Церковь Николая мурликийского чудотворца в тункинском крае.

Наружный вид и размеры церкви

Николаевская в тункинском казачьем селении приходская деревянная церковь отстоит от г. Иркутска в 192 верстах, и есть одна из древних деревянных церквей в иркутской епархии.

Время построения церкви положительно не известно, но по преданию можно относить в 1730 годам. В Иркутских Епархиальных ведомостях за 1874 год в № 52 говорится, что Николаевская церковь, находящаяся в четырех верстах от тункинской Покровской, называемая крепостной и казачьей, построена, в 1744 г. прихожанами-казаками, охранявшими русские границы от Монголии, о освящена в 1747 году.

Народное предание жителей села Тункинского – казаков, согласно и с Иркутскими Епархиальными Ведомостями (1867 г, № 28), о построении сей церкви гласит так: часть казаков иркутского острога, поселившихся на левом берегу реки Иркута и основавших острог под именем Тункинского, от реки Тунка, в 1670 году к одной из стен острожных, построенных в 1662 году (острог был на том самом месте где теперь стоит церковь, примкнули еще три стены, и из этого здания образовали часовню во имя спасителя Николая, по поводу явившейся здесь, как гласит предание христиан и самих бурят, иконы сего святителя, до ныне благоговейно чтимой даже некрещеными бурятами и заграничными монголами. Часовня существовала до 1737 года, по сгорании коей построили другую. Между тем у казаков предков в 1730 годах, шло рассуждение о построении церкви, и о выборе места бросались жребии, которые до трех раз указывали строить церковь на месте часовни. Но казаки из опасения, чтобы их церковь от палов когда-нибудь не сгорела, так как крупный сосновый лес был от часовни в саженях 20 или менее (в настоящее время в этом лесу кладбище жителей, как Тункинского, равно и Николаевского прихода), порешили построить церковь под горой, на том самом месте где ныне квартира священника. И что же? Церковь только что построилась, ночью от разложения рабочими огня вблизи крыла и на ночь не тушенного, дотла сгорела. Тогда казаки, построили новую ныне существующую церковь на том месте где была часовня, и где, по преданию, вблизи на сосновом пне явилась икона святителя и чудотворца Николая. Сия новая церковь окончена и освящена в 1747 году по указу иркутской духовной консистории от 21 марта того года. Под церковью во св. алтаре есть деревянный крест уже подгнивший, на нем начертаны знаки, из коих можно только понять: «26 марта» не есть ли это день освящения церкви?

Главный корпус храма формы четырехугольной, длины и ширины 6.75 аршина, высоты 4 сажени, паперть длины и ширины 5,25 арш., высоты 6 аршин, увенчан поверх двухскатной крыши осмериком и на нем главой, обитыми железом, окрашенным медянкой, с железным прорезным золоченным крестом. Церковь обшита тесом. В храме десять окон полукруглых в 8 стекол и два круглых вверху. Крыша на церкви деревянная.

По левую сторону храма в расстоянии четырех сажень, до 1879 года существовала четырехугольная колокольня, имеющая вид башни, с кладовой под оной. В 1879 году эта ветхая колокольня с разрешения епархиального начальства разобрана и соединена с церковью; из кладовой сделана паперть. Колокольня вышиной 7 саж., длины и ширины 7,5 саж., куполообразной кровлей, на которой возвышается тонкий шприц в сажень вышины, обитый железом и увенчанный железным золоченным крестом. Вход в церковь с западной стороны. Святой алтарь длины 6 ар., ширины 5,5 арш., высоты 3 арш., в нем три окна в два стекла в 9 и 10 вер., обит шпалером.

Церковь обнесена с западной стороны палисадом с таковыми же воротами, а прочие стороны забором в длину 16, а в ширину 14 сажень.

Внутренне устройство церкви.

Престол один во имя святителя Николая хурликского чудотворца длиной 1,5 арш., и шириной 1,25 арш., по размеру алтаря довольно велик, на нем срачица грубого холста, по верху обведен вервией из обыкновенной тонкой веревки, вероятно за неимением в те времена шелкового шнура. Можно предполагать по обведенной верви, что храм освящен был по чину священническому.

