Байкало-Ангарский бассейн (в 1881 году).

По Ангаре вследствие весьма больших порогов, перерезывающих эту глубокую, широкую и прекрасную, казалось бы, для судоходства реку, ниже впадения в нее р. Оки (от с. Братского вниз), как в иркутской так и в енисейской губерниях по которым она протекает, — судоходство существует только вниз по реке и то, ныне в самом