Суд над шаманом

12-го Апреля сего года ехал я из Гужир в Кяхтинский улус, в 20 верстах от Гужир, на пути к Тибильтинскому селению. В этом улусе около 10 юрт. Подъезжая к нему, я заметил толпу бурят среди улуса, а в этой толпе одного бурята, привязанного к столбу. У бурят внутри двора непременно бывает столб около сажени вышиной для привязывания коня приезжающим к домохозяину. У богатых с этой целью бывает два и три таких столба. Привязанный к столбу бурят просил своих товарищей, чтобы отвязали и отпустили его. Это меня очень заинтересовало. Я подъехал ближе и увидел, что около столба кругом положены шаманские принадлежности и догадался, что происходило шаманство. Шаманство и ламаизм доселе находятся между собой в борьбе; первому буряты, даже считающиеся ламаитами, более сочувствуют, чем ламайству, которое бессовестно эксплуатирует их в экономическом быту. Когда я подошел к столбу, то привязанный узник просил меня освободить его от пытки. Я спросил бурят: что это значит? – Мне объяснили, что бурят этот шаманил по юртам и в своем экстазе до того одурел, что начал всех неистово бить, как попало, шаманской палкой; почему они вынуждены были связать его и привязали к столбу, покуда он придет в нормальное состояние. Объяснив это, буряты человек до 10, в том числе один бывший родоначальник – Семен Карлов, просил меня написать на шамана приговор, дабы представить виновного на суд Степной Думы. На это я им ответил: «здесь нет ни бумаги, ни чернил; приезжайте в Гужиры, если хотите судиться с шаманом». Они обещались приехать, и привезли все шаманские вещи. Я сказал: «судите своего шамана, как знаете, а вещи я возьму с собой, чтобы впредь того же не случилось с вами». Взял вещи и увез их в Гужиры. Тем дело и кончилось. Вещи эти следующие: 1) оргой – одежда шамана, сшитая из белой какой-то, кажется, парусиновой ткани; по ней от самого ворота до низа вдоль пришито несколько змей, которые сделаны как будто из веревки, обтянутой каленкором и другими разноцветными лоскутками, а на плечах вшиты гусиные крылья; 2) бубен, — с одной стороны обтянут кожей, а с другой рукоятка и намалеванная личинка, 3) хорба – шаманская палка; с верхнего конца вырезан какой-то бурхан (тогда как у истинных шаманов, напр., за Байкалом бывает конская голова и т.п.), С того же конца палка увешана ламскими ходоками (в Тунке буряты придерживаются ламаизма); 4) махаябчи – шлем (малагай — шапка), наклеенный на холсте, в обхват головы, сверху оклеен золотой бумагой, по коей множество мелких раковин, пришитый крестообразно по 4, т.е. две пары одна против другой, вокруг всего малахая, спереди спускается густая черная бахрома из шелка, в виде челки конской; на макушке пук перьев, как на военной каске и два медных рога, в виде козьих с отростками, сзади привешены тоже ламские ходоки. – Такими-то пошлыми выдумками враг рода человеческого старается залечь в свои сети жалких людей, призываемых к свету благодати Христовой!

Диакон Гужирской Миссионерской Церкви.

Алексей Попов. 21 Августа 1876 г.

Опубликовано 4 сентября 1876 г.

491

Видео

Нет Видео для отображения
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!
.