Предалтарный иконостас работы древней, без всякой резьбы, царские врата глухие, вышины 3 арш. и ширины 1,5 аршина, разделенные рамками на шесть частей – на них вверху изображено Благовещенье и затем четыре Евангелиста; по левую сторону от них одна пономарская дверь, на коей изображен архидиакон Стефан. Иконостас состоит из двух ярусов; в верхнем ярусе, в средине, древний образ Нерукотворенного Спаса, венец и гривна на нем серебряные в 3,5 фунта, длиной и шириной 1,5 арш., под стеклом; по правую сторону – иконы апостолов: Иоанна Богослова и Петра и Павла, по левую – Матфея, Андрея и Филиппа, каждая икона длины 2 арш. и ширины 0,75 арш. В нижнем ярусе по правую сторону икона Вседержителя с предстоящими Божьей Матерью и Иоанном Богословом, длиной 1 арш. 2 вер. и ширины 1 арш. Образ святителя Николая мурликского чудотворца, почитаемый чудотворным явлением, очень древнего письма, длиной 0,75 арш., шириной 2 четв., украшенный весь серебряной позолоченной ризой. Святитель Николай изображен в рост с воздетыми руками. Образ этот вставлен, в позолоченную раму, и в киот оклеенного красного дерева (Образ для сделанья рамы и киота относим был прихожанами-казаками в Иркутск в 1850 годах, при командире казачьего полка Модлере).

По левую сторону – икона Скорбящей Божьей Матери в серебряной под золотом ризе, длиной 12 арш. 2 вер., шириной 1 аршин. Образ святителя Иннокентия Иркутского чудотворца, длиной 3 чет. и шириной 2 четвнерти. Стены в храме обелены известью, потолок в трапезе оштукатурен в трещинник. Нагревается церковь голландской печью, помещенной под церковью, в сторожевой палатке.

Утварь и архив церковный.

Напрестольное Евангелие в лист, в бархатном переплете, образ в средине и наугольники желтой меди с чеканными изображениями, печатано в Москве при Императрице Анне Иоанновне в 1735 году. Евангелие в лист в беломедной оправе, на передней деке пять финифтяных икон, печатано в Москве при Императрице Екатерине Алексеевне 1791 года.

Напрестольный крест серебряный (в описи 1846 года значился ценой семь рублей ассигнациями).

Дарохранительница напрестольная белой меди, на ней пять икон на финифти – четыре дитых херувима.

Дарохранительница оловянная в виде ящика, веса 2 фунта.

Потир и дискос серебряные под золотом с финифтяными изображениями, — с прибором.

Потир и дискос серебряные без позолоты, старинные, весом 2,75 фунта.

Оловянный сосуд с чеканными изображениями, с украшениями из меди, старинной работы.

Древняя икона Рождества пресвятой Богородицы, мерой длины 9 вер., ширины 8 вер., на ней надпись: «писал Иван Пурецкий 1774 году месяца сентября 4 дня».

Из старых архивных документов церкви сохранились:

Приходорасходные книги с 1812 года.

