Историческая икона Божьей Матери в Селенгинске.
Селенгинск, малолюдный заштатный городок, в Забайкальской Области, в Верхнеудинской зависимости, заслуживает заметного места в истории Восточной Сибири. «Из Селенгинска, ныне так ничтожного, — рассуждает П.А. Словцов, — развилось Русское оцепление Забайкалья до груды гор, накиданных от оконечности Байкала к р. Джиже.» — В Селенгинске несколько лет имел пребывание Святой Покровитель Сибири Епископ Иннокентий Кульчицкий. В Селенгинске бывала главная квартира Чрезвычайного посланника Саввы Владиславича, — здесь он думал думу крепкую на счет упрочнения Кяхтинской торговли. По городу Селенгинску именуется ныне Епископ Викарий Иркутской Епархии. И в победоносной Российской Армии есть Полк, носящий название Селенгинского. О недавних, трогательных сношениях Селенгинских граждан с этим Полком хотим повторить сказание, которое было оглашено в свое время, но без тех подробностей какие сообщены нам ныне.
В 1854 году, как только дошла весть до Селенгинска о геройских подвигах на Дунае соименного сему городу Селенгинского пехотного полка, Селенгинские граждане сейчас же собрали по добровольной подписке 211 р. сереб. и препроводили их в пользу раненных этого полка при следующем письме:
«Удаленные на шеститысячно-верстное расстояние от сердца России, мы, граждане Селенгинские, поздно узнаем о тех событиях, которые волнуют наше любезное отечество, но узнавая поздно, мы не менее разделяем общие чувствования, одушевляющие народ русский. Все приносят в жертву отчеству посильные приношения: кто на предстоящие приготовления военные, кто в пользу воинов, кто для успокоения раненных. Несмотря на бедность нашего полуразрушенного и малолюдного города, но не имея возможности принести большую жертву, ограничиваемся подпиской в пользу раненных славного и храброго Селенгинского пехотного полка, ознаменовавшего себя в настоящую войну 23-го числа октября прошедшего года в упорном бою при Ольтснице и тем возобновляющего воспоминание Россиян о существовании нашего города, бывшего некогда первенствующем в Забайкальском крае. Да будет лепта сия, как лента убогой вдовицы, не от избытка, а от чистого сердца принесена на священный алтарь нашего любезного отечества».
Через два года Селенгинский полк отличился на новом боевом поприще в Крыму. Граждане Селенгинские сделали вторичную подписку, по которой собрали 234 р. серебром и отослали их при новом письме к подвижникам:
«Храбрые Селенгинцы! Когда слава о ваших богатырских подвигах, с берегов Дуная, достигла нашего отдаленного городка Селенгинска, мы, сочувствуя общему увлечению, принесли на алтарь Отечества посильную лепту, в пользу раненных ратных сотоварищей вашего полка. Теперь эта же стоустая слава донесла до вас весть о новых геройских делах ваших, на новом боевом поприще, где вы, ночью с 12 на 13 марта содействуя защите Севастополя, беспримерной в военных летописях, с бесстрашием и непоколебимой отвагой, свойственно только Русскому солдату – в глазах изумленного неприятеля воздвигли укрепление, оградили редут грудью своей, как гранитной стеной. Царь, Отечество и история одни могут наградить вас за такие подвиги.
Мы ж мирные жители Селенгинска, только можем удивляться и молить Всевышнего и Его Святого Угодника Георгия, да сохранит Он вас под сенью своего святого знамени и ниспошлет новые победы. Как ничтожную дань нашего удивления к доблестям вашим, мы, мирные Селенгинцы, просим храбрых Селенгинцев принять посильное наше приношение. Пусть оно будет каплей меда, услаждающей труды Вашей боевой жизни».
