения, теперь вы переезжаете на летучем пароходе в 6-8 часов. Ведь это прелесть! Крушения судов, бедствия несчастных пассажиров, мною рассказанные и которые часто случались в прежнее время, — скоро будут существовать в одних преданиях.


В половине текущего года присоединена к нашей Империи на дальнем Востоке целая прекрасная страна, пространством превышающая Германию, И Амур снова сделался достоянием России; а в конце этого же самого года поспевают новые пароходы, чтобы не встретилось остановки в сообщениях с непочатым краем, которому недалекая будущность сулит столь многое! Скажите, кто этому не порадуется?


Иркутянин.

Опубликовано 20 ноября 1858 года.

776

Видео

Нет Видео для отображения
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!
.