Миссионерское путешествие преосвященного Мелетия в баргузинский край.

7 минувшего марта преосвященнейший Мелетий выехал из Посольска по делам миссии и обозрению церквей в баргузинском округе. Не смотря на плохую дорогу и другие неудобства, владыка благополучно прибыл в г. Баргузин в 9 число, в 4 часа дня. В городе преосвященнейший изволил подъехать прямо к соборной церкви, где, при торжественном звоне колоколов, его ожидали настоятель собора и народ. После обычной встречи, владыка благословивши народ, прибыл в квартиру. Вечером того же дня преосвященнейший служил всенощное бдение, а на другой день божественную литургию, за которой приобщил св. тайн до 80 человек. К вечеру преосвященнейший отправился из г. Баргузина в баргузинскую думу, в Улюнский миссионерский стан, куда прибыл в сопровождении баргузинского окружного исправника М.Н. Голузина в 10 часов вечера, и изволил отстоять вечернее бдение, а на другой день 11-го марта, служил божественную литургию, приобщил св. тайн до 10 новокрещенных и сказал изустно слово, из текста: «братие, стойте в вере, мужайтеся, укрепляйтеся». В сем слове преосвященнейший высказал, как христианин должен веровать, жить по вере, терпеть и переносить скорби во имя Христово. Проповедь эту слышал тайша язычник и другие буряты, бывшие с ним в храме. После литургии владыка принимал гостей и тайшу, которому высказал, что он носит имя святого царя Константина великого в православной церкви, почему бы ему не быть и на деле подражателем св. Константину; а он еще язычник.

Затем было посещено преосвященнейшим и исправником миссионерское училище, в котором было до 18 учащихся, и по испытании учеников владыка остался очень доволен успехами учащихся, и выразил благодарность учительнице Варваре Ивановне Мироновой.

12 марта преосвященнейший выехал из думы по баргузинской степи, к центру небольшого населения баргузинских инородцев, для приискания места в постройке нового миссионерского стана. Проехавши 40 верст, остановились для ночлега у дацана, при котором владыке довелось ночевать у одного штатного ламы. Мысль об основании нового миссионерского стана в баргузинском крае возникла с пожертвованием одним благотворителем миссии капитала, в обеспечение нового миссионерского стана, в тех видах, что здесь дело обращения язычников в христианство должно пойти более успешно, нежели в других станах, в особенности близ лежащих к границе Китая; так как оттуда проникающие под разными предлогами заграничные ламы более всего вредят миссионерскому делу, напротив в баргузинский край такого рода поездки этим ламам затруднительны. Кроме этого, там большое население тунгусов, которые скорее решаться на принятие христианской веры.

Поутру в 13 ч. Владыка с сопутствующими его, поинтересовались сходить на дацан, посмотреть и послушать ламскую службу. На этот случай, вероятно, и в дацане было обстановлено все более торжественно, но не дай Бог никому выносить такие тяжелые впечатления, с какими выходили посетители из этого ада. Безобразие идолов, — олицетворяющих страсти человеческие, оглушающий шум и гул разных, раздражающих душу, музыкальных инструментов, труб и барабанов большого и малого калибра, под аккомпанемент ламского чтения на тибетском языке, с монотонным, каким-то гробовым потрясающим душу звуком, способным навести страх даже на не суеверного наблюдателя. И действительно, нельзя было не заметить этого страха на молящихся бурятах, которые, молясь и ныряя всем телом как пернатые в воде, и поглядывая из подлобья, в свою очередь тоже представляли претворение человека в демона. Ширетуй сделан на возвышенном месте среди дацана на подушках задом к бурханам, а другие трое старших лам, совершавших служение на местах, расположенных параллельно друг другу вдоль дацана, тоже отвернулись от них. Справедливо замечено одним из наших исследователей ламской веры, что душа человеческая по природе отвращается от ложных богов и отвратительного их вида, хотя бы при этом суетном им служении.