Дело за 1841 год; в нем замечателен следующий документ тункинского пограничного пристава. 19 ноября 1841 г. № 746. Священнику тункинской Николаевской церкви Даниилу Кострову. 1-го числа сего мясца удавился здесь 13-летний казачий сын Дмитрий Зарубин. Этот пример самоубийства в столь молодые годы неслыханный. – читая статистические отчеты христианского грамотного мира едва ли можно найти подобный пример. По следствию оказалось, что мальчик этот никогда не бывал в церкви, ни разу не исповедовался, и родители не хотели его отдать его в училище, где он мог бы слышать закон Божий, получить понятие о добре и зле, научился бы терпению и переносил бы с христианским смирением самые несчастья, если он точно имел их, и вероятно не решился бы на самоубийство, к которому привело его нечто другое, как дикость, незнание закона Божьего, непосещение церквей, не соблюдение христианских обязанностей и наконец упорство родителей от отдачи его в училище. Ваше священство не оставите этот ужасный пример Божьего наказания за нерадение к церкви и к обучению грамоте поставить на вид прихожанам своей церкви и сделать им внушение, чтобы и они посылали детей своих в церковь для молитвы и исповеди и отдавали бы их в училище для обучения, и помолите Всевышнего, чтобы он избавил нас от такой низкой закоснелости в невежестве и от подобных нынешнему странных случаев. Я с прискорбием должен еще сказать здесь, что спрошенные по делу сему дети от 10-ти и более лет все они ни разу не были в церкви, не исповедовались и не знают не только годов своих, но даже некоторые не знают своих имен, как например сын станичного казака Ермакова Лавра называет себя тавром. Таким только крайним невежеством можно объяснить несчастный случай, об котором я долгом своим почел писать к вам.

Пограничный пристав Черепанов.

Колокольня.

На колокольне пять колоколов. На большем колоколе надпись: «сей колокол Демидова завода веса 9 п. 4 ф.»; колокол 4 п.; колокол 3 п. 10 ф., колокол 2 п. 21 ф., колокол 22 ф.

Причт и прихожане.

Причта при церкви по последним штатам 1877 года полужено: настоятель и два псаломщика; но по малочисленности и бедности прихода на лице состоят настоятель и псаломщик.

Прихожане состоят из казаков; приходских дворов числится в настоящее время 233, а жителей в них обоего пола 1525 душ. Все прихожане православного исповедания.

По рассказам старожилов, при тункинской Николаевской церкви бывал священник Евфимий Попов, но в каких годах неизвестно. Из подписей в приходо-расходных книгах видно, что в 1821, 1822, 1823 и 1824 годах был здесь священником Федор Кокоулин. В 1825 году значатся священники Федор Кокоулин и Афанасий Евфимиев Попов, сын священника Евфимия Попова.

Священник Афанисий Попов помер при тункинской Николаевской церкви, погребен против алтаря в ограде церковной, над могилой его памятник с надписью: «под сим камнем покоится прах тункинской Николаевской церкви священника Афанасия Евфимова Попова; от рождения своего прожившего 90 л., скончавшегося 1832 года, день памяти его 15 января».

В 1833 году священник Лука Афанасьевич Попов, сын священника Афанасия Попова и Василий Каноровский.

Василий Каноровский памятен в приходе тункинской Николаевской церкви по следующему обстоятельству, переданному жителями: в одно время заведывающий казаками в Тунке командир Черепанов и священник Каноровский имели намерение упразднить Никольскую церковь по ее ветхости, иконы и утварь перенести в тункинскую Николаевскую (ныне Покровскую) церковь, для этой цели Черепанов прибыв с командой, хотел приступить к выносу из церкви икон; казаки-прихожане ударили в набат и не дозволили тронуть церкви, командир, оскорбившись непослушанием подчиненных снявши саблю, бросил оную на землю, но казаки устояли и не дозволили тронуть церкви.

В 1839 г. священник Василий Каноровский.

В 1840 г. священник Георгий Благовещенский.

В 1841, 1842, 1843, 1845, 1846, 1848, 1849, 1850 г. священник Даниил Костров. Пономари: Иван Афанасьев Попов, сын священника Афанасия Попова и Василий Попов.

В 1844 году священник Даниил Костров и Александр Закомельский.

В 1847 году священники Даниил Костров и Алексей Васильев Попов.

В 1851 и 1852 году священник Иоанн Свидерский.

Священник Иоанн Свидерский помер при тункинской Николаевской церкви, погребен в ограде церковной против алтаря, над могилой его памятник с надписью: «в Бозе почивший смиренный и кроткий иерей, магистр, Иоанн Кириллов Свидерский, родился в волынской епархии, окончил курс черниговской семинарии и совершил высший учебный курс в киевской академии, скончался 1852 г. апреля 18 дня, от роду имел 34 г. 4 месяца тезоименитство 4 декабря.

