Исторические заметки о забайкальских церквах. Часть 3.

Представим теперь краткие сведения о городе Селенгинск и его церквах.

Селенгинск (старый город) стоит на правом берегу реки Селенги. Город старинный, но не представительный, маленький и бедный. Он в 1874 году сентября 27 дня отпраздновал уже 200 лет своего существования. Императрица Екатерина Великая создала в нем храм и город развивался хорошо. Было в нем несколько купцов, занимающихся торговлей, и мещан. Но в 1840 г. коммерческие жители этого города порассудили, что Селенгинск стоит на низком месте, подвергается частым наводнениям, а тесное прибрежье, на котором стоит город, замывает водой и заносит от ветров песком, стоит он в стороне от трактовой дороги на 4 версты; почему и решили переселиться на тракт, а мало по малу за капиталистами перешло туда же и большинство остальных жителей. Из четырех церквей, бывших в старом Селенгинске, одна перенесена в 1853 году в новый город и от неизвестной причины сгорела со всеми документами и принадлежащей утварью, и, как гласит местных жителей молва, сохранился от пожара один только серебряный потир, в то время отданный церковному старосте, чтобы вычистить его. Так как дело это было на первый день праздника Святой Пасхи. Другая – во имя Покрова Пресвятой Богородицы по настоящее время стоит в новом городе Селенгинске на месте городского кладбища. Третья церковь – Казанской Божьей Матери сгорела в старом городе Селенгинске; причина пожара неизвестна (О существовании этой церкви напоминала старо-городским жителям часовня на солеваренном Селенгинском заводе, в 1860 г. перестроенная в церковь Казанской Божьей Матери для жителей Средне-Убунского селения. По малочисленности прихода (112 м. и 122 ж.) церковь эта причислена в Покровской церкви нового Селенгинска). Приятно видеть, что с переходом купцов, и с ними других жителей на левый берег р. Селенги старый Селенгинск не уничтожился, а продолжает существовать. Да не следует его и разорять, а лучше поддерживать, потому что место это освятил своим пребыванием, жил в Селенгинске и служил в его храмах с Марта месяца 1722 года до Марта 1725 года и с Апреля 1726 года по Март 1727 года Святитель Иннокентий 1-й Иркутский Чудотворец.

В кратком жизнеописании Святителя Иннокентия (рукописном) сказано, что пребывание его было в Селенгинске, а более в Троицком монастыре, а монастырь как известно – не в городе, в вниз по р. Селенге, ниже г. Верхнеудинска, не доезжая Посольска 90 верст. В обители тоже сохраняет предание о служении Святителя в ее храмах. В городе Он находился во время переговоров, а остальное время среди неприятных для него интриг, коими опутывалось посольство Саввы Владислвича, Святитель искал убежища в укромном уголке, каким и была тогда Селенгинская обитель…

Храм (Спасский Собор) – каменный, двухэтажный и поместительный. Он по виду и наружному и внутреннему напоминает Архангельскую церковь города Иркутска. Престолов четыре; холодный верхнего этажа Спасский. Теплый главный Екатерининский, боковой правый Михайло-Архангельский, а левый Никольский. Обстановка на нижнем этаже храма весьма прилична, но только все это древнее и ждет боголюбца для поновления. Верхняя же церковь великолепна.

Построен этот Собор, как значится в клировых ведомостях, в 1789 г. Жителей в приходе 925 м. и 976 ж. (Приход наполовину инородческий; в самом городе есть ясачные, перешедшее в сословие мещан. Обстоятельство это очень важно. Недавно возникло в 40 в. от города ясачное селение «Иннокентьевское» при Селенгинской степной Думе. По историческому процессу бытовой жизни вновь возникают ясачные селения. Тем более не следует подавлять в городе коренное поселение ясачных жителей, а поощрять и способствовать развитию его; так как предки, их были крещены самим Святителем Христовым Иннокентием и через усвоение русского, православного быта сделались живучим рассадником Св. Православной веры для своих соплеменников). Об основании этого собора имеется следующая грамота:

«Иркутской епархии Селенгинского заказа закащику Троицкосавской крепости Троицкой церкви священнику Стефану Уфтюжанинову, сего 1784 г., Мая 10 числа, поданным к нам доношением Селенгинский купец Дмитрий Пахолков по доверенности ему Селенгинского Спасского прихода общества и по предложенному от господина генерал-порутчика правящего должность генерал-губернатора Иркутского и Колыванского и разных орденов кавалера Ивана Варфоломееевича Якобия находящемуся в Селенгинске за коменданта Майору Кузнецову, назначенной в Селенгинске по Высочайшему Ея Императорскаго Величества повелению каменной Спасской церкви плану, просил о даче о заложении и построении оной церкви о двух апартаментах вверху во имя Нерукотворенного Спасителева образа с приделом Святителю Николаю Чудотворцу указного повеления; по которой просьбе Благословляем тебе Священнику Уфтюжанинову означенную вновь назначенную строением в Селенгинске о двух апартаментах каменную церковь верхнем апартаменте во имя Нерукотворенного Спасителева Образа с приделом святому Архистратигу Михаилу, и нижнем апартаменте во имя святыя Великомученницы Екатерины с приделом Святителю Николаю Чудотворцу, если оная по прежде посланной от нас в прошлом 1782 году к протопопу Алексею Шергину грамоте еще не заложена, то ныне на удобном безопасном месте, по церковному чинополоежнию заложить, и когда на какой длине и обширности заложена будет, о том к нам прислать рапорт, во свидетельство чего сия грамота рукой Нашею подписанная и печатию утвержденная дана в Богоспасаемом граде Иркутске лета от воплощения Господня 1784 Мая в 15 день. № 480-й.

