Из с. Братского. Август 1883 года.

По поводу примечания вашего к моему сообщению о проплытии вниз по ангаре через пороги парового катера, спешу добавить мое сообщение следующими добытыми мною сведениями. Попытки подняться на катере вверх по порогам не сделано было потому, во-первых, что суденышко это слишком малосильно для того, чтобы противостоять могучему напору волн и потому, во-вторых, что катер, как я и писал, сидит глубоко. На шиверке, в наплыве в Падунский порог, и в самом пороге катер задевал килем о дно более десяти раз, конечно не останавливаясь на пути, что приметно было даже нам, следившими, за его проплывом; не остановился он где либо на плите в пороге только потому, что механиком нагнано было паров до 60 фунт.; катер, вследствие этого и естественного стремления воды, шел очень ходко, так что винт работал в ту пору со скоростью 125 оборотов в минуту.

Понятно, что если катер, плывя по течению воды и при таких обстоятельствах, задевал о дно, то подняться вверх ему по этому было немыслимо.

Долгий порог, как я потом узнал, катер проплыл отлично. Порог этот глубокий и г. Калистратов делал только промер порога и подпорожицы; хотя он и думал сделать подъем по порогу, но не рискнул, должно быть, опять же не надеясь на силы машины.

Г. Калистратов говорил, что будущей весной он приплывет из Енисейска в Иркутск большим пароходом. В поднятии по порогам он не видит препятствий, разумеется, под условием, что пароход должен быть значительно сильный, сил в 100-120 и мелко сидящий. В случае, если бы пароход не осилил напора волн в порогах, то можно подняться при помощи тауэра. На случай крайнего маловодья в Падунском пороге, когда не было бы возможности плыть и на четырех четвертях глубины, предполагается проложить по лугу, с левой стороны порога, железную дорогу, расстоянием версты на две с половиной, для того, чтобы на подпорожьи судно облегчать, на сколько нужно, разгрузив его; судно пойдет в порог, а груз перевезется по рельсам до с. Падунского, где груз опять положится в судно. Возможность к устройству железной дороги тут полная, потому что место ровное, нет ни одного бугорка; только кой где придется загрунтовать болотца. Этот проект, по всему видно, оказывается лучше всех соображений об устройстве обводного канала мимо Падунского порога, о котором когда-то толковали. Конечно, наука и деньги делают великие вещи; поэтому неоспоримо, что и канал мог бы быть сделан, но разработать тот поклад почвы, что лежит под верхним слоем наноса – дикий гранит, стоило бы огромных денег. Между тем как проложить рельсовую дорогу, где не предполагается каких либо особых затей, потому что они тут не нужны, будет стоить, говоря относительно, очень не дорого и выйдет очень удобно. Наконец, если бы предпринимателей тяготила перегрузка, то на таком коротком расстоянии, как 2 с небольшим версты, ведь можно устроить и такие подъемные машины, которые поднимают из воды судно с грузом, пуская его по рельсам и потом опять спускают в воду, на подобие того, как предполагалось устроить в Панамском перешейке, взамен прорытия канала. Предложение это, в данном случае, не может считаться грандиозным, если сравним расстояние около Падунского порога с расстоянием Панамского перешейка, соединяющим два океана.

Которому именно из этих предложений дано убудет предпочтение я не могу ручаться, хотя отнюдь не вижу никаких препятствий к осуществлению их; но говорить утвердительно потому нельзя, что исследователи хотя и говорят кое-что, но, как будто, чего-то и не договаривают. Это, кажется, в обыкновении у всех коммерсантов. Оно, положим, и резонно – не говорить утвердительно о деле, еще не осуществленном.

И. В-в

Опубликовано 21 августа 1883 года.

391

Видео

Нет Видео для отображения
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!
.