В 1859, 1860, 1861, 1862 и 1863 священник Николай Никольский, диакон Асинкрит Кокоулин и пономарь Яков Попов.

В 1864 году священник Иоанн Знаменский, пономари Вадим Аргентов и Яков Попов.

В 1865, 1866 г. священник Павел Грозин, диакон Асинкрит Кокоулин, пономарь Яков Попов.

В 1867 г. священник Филипп Павлов Савин.

В 1868 г. священник Иоанн Петров Попов, дьячок Семен Иванов Попов, сын пономаря Ивана Попова.

В 1874 г. священник Иаков Иоаннов Попов.

В 1876 году священник Василий Афанасьев Орлов.

Священник Василий Орлов помер при сей церкви 26 июня 1876 года, 29 лет, погребен против алтаря в ограде церковной, над могилой его есть памятник.

В 1876 году священник Александр Петров Литвинцев.

Священник Александр Литвинцев помер при сей церкви над могилой его памятник, с следующей надписью: «здесь покоится священник сей церкви Александр Петров Литвинцев родиной в Америке на острове Кадьяке 2 ноября 1841 года, скончался 3 апреля 1879 года на 3 день Пасхи. Сей памятник от супруги его Колерии Прокопьевой урожденной Громовой.

В 1879 году священник Николая Прокопьев Громов.

Из упоминаемых священников некоторые были при тункинской Николаевской церкви постоянным, но заведовали оной, состоя при Покровской церкви, так как Никольская церковь не только была приписываема к Покровской, но и закрываема. Подтверждением этому служат следующие факты: в архиве церковном есть копия с указа Святейшего Синода, прописанного в указе Иркутской духовной консистории от 22 января 1852 года за № 273, в котором прописано: в консистории слушали указ Святейшего Синода, от 31 октября минувшего 1851 года, об упразднении прихода тункинской Николаевской церкви и об образовании особого прихода при вновь построенной церкви в деревне Култуке с переводом жалования производившегося доселе причту тункинской Николаевской церкви в количестве 212 руб. сереб. со 2-й половины 1852 г. С утверждения его высокопреосвященства приказали: по окончании в Кулутке постройки церкви причт тункинской Николаевской церкви перевести в Култук с правом на получение жалования.

На метрической книге, хранящейся в архиве церковном за 1864 год, рукой священника Иоанна Знаменского сделана следующая надпись: с 18 декабря все требы, совершаемые причтом тункинской Николаевской церкви, вследствие присоединения оного причта к Покровской тункинской же церкви, на второй штат, по указу духовной консистории, с утверждения его высокопреосвященства 20 октября сего года последовавшему, имеют быть записываемы в метрической книге Покровской церкви.

Содержание церкви и причта.

На содержание церкви постоянного оклада не получается, кроме обыкновенных церковно-приходских доходов, в числе коих процентов по двум свидетельствам банка иркутского сиропитательного дома на 550 руб., вложенных купцами Лавтрентьевыми в поминовение умерших их родственников.

С 1840 по 1851 год причт получал вспомогательного оклада 85 руб. 71 коп. по полугодно. После этого на причт получалось жалования 212 рублей. В настоящее время настоятель получает 180 рублей, псаломщик 60 руб., второй 30 руб. У причта 55 десятин сенокосной земли, по имеющемуся плану, квартиры и отопление.

Доходов в пользу церкви свечных, кошельковых, процентных и проч. в минувшем 1879 году было 351 руб. 87 к. и в пользу причта до 300 рублей.

Благочестивый обычай.

К благочестивым обычаям прихожан тункинской Николаевской церкви должно причислить очень частое ношение икон из храма по домам; обыкновенно икон вносится в дом до десяти в раз, и этот день для домохозяина считается днем праздника.

Священник Николай Громов.

26 марта 1880 года.

С. Тунка.

Опубликовано 18 октября 1880 года.

1306

Видео

Нет Видео для отображения
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!
.