Смиренный Михаил Епископ Иркутский и Нерчинский своеручно».

На обороте сей грамоты сделаны следующие заметки:

«По Благословению великого Господина Михаила Епископа Иркускаго и Нерчинскаго по сей грамоте заложен храм о двух апартаментах в верхнем во имя Неруктвореннаго Спасителева образа в нижнем апартаменте во имя святыя великомученицы Екатерины в приделами по правую сторону Архистратигу Михаилу по левую Святителю и Чудотворцу Николаю месяца июня втораго надесять дня 1784 года.

Закащик Стефан Уфтюжаников».

Храм в нижнем этаже в честь Св. великомученицы Екатерины был отстроен ранее остальных трех, а именно: 23 Октября 1787 г. он был уже священ. В этом храме имеется св. Евангелие массивного размера, оправленное серебром, позолоченными украшениями т печатанное при Императрице Екатерине. Приложено оно секунд-майором Симеоном Федоровым Власовым в 1791 году.

Затем к концу 1799 г. отстроен был придел во имя Св. Николая Чудотворца и храм в верхнем этаже собора во имя Неруктворенного Спасителева образа. Об этом свидетельствует следующая грамота:

« Иркутской епархии Троицкосавской крепости Троицкой церкви протоирею Стефану Уфтюжанинову. Сего октября 11 дня присланным к Нам доношением Троицкосавское духовное правление по вступившему в оное Селенгинской Спасской церкви от священника Алексея Корытова рапорту, представило, что сооруженная в Селенгинске во имя Спасителева Неруктвореннаго образа каменная верхняя церковь с приделом Святителя Николая Чудотворца совершены и ко освящению состоят в готовности и просило оное духовное правление о освящении означенной церкви с приделом благословения; Того ради благословляем: Вам протоирею Уфтюжанинову объявленную во имя Спасителя Нерукотвореннаго образа каменную церковь с приделом Святителя и Чудотворца Николая, во-первых освидетельствовать совсем ли оный к освящению состоят в готовности, а потом по постановлении престолов в указную меру, а жертвенников по пропорции мест, посланными при сей новыми свят. Антиминсами по церковному чиноположению освятить и когда освящены будут, о том к Нам отрапортовать. Во свидетельство чего сия грамота за подписанием руки и приложением печати Нашей дана в Богоспасаемом граде Иркутске, лета от Рождества Христова 1799 Октября в 18 день.

Смиренный Вениамин Епископ Иркутский и Нерчинский».

Из заметки сделанной на обороте грамоты, видно, что предписание это было исполнено: «по благословению Великаго Господина Преосвященнейшего Вениамина, Епископа Иркутскаго и Нерчинскаго и Святыя Анны первой степени Кавалера по сей грамоте освящены храмы во имя Нерукотвореннаго образа Спасителя Ноября 12 дня, а Святителя и Чудотворца Николая тогож Ноября в 14 день 1799 года.

Протопоп Стефан Уфтюжанинов».

Что касается придела во имя Архистратига Михаила, то он отстроен был уже к 1816 г., как это видно из следующей грамоты:

«Иркутской епархии, Селенгинской Спасской церкви благочинному протоирею Алексею Корытову, сего Октября присланным к Нам вы протоирей доношением представили, что строящейся в оном Спасском соборе в нижнем этаже придел во имя Архистратига Михаила построением и украшением приведен к окончанию и ко освящению состоит в готовности и просили на освящение повеления. Того ради Благословляем: вам протоирею Алексею означенной придел во имя Архистратига Михаила, поставя престол в указанную меру, а жертвенник по пропорции мест, при сем посланным святым Антиминсом по церковному чиноположению освятить и когда освящен будет о том к Нам рапортовать, во свидетельство чего за подписанием руки и приложенем печати Нашей дана сия грамота в Богоспасаемом граде Иркутске лета от Рождества Христова 1816 Октября 28 день.

Михаил, Смиренный Епископ Иркутский и Нерчинский и Якутский».

На обороте грамоты сделана означенным протоиреем следующая заметка:

«По благословению великаго Господина Преосвященнейшего Михаила, Епископа Иркутскаго и Нерчинскаго и Якутскаго и Кавалера по сей грамоте освящен храм во имя Святаго Архистратига Михаила. Ноября 9 дня 1616 года.

Благочинный протоирей Алексей Корытов»

Опубликовано 23 сентября 1878 года.

Исторические заметки о забайкальских церквах. Часть 1.

Исторические заметки о забайкальских церквах. Часть 2.

693

Видео

Нет Видео для отображения
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!
.