Балаганск. 7 декабря 1859 г.
Из язычествующих бурятских племен, кочующих в Иркутской губернии, буряты племени балаганского с давнего времени чаще и в большем числе присоединились в христианство. Из 16678 душ обоего пола, состоящих в балагонском ведомстве, в настоящее время – 4760 душ христиан.
Хотя не мало прошло времени, как буряты начали обращаться в хр. Веру, но дело обращения их шло довольно медленно, доколе бывшие Таиши Балаганских родов – Андреевы не приняли крещение с своими семействами. Их пример и убеждение так сильно подействовали на бурят, что в короткое время значительная часть племени приняла христианскую веру. Движимые усердием к распространению ее между своими сородичами и желая дать святому делу благословенный ход, Андреевы вознамерились построить в кочевьях своих – при степной думе православную церковь с тем, чтобы богослужение совершалось в ней на родном их языке. Испросив соизволения епархиального начальства на сооружение храма и получил на то благословение преосвящ. Нила, вывшего архиепископа иркутского, тавша Григорий Андреев поспешно начал приготовлять все потребные для того материалы и 28 июня 1849 г. совершено заложение Нукутского (Таков. название усвоено храму от имени Иркутского улуса, означающего с Бурятского языка нухун – ямы во множ. числе нукут. Действительно улус этот находится в пади, окруженной горами, от чего он издали представляется стоящим как бы в яме) Иннокеньевского храма, который в 1850 году вчерне был уже построен. Преждевременная кончина почтеннейшего тайши Григория Андреева, последовавшая в 1850 г. была причиною того что построенный им храм оставался долгое время не отделанным. По смерти таиши Андреева дело достроения сей церкви принял было на себя проживающий в Балаганске иркутский купец О.С. Котельников: — но и он вскоре имер. Таким образом за смертью сих лиц, храм этот все-таки оставался неустроенным (Вот главные причины медленности построения храма сего, а на нераденестого лица кому поручено было наблюдать за этим, как отзывались некоторые пред начальством), пока наконец балаганский мещанин Л. Гр. Березин (ныне также умерший) при пособии доброхотных подаяний, не окончил внутреннего убранства оного.
1-го числа прошлого июня месяца, в достопамятный по событию Православной Церкви день сошествия Святого Духа, совершено Преосвященнейшим Евсевием, архиепископом иркутским, с со служащим духовенством, освящение Нукутского Иннокентьевского храма. Стечение народа – как русских, так и бурят было многочисленное. Быв заблаговременно извещены о времени освящения храма сего, многие пришли сюда пешком из отдаленных мест (более 100 верст). Непраздное любопытство посмотреть архиерейское служение при столь торжественном обстоятельстве, каково освящение храма, привлекло сюда народное стечение; нет, цель прибытия его более высшая – поклониться Дивному во Святых своих Богу, благоизволившему освятить себе жилище и между язычниками, да познают и они единого истинного Бога. –
По не вместительности в жилищах, пришельцы расположились на площади раскинутой между храмом и степною думою. Часть пришельцев поместилась на левом берегу р. Залари – против Храма и Думы. Таким образом все собрание разделилось на три стана; две части расположились на площади, а третья особенно конные для удобства в снискивании корма лошадям на противоположном берегу речки Залари. Все было тихо, спокойно как обыкновенно бывает в ожидании торжественной минуты начала какого-нибудь важного действия. Вот благовест колокола возвестил и приближении ожидаемого времени освящения храма, все засуетилось, все пришло в движение, народ всею массою двинулся к Храму, и вскоре не только церковь, но и ограда оной наполнилась богомольцами; каждый старался занять поудобнее для себя место. Богослужение совершено было с обычною торжественностью и присутствовавшие проникнуты были искренним чувством благословения. По освящении храма Преосвященейшим Евсевием совершена в оном, первая литургия, поокончании коей архипастырь сказал приличное обстоятельству слово, которое тут же переводилось на бурятский язык. По окончании службы народ с особенным усердием стремился получить архипастырское благословение.
Между тем на площади между храмом и думой поставлены были столы, с приготовленными для бурят яствами, которые были освящены и окроплены св. водою. За тем преосвященный посетил дом покойного тайши Гр. Андреева, где живет жена и малолетний сын Андреева, а также и дом управляющего ныне балаганским ведомством Миронова.
Построение храма в средоточии населения балаганских бурят и совершение в оном Богослужения на монголо-бурятском языке есть истинное благо для распространения между бурятами хр. Веры. Являясь в степную думу по делам, они не минуют этого храма, а слушая здесь богослужение на родном их языке и будучи напутствуемы учением христианским, они мало по малу познакомятся с христианством, что необходимо для прочного их обращения. Утешаемся надеждою, что язычествующие власти и нашего – балаганского думного ведомства недалеки от сего. Посещая храм Божий во дни воскресные и праздничные буряты даже некрещеные слушают совершаемое в оном богослужение с видимым благоговением. Недавно ещё – на престольный храмовый праздник Святителя Иннокентия 26 числа истекшего Ноября месяца стечение богомольцев, как русских, так и бурят крещенных и некрещеных было очень значительное, и каждый из них, по воле сердца своего, сделал приклад. Читанное священником на всенощном бдении краткое сказание о святителе Иннокентии и произнесенное ни литургии приличное празднику поучение все слушали с большим вниманием. И вообще усердие к Святителю велико не в одних только православных, но и в язычниках.
Дорого ценя усердие благотворителей, принесших дар на новосозданный храм, долгом считаем выразить чувство благодарности всем, участвующим своими пожервованиями в сооружении храма сего; потому что каждый из них принесенною жертвою ускоряет дело обращения язычников ко Христу, а тем самым, содевая их спасение, спасает, по слову апостола, и свою душу.
Иннокентий Ливанов
Опубликовано 24 декабря 1859 года