Путешествие в верхнеангарский край для обозрения церквей.

Из г. Баргузина в Верхнеангарск два пути: водой и сушей. Сушей около 300 верст путешествуют в экипажах, а 150 верст можно проехать только верхом по рекам, горам и утесам, не встречая на всем пути тайгой ни одного человеческого жилища, сколько-нибудь способного укрыть от грозы, проливных дождей и бурь. Водный путь – Байкалом от устья реки Баргузин до нижнеангарской пристани рыбопромышленников, также известной под название Дагарской пристани, находящей при устье р. Ангары, впадающей в Байкал, а от этой пристани путь вверх по р. Ангаре лодкой в расстоянии 150 верст. Так как верховая езда меня крайне утомляет, то я, по совету испытавших трудность пути в Верхнеангарск сушей, решился плыть в Верхнеангарск. Отслужив молебен о хотящих плыти по водам, я в 4 часа вечера 21 августа выехал из г. Баргузина с диаконом Конст. Титовым, и того же вечера к 10 часу мы прибыли в Усть-Баргузинское селение, а назавра в 2 часа дня пришел к устью р. Баргузина пароход «Синельников», по случаю бури простоявший до 9 часов утра 25 числа. В 3 часа носи на 25 число нас приняли на пароход и к 10 часу утра мы были в море, к устью Ангары прибыли 26 числа во втором часу дня. По Байкалу плыли благополучно. В нижнеангарской пристани рыбопромышленников мы остановились в доме церковного старосты нижнеангарской Предтеченской церкви, отставного старшего урядника Димитрия Афан. Курбатова, радушно предложившего нам в своем доме квартиру на все время нашего пребывания в Нижнеангарске. 27-е и 28-е прошли в приготовлениях к поездке в Верхнеангарск: рыбопромышленник Прокопий Свердлов предложил нам на сплав лодку, церковный староста Курбатов снабдил нужным в дорогу, а прочие гг. рыбопромышленники уволили шесть человек гребцов. 29-го числа отправлял богослужение в нижнеангарской Предтеченской церкви, в сослужении священника Илии Громова и диакона Константина Титова, по случаю храмового праздника и воскресного дня, а 30-го числа богослужение отправлено мной с диаконом Титовым, священник Громов облачался при служении молебна св. князю Александру Невскому, 31 числа в 12 часов дня с местным причтом мы отплыли в Верхнеангарск, в 8 часу вечера остановились на ночлег, пройдя 25 верст. 1 сентября, по случаю дождя, дневали и ночевали на 2 число. Ненастное время и ночи проводили в палатке на берегу реки. 2, 3 и 4 числа шли на гребях, ночи стояли. В Верхнеангарск прибыли 4 числа в 6 часу вечера, остановились в священнеческом доме. 5 числа я служил в старом храме, а 6 числа состоялось, по благословению архипастыря, освящение вновь построенной церкви в честь святителя и чудотворца Николая, в сослужении священника Илии Громова и диакона Титова. При стечении всего наличного народонаселения Верхнеангарска, Коморы и Ченчи. Мужчины с 15 августа по 15 сентября почти все находятся в Нижнеангарске в услужении у рыбопромышленников, а потому при освящении храма мужчин было очень мало. Тунгусов не было, они находились в тайге. В день освящения храма дома жителей верхнеангарска и Коморы посещены мной с крестом и св. водой.