По выходу из дацана ширетуй и ламы приглашены в квартиру преосвященного, где владыка с местным миссионером и свящ. Царевским, в присутствии их, отслужил молебен, дабы показать превосходство и характер христианской молитвы и помолиться о просвещении заблудших и спасении их от погибели. В конце молебна миссионер о. Симеон Миронов предложил слушателям изустно слово, которое через переводчика передавалось им на бурятском языке. Содержание этой проповеди вкратце было следующее: Архиерей Божий велел мне поговорить с вами о вере, т.е. какая вера лучше, ваша ламская, или наша христианская. Что вера христианская лучше вашей, это видно вам из того, что ей верует наш русский Белый Царь с своим русским народом; ей веруют: Французы, Англичане, Австрийцы и многие другие самые просвещенные народы. Из этой веры христианской в ламскую никто не пойдет, напротив, из вашей веры и из других вер в нашу идут. Если наша вера лучше, то ей должно отдать предпочтение, ее следует и вам исповедовать. Вы скажите: что нам до вашей веры? У нас есть своя, мы в ней родились, ее и должны иметь, да к тому же все веры в государстве терпят. На это скажу: добрейший и любезнейший наш Государь допускает веротерпимость по своей любви к подданному народу, как отец, но в силу этой же любви к оному, он посылает к вам миссионеров для обращения вас в православную христианскую веру; ибо ему не хочется, чтобы вы погибли во тьме язычества, а познали бы свет евангельской истины, да наша мать нежная, Царица желает вас привести к истинному Богу, ибо она приняла на себя обязанность покровительницы наших православных миссий. Да и много ли лет здесь в баргузинском ведомстве привилась ламская вера? Не более как 50 лет? Следовательно она еще не так укоренилась в ваших сердцах, чтобы трудно ее было оставить, сознавая превосходство православной христианской веры. И наши предки были язычники, но пришла пора, Владимир святой бросил язычество, сознал превосходнейшей из всех веру православную, крестился, а за ним и весь народ, тогда как в начале и он был усерднейшим язычником. Князья и Цари познавали превосходство христианской веры, а вам бы и подавно следовало оную исповедать. Тогда бы и наш Белый Царь Александр Николаевич в великой радости воскликнул бы, как св. Владимир: «Творец неба и земли! Благослови этих новых детей Твоих, дай им познать Тебя, Бога истинного, и утверди в них веру православную.» Исполнились бы и слова Христа Бога нашего: и будет едино стадо и един Пастырь».

На нашем молебствии были две крещенные бурятки, пришедшие сюда пешком за 10 верст. После молебна мы отправились на следующий станок, за 15 верст, куда и прибыли благополучно. Здесь оставили летние проходные экипажи и поехали на небольших перекладных, по кочковатой дороге за 15 же верст, на правый берег р. Баргузина, в местность Курумкан, где живут буряты кударинского ведомства, переселившиеся сюда после образовавшегося от землетрясения провала, и остановились у инородца Болдакова, которого владыка крестил и был восприемным отцом в кударинском ведомстве, служивши там миссионером. Приятно было видеть случайно крестному отцу своего сына, а сему отца, но, к горести владыки, довелось слышать от своего крестника и других кударинцев в присутствии исправника о стеснении их баргузинскими бурятами недачей земель и ненавистью за исповедание ими православной веры. Наглядным доказательством последней служит то обстоятельство, что 14-ти летний сын Болдакова до сегодня не был еще крещен; но и теперь крещенье его не обошлось без особенных трудов и болезней душевных. Он говорил: я не желаю креститься, потому что меня крещенного будут везде гнать и бить буряты, мне не будут давать прохода не крещенные, чтобы не осыпать разными укоризнами и ругательствами; меня будут звать собакой и проч. Это говорилось со слезами и воплем, при содрогании от страха всего тела юноши. Утешение владыки, миссионера, г. исправника и самого родителя долго не могли успокоить мальчика. Но наконец, когда согласился креститься и когда настала минута св. крещения, он успокоился, а после крещения заявил желание ехать в думу и там поступить в миссионерское училище учиться грамоте. Что за причина такого упорства и страха к крещению ребенка притом крещенного отца? На это положительно можно ответить, что это пропаганда ламства возбуждающая не крещенных инородцев стеснять всеми мерами детей истинного Бога. После крещения преосвященнейший еще беседовал с кударинскими переселенцами, и дал им слово ходатайствовать, насколько это будет от него возможно, о водворении их в баргузинском ведомстве; равным образом и г. исправник дал слово с своей стороны облегчить участь кударинцев своим ходатайством пред начальством. И дай Господи, чтобы стеснения для них кончились поскорее во славу имени Его! Затем отсюда преосвященнейший с сопутствующими отправились далее, по такой же кочковатой дороге, где по тесноте экипажей приходилось сидеть, как говорится, держа колени в зубах. Проехали 10 верст, прибыли на ночлег на левую сторону р. Баргузина, по течению, а местность Курумкан и Ахули остались на правой стороне реки.

14 марта прибыли через 10 верстное расстояние на местность лежащую близ устья р. Гарги, где и избрали место для постройки нового миссионерского стана и при оном церкви, во имя св. Иннокентия, на левом берегу р. Баргузы, при впадении р. Курги за 0,5 версты смотря с северо-востока. Здесь на обширном холме преосвященнейший изволил отслужить молебен св. Иннокентию и водрузил крест при надлежащей молитве и место окропил св. водой. Саженях в 3-х на север от водруженного креста преосвященнейший собственноручно, в соучастии миссионера и г. исправника, вырезал на сосне крест и наверху оного слова: «Сим победиши,» а в низу «Мелетий епископ Селенгинский. 14 марта 1879 г.» В се отдаленной местности не хвалилось еще имя Бога истинного, но теперь огласился и сей холм прославлением его православными песнопениями. Приблизилось царство небесное и для здешних обитателей, погруженных в мрак суеверия. На молебне были два кударинских бурята, из коих один Иннокентий крещен в 1863 году, владыкой, в бытность его кударинским миссионером. Полюбовавшись местностью, пирамидальными горами, окаймляющими баргузинскую степь и здесь особенно величественными, подобно тункинским альпам, отправились в Улюнский стан, куда прибыли в глубокую полночь.

