Летопись, построения и событий г. Селенгинска с 1674 по 1874 год. Часть 2.
1785 г. в Духов день от внезапной прибыли Чикоя Селенга выступила из берегов и отмыла целый квартал города; река направила русло к правому берегу, и постепенно стала отбивать оный. В этом квартале, до смытия его наводнением, стоял дом обывателя Вохрина; в доме этом некогда проживал Святитель Иннокентий; но не осталось предания, был ли этот дом истреблен пожаром или нет. Впрочем, предания о месте, где стоял дом Вохрина, сбивчивы: иные утверждают, что место это не смыто и находится на оставшемся берегу.
1805 года Января 30-го, после полудня тоже от неизвестной причины при тихой погоде сгорела ветхая Казанская церковь.
1819 г. летом скончался, священствовавший в Спасском соборе около 30-ти лет Протоирей Александр Корытов. Он пользовался особым благорасположением шефов и командиров квартированного гарнизонного полка, в особенности Генерал-майора Ивана Карловича Винклера. При посещении их проезжавшими вельможами он постоянно приглашаем был для беседы, обращал на себя внимание как образованный и передовой пастырь. Он был уважаем обывателями Селенгинска и любим своим причтом, сельскими прихожанами, а в особенности детьми всех сословий, которых он старался приучать к молитве в церкви, знанию священного писания и церковному пению по уставу. Последний из его учеников, Селенгинский купец Михайло Михайлович Лушников, скончался 11-го Ноября 1872 г., на 79-м году. Он обращал на себя внимание многих Иркутских Иерархов, имевших случай убедиться в твердом знании им церковного устава. Обыватель этот долгое время был душой и руководителем коблагу общества.
1822 г., июня 22-го Селенгинск низведен на степень заштатного города Иркутской губернии.
1823 г. расформирован и выведен из города Селенгинский гарнизонный полк.
1827 г. выведен в Красноярск бывший при полку полубатальон военных кантонистов.
1830 г. Наводнение от прибыли воды в Селенге доходило до значительных размеров; отмыло вновь большую часть правого берега, снесло многие дома. К тому присоединились наводнения горных потоков, с проливных дождей; в два таковы наводнения 54 дома значительно повреждены, а некоторые совершено разрушены. Задняя часть города занесена песками и каменьями, несшимися с дождевыми потоками с крутых оврагов обманного хребта. – Название это хребет получил со времени основания Селенгинского острога: во время набегов монголов на вершине хребта часто показывались их отряды, производящие фальшивые атаки. Это обстоятельство, наконец, вынудило ходатайствовать о переселении города на левый берег Селенги в Урочище Таев, в 3,5 версты от старого города. Совершенно безопасное от наводнения реки.
1840 г. Сентября 6-го последовало Высочайшее в Бозе почившего Императора Николая I-го повеление о перенесении города на избранное место, с учреждением плана города. Отпущено на перенос церкви и домов священно-церковно-служителям 5000 рублей ассигнациями; — дарована 10-тилетняя льгота от платежа купцам гильдейских пошлин, а мещанам податей и повинностей.
1841 года Июля 11-го на месте, где по плану города назначено быть церкви, после молебна произведена закладка города, и затем жители начали постепенно переселяться на левый берег.
1845 г. Сентября 6-го на том же месте произведена закладка деревянной на каменном фундаменте церкви, во имя Покрова Пресвятой Богородицы. По окончании постройки, церковь освящена 29-го Ноября 1846 г. А 5 –го Апреля 1853 г. от неизвестной причины сгорела.
1845 г. основано первое приходское училище.
В конце сороковых годов упразднена бывшая в городе гарнизонная Артиллерия.
1850 года Марта 17-го Высочайше утверждено основание конного Забайкальского казачьего войска, из пограничных казаков, потомков завоевателей Забайкалья. В Селенгинске, как центре бурятского населения, назначено быть бригадному штабу 3-й бригады, состоящей из бурят.
1851 г. Июля 11-го Селенгинск причислен к Забайкальской области.
1854 г. Июля 3-го произведена на кладбище закладка деревянной, дозволенной на перенос из старого города, Покровской церкви. Таковая поставлена на каменном фундаменте освящена 5-го Февраля 1855 г.
1862 г. Святейшим Синодом повелено Викариям Иркутской Епархии именоваться Епископами Селенгинскими. Первым таким Викарием назначен был Преосвященный Вениамин, ныне Епископ Иркутский и Нерчинский.
Того же года 25-го Февраля скончался потомственный почетный гражданин и 1-й гильдии купец Дмитрий Дмитриевич Старцев, имевший всеобщее уважение, соединявший в себе все отличные свойства ума и сердца, благотворитель бедных и свят. Храмов. Он один Селенгинских граждан дал трем своим сыновьям образование в высших учебных заведениях в Москве, а дочерям в Иркутском Институте. При погребении его толпы сельских жителей и бурят провожали гроб с искреннем чувством сожаления о потере своего благодетеля. Отец его был женат на дочери Селенгинского купца Ворошилова, пользовавшегося всеобщим уважением, сколько по богатству, столько же за честность и редкое в то время развитие. Дом его был всегда квартирой всех важнейших лиц, посещавших город.
1863 г. Селенгинск назначен быть окружным городом Селенгинского округа, с полицейским управлением в оном.
1867 г. по общему желанию всех сословий жителей Селенгинска, в память двукратного чудесного спасения жизни Государя Императора 4-го Апреля 1866 и 25-го Мая 1867 года предположено на месте сгоревшей Покровской церкви в центре города соорудить каменный трехпридельный храм во имя Вознесения Господня, святого Иоанна Предтечи и святителя Иннокентия. 12-го Июля того же года Преосвященным Вениамином, первым Викарием Иркутской Епархии Епископом Селенгинским освящено место для предполагаемого храма. 1870 г. Октября 1-го Преосвященным Мартинианом, вторым Викарием и Епископом Селенгинским, произведена во рвах закладка оного.
1873 г. Июня 10-го. Селенгинск имел счастье встретить и проводить, возвращавшегося из заграничного путешествия Его Императорское Высочество, Великого Князя Алексея Александровича, первого из царской семьи посетившего сей отдаленный от сердца России край. Его Высочество останавливался на квартире в доме наследников потомств. почетн. граж. Старцева.
Того же года Святейшим Синодом повелено быть в Селенгинске на новом месте соборной церкви.
29-го Ноября основано училище для девиц.
Со времени основания Забайкальского казачьего войска, находится в городе, основанная в 30-х годах в Троицкосавске Русско-монгольская школа, для обучения в оной преимущественно бурятских детей из казаков; для чего и преподаются Русский и Монгольский язык. С прошлого года школа эта поступила под ведение министерства народного просвещения.
Местоположение города на левом берегу Селенги, прямо на запад от старого города на покатой площади от севера к югу, окаймленной высокими погорьями, обнаженными от всякого леса; место от наводнений безопасно, но сухие колодцы для пользования водой у жителей города от 6-ти до 8,5 сажень глубиной. Почва земли состоит из крупных обломков известняка, неудобная к хлебопашеству и огородничеству. Через город пролегает существующая издавна из Иркутска в Кяхту почтовая дорога. В географическом положении город находится от границ Монголии и Кяхты с юга 95-ти от Байкала или Посольска с севера 247-ми, прямо же через хребет верховой тропой, проложенной бурятами охотниками, до станции Мишихи, на берегу Байкала, в 100 верстах. В настоящее время в Селенгинске домов обывательских на левом берегу 222 и оставшихся на правом 50. Число жителей обоего пола вообще 1061 человек.
Выгонная земля, в 2-х верстной пропорции, состоит 1) из караульного Луга. То название произошло от небольшого утеса на левом берегу Селенги, выше соединения с Чикоем в 7-ми верстах от города. В древние времена для обеспечения от внезапных набегов монгол стояли там казачьи пикеты, — и 2) из острогов по рекам Чикою и Селенге. Земля на них способна для сенокосов трав, если нет наводнений; но они часто повторяются и общи для всех прибрежных жителей в долине Селенги и Чикоя. Для хлебопашества земель нет, а занимающиеся оным нанимают землю у окружающих город бурят.
Развития ремесленной промышленности в городе почти нет.
Торговля города, с приведением в действие последнего трактата с Китаем, по которому китайцы торгуют беспошлинно и завели лавки во всех более значительных селениях и около многих дацанов (кумирен), — постепенно упадает, так как крестьянам и бурятам не зачем ездить в город за покупками, имея под боком китайскую лавку. Это обстоятельство некоторым образом отстраняет бурят от сообщений с русскими, и особенно вредно для распространения между ними христианства. Допущение при дацанах (кумирнях) китайских лавок не составляет ли части пропаганды лам, старающихся держать бурят в заблуждении? Мнение это основано на том, что ламы стараются вытеснять русских торгующих при главном дацане.
Город Селенгинск находится в центре Селенгинских бурят, опоясан дугой от севера и запада к югу их дацанами (кумирнями) находящимися от города в расстоянии: Оронгойский 70-ти, Загустайский 30-ти, Ацайский 30-ти, главная Гусино-озерская в 25-ти, Иринская – 60-ти и Бултумурская – 50-ти верстах. Но при всем этом город со времени пребывания в оном Святителя Иннокентия доселе исполняет миссию распространения христианства. Типы жителей православных селений окружающих город на далекое расстояние свидетельствуют о происхождении их и бурят и монголов.
Селенгинск, основанный военными и для военных целей, — почти во все время своего существования служит местом пребывания в нем войск. Причина помещения в оном войск – не есть ли нахождение его на военном стратегическом пункте – судить не нам. Взгляд на долину р. Селенги изложен в «опыте военного обозрения русских границ в Азии» сочин. Артиллерии Полковника Венюкова.
Будучи убеждены, что во всем прошедшем, настоящем, равно и будущем нашего города существовал, существует и будет существовать промысел Божий, и управлять судьбой его всемогущая десница Божия, жители Селенгинска 200-летнее существование города почтили благодарной молитвой Творцу веков. Молитвой же они начали и жизнь нового столетия.
Алексей Седов.
Селенгинск, 2-го Октября 1874 года.
Опубликовано 14 декабря 1874 года.
Летопись, построения и событий г. Селенгинска с 1674 по 1874 год. Часть 1.