Вновь освященная церковь деревянная, одноэтажная, на каменном фундаменте, построена по плану, на 120 человек, на церковную и соборную суммы. Иконостас в 500 руб. устроен на средства иркутского мещанина Серкина. Из утвари Евангелие в 200 руб. пожертвовано отставным унтер-офицером Сукиным. Церковь эта в Верхнеангарске уже третья. Первая церковь построена крестьянином Константином Кожевиным, освящена 28 ноября 1818 г. верхнеудинским протоиреем Афанасием Кузнецовым, который и погребен при этой церкви. Церковь эта тоже деревянная, весьма ветхая, стоит на берегу озера Ирканы. Берег озера у церкви оседает, вследствие сего оседает и отходит прирубленная к церкви и колокольня. В недалеком будущем, в следствие оседания берега, колокольня может упасть и разрушить саму церковь. Посему эту церковь следовало бы разобрать и построить из оной часовню. Вторая церковь построена баргузинским купцом Николаем Черных в 1846 г., освящена 12 апреля 1847 г., а на 24 января 1872 сгорела до основания со всем церковным имуществом. Причины пожары неизвестны. На месте этой церкви построена вновь освященная церковь. На другой день по освящении храма богослужение отправлялось мной, а 8-го числа – при сослужении священника Илии Громова и диакона К. Титова. Сего же числа, в 3 часу дня мы выбыли из Верхнеангарска в Коморское. В этом селении паоказывали амбар, в котором горст русских в древние времена заперлась от нападения тунгусов, стрелявших из луков. Из Коморского селения отправились в 4 часа дня, вниз по течению воды, протоками Харченкой и Катерой, в 26 верст. От Верхнеангарска впадающей в р. Ангару. Остановились ночевать на берегу Ангары, в 5 верстах от селения Ченчи. В этом селении живут четыре семейства оседлых тунгусов. Рассказывают, что в давно минувшие времена на этом месте русские встречтились стунгусами, которых русских перестреляли, лодку на которой плыли русские разрушили, муку высыпали в реку, в нее же побросали и печенный хлеб. 9-го числа шли мы на гребях, по течению реки, шесть часов, а остальное время дня стояли по случаю сильного встречного западного ветра. 10 числа шли весь день. 11 –го числа в 2 часу дня прибыли к нижнеангарской Богородской церкви, отстоящей от Нижнеангараской Предтеченской церкви в 25 верстах, на другой стороне устья р. Ангары, при протоке называемой Кичора. Остапновились в общественном доме. Жителей около церкви пять дворов. Селение это называется Душкачанским. Церковь эта постоена в 1839 г. баргузинским купцом Иваном Черных, освящена 17 августа 1840 г. На построение этой церкви, вместо пришедшей в ветхость, разрешеине дано 8 марта 1833 года арепископом Мелетием, заложена же по благословению архиепископа Иннокентия 12 мая 1838 г. Крыша на этой церкви весьма ветхая, поросла мхом и со дня постройки церкви, кажется, не переменялась. В 1878 г. иркутский мещанин Прокопий Сверлов изъявил желание устроить новую крушу в храме из готового леса. В том же году епархиальным начальством дано разрешене перекрыть церковь. Тесу заготовлено на 50 руб., но к делу не приступают, а тес портится и растаскивается. Сверлов дал слово в будущем году перкрыть церковь на свой счет. Богослужение в сей церкви отправляется в июне и в декабре. 12 сентября в этой церкви я отправлял богослужение. Из селения Душкачанского мы выбили 12 числа, в 12 часу дня, и того же числа, в 6 часов вечера, прибыли к нижнеангарской Предтеченской церкви. Церковь эта построена рыбопромышленниками при устье р. Ангары, при Дагарской пристани, почему и называется народом Дагарской, освящена в 1869 году. 14 числа богослужение отправлено в сослужении священника Илии Громова и диакона Титова. 18 числа я служил один, 19 с диаконом Титовым, а 15, 16 и 17 занимался ревизией церковных документов. Пароход в Дагарскую пристань прибыл 22 сентября в 1-м часу дня. Приняв пассажиров и меня с диаконом Титовым, отбыл к Горемыцкому сеелению для нагрузки дров. К сему селению прибыли в 8 часу вечеру того же числа, я осматривал горемыцкую часовню, которая освящена в честь св. Иннокентия в 1875 году по благословению преосвященного Мелетия местным священником о. Илией Громовым. Сасовня эта с алтарем, имеет иконостас престол и жертвенник. Богослужение в ней отправляется в июне месяце в Петров пост. Священник Илия Громов совершал в ней литургию на св. антиминсе нижнеангарской Предтеченской церкви. Из горемыцкого селения выбыли 23 числа в 5 часу пополудни, а 24 числа днем опять нагружали дрова в месте называемом «покойники», и того же числа в 12 часу вечера прибыли к устью реки Баргузина. При переходе через Байкал, с места последней стоянки до баргузинской губы, пришлось испытать сильную боковую качку.

Благочинный баргузинского округа, священник Александр Спасский.

Ноября 6 дня 1882 г.

Опубликовано 7 мая 1883 года.

580

Видео

Нет Видео для отображения
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!
.