Здесь преосвященнейший изволил остаться и на следующий день, т.е. в 15 ч. Марта. Остановка эта сделана частью от утомления при поездке по дурной дороге, частью для большого ознакомления с местностью. Впрочем и этот отдых не остался бесплодным: вечером владыка крестил мальчика15 лет и девочку 5 лет; затем изволил беседовать с миссионером о нуждах миссии, при чем вырешен был вопрос о построении храма для орочен, при слиянии р. Чины и Витимкана или в верховьях большой реки Витима, в центре поселения орочен и золотопромышленников, где будет колонизация орочен и облегчится участь их, по добыванию необходимых припасов, добрыми золотопромышленниками баунтовской системы, а со временем может перевестись сюда и ярмарка. Эта мысль миссионера одобрена владыкой. Тогда же приступлено было миссионером к сбору пожертвований на сооружение храма, и в короткое время приобретено 200 руб. 16 числа, после крещения 2-х других инородцев, преосвященнейший изволил выехать через Баргузин в Читкан, на пути в 7-ми верстах в селении Молоково посетил Н.П. Герасимова, а к вечеру, к бдению прибыл в Читканский храм, наполненный народом. После обычной встречи, владыка, не выходя из храма, начал служить всенощное бдение и читать авафист Божьей Матери, согласно уставу. Внутренняя опрятность и чистота храма рекомендуют священника, как заботливого о порядке и благоустройстве церкви и прихода.

17 ч. отслуживши божественную литургию и приобщив св. тайн до 50 человек, владыка, посетил строителя храма, священника, и по обревизовании здесь документов возвратился в квартиру. Затем поблагодаривши и благословивши доброго хозяина г. Козлова, владыка отправился к Баргузину; на пути в другой раз посетил Н.П. Герасимова, где изволил откушать хлеба-соли. В этот раз Николай Павлович изъявил желание пожертвовать каргинские горячие воды со всей обстановкой в пользу нового миссионерского стана, что при устье р. Гарги, которые будут от стана в 30 верстах, и сверх того помочь в постройке нового стана. Конечно, нельзя не радоваться такому случаю. Миссия останется глубоко благодарной благодетелю и священным долгом поставляет молиться о его благоденствии.

В 9 часов вечера преосвященнейший, поблагодаривши г. исправника за сочувствие к делам миссии, высказавши ему искренние пожелания и благословивши народ, отправился в обратный путь, в сопровождении благочинного Спасского и миссионера Миронова.

В 18-е ч. в 12 часов прибывши благополучно на туркинские горячие воды, где отцом благочинным, при значительном собрании народа, отслужен молебен Скорбящей Божьей Матери и св. Иннокентию. Владыка, преподал благословение народу, простившись с о. благочинным и волостным головой, поблагодарив их за сопутствие, отправился далее на станцию гремячинскую, куда и прибыл в 7 ч. вечера. Здесь владыка изволил переночевать, и между тем по расспросам от опытных людей вырешил ехать не трактом, а прямо Байкалом на местность кударинскую. Такая самоотверженная решимость этим путем посетить некоторые закоулки, свидетельствует, что преосвященнейший ранее был ознакомлен с этим путем и предприимчивость застала выполнить это на практике. И Действительно, в 19 ч. утром выехав из Гремячинской, прямо Байкалом направились к Кудиринскому миссионерскому стану, куда прибыли только в глубокую полночь в миссионеру о. игумену Платову. Здесь отдохнувши от большого переезда, утром в 20 ч. Владыка, сходил в храм, а оттуда изволил удостоить посещением дом почетного инородца Николая Евгеньевича Хамаганова, крестника бывшего военного губернатора Жуковского. Кударинский стан, это место службы преосвященнейшего при начале миссионерского поприща. При нем здесь была только построена церковь и составлен план будущему селению, жители же теперь населившиеся жили на других местах. Поэтому как приятно было видеть владыке плоды трудов своих! Действительно, место, выбранное для колонизации крещенных, самое лучшее на всей кударинской степи. Сейчас, на этом, довольно высоком месте, красуется селение с правильной улицей красиво поставленных домиков; на площади церковь, а напротив большие здания кударинской думы, дом миссионерский, приходское училище и позади экономические двухэтажные магазины. Новый человек никак не вообразит себе, что здесь не более как лет 15 была одна степь. Летом, место это еще очаровательнее; кругом на большое пространство видно почти все население на этой степи: улусы, поля, луга, пасущийся скот, так что взор наблюдателя долго не может оторваться от этого зрелища.

Отсюда владыка ездил на 5 верст, в кударинский слободский храм и посетил квартиру священника. Возвратившись оттуда, изволил выехать на Часовенский остров, где побывав в храме и училище, обласкал маленьких детей бурят, наделял их конфектами, отбыл через устье р. Селенги и сором в Посольск, куда прибыл в 12 часов ночи.

Царевский.

Опубликовано 2 июня 1879 года.

552

Видео

Нет Видео для отображения
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!
.