Государь Император удостоил за сии приношения Селенгинских граждан Высочайшей Своей благодарностью. О! Эта награда принята ими выше всех воздаяний! Но и победоносный полк сумел отблагодарить своих благожелателей соименников. Совершенно неожиданно 10 июля 1856 года получили они Селенгинского Полка следующее послание:
«Почтенные граждане города Селенгинска! В самый тяжкий период Севастопольской защиты, в августе прошедшего года, когда редели ежедневно наши ряды, мы услышали ваш голос издалека, — привет нам соименных братий, голос напомнивший нам, как смотрит на нас Отечество, вдохнувший в нас новые силы, новую крепость!
Много жертв принесено войску, во время настоящей войны всеми сословиями России; но ныне знаем жертвы, которая дала бы более права принявшим ее гордиться получением, чем жертва вами нам, принесенная! Она, купленная потоками нашей крови, вызванная нашей славой, составляет честь нашу, нашу гордость! Мы приняли ее, во имя наших раненных товарищей, с тем восторженным чувством, с каким герои древнего Рима принимали венцы присужденные им народом.
Мы не отвечали вам, Граждане Селенгинска, доселе потому, что хотели за вашу жертву отблагодарить вас приношением. Благому Провидению было угодно помочь осуществлению нашего желания.
Одно приношение вам сделали 27-го августа прошлого года, в тот незабвенный момент, когда мы трупами англичан завалив исходящий угол 3-го бастиона, именуемого союзниками Большим Редантом, и вместе с нашими Камчатскими товарищами, не только вырвали из рук врага победу, но насели ему совершенное поражение.
Другое приношение мы вам делаем теперь вместе. На берегу речки Черной, в нескольких верстах от Севастополя, насупротив той местности, на которой происходила наша первая битва с союзниками 24-го октября 1854, в подножии скалы, увенчанной развалинами древнего Инкерамана, известного в истории за 1500 лет до Р.Х., существуют пещеры, в которых, как говорит предание, в 90-х годах по Р.Х. Св. Климент, Папа Римский, проповедовал слово Божье диким обитателям края. У одной из этих пещер насечен на скале скит и церковь Божья, лицеем обращенная к позиции врагов, будто чудесный щит православия, принявшая на себя множество их смертоносных стрел, направленных на нас. Один из ударов этих принят Божественным Образом сим Печерской Богоматери, обновленным нами в разбитой обители Инкерманской. Мы вам его приносим, Граждане города Селенгинска, да, хранясь в Соборном храме вашем, напомнит он отдаленному потомству, что мы, носящие имя вашего города, сделали имя это страшным гордому Западу на высотах Инкерамнских, во рвах Селенгинского редута и на высотах Большого Реданта».
Присланная при этом письме по почте Икона принята была с глубоким благоговением и с общим восторгом всех обитателей Селенгинска от большого до малого! С крестным ходом внесли Ее в Покровскую церковь, т по совершении в сем храме Божественной Литургии, принесено было Господу Богу благодарственное моление с провозглашением многолетия Государю Императору Александру Николаевичу и Его Августейшему Дому и Селенгинскому Пехотному Полку.
Присланная Икона Печерской Божьей Матери среднедревнего письма. Дека длиной 14 и шириной 12 вершков, Пресвятая Дева изображена в короне на седалище, которое с обеих сторон поддерживают Ангелы. Руки Богоматери положены на главах двух коленопреклоненных старцев, с правой стороны Антония, и с левой Феодосия, основателей Киево-Печерской лавры. Лик Феодосия прострелен гранатой на вылет. Икона прислана в киоте, оклеенной дубовым деревом, покрытым политурой; рамы резные, золоченные по полимненту. Но в 1859 году, от усердия как Селенгинских граждан, так и иногородних, на Икону устроена в Москве серебряная позлащенная риза, и еще другая киота. По случаю сих заказов сама Икона посылалась в Москву, и возвращена в январе 1860 года. Риза с киотой и с доставкой обошлась в 470 рублей. Благоукрашенная Историческая Икона стоит теперь в Селенгинской Покровской церкви за правым клиросом.
Сообщено от Селенг. гражданина Григория Антоновича Кондакова.
Опубликовано 6 марта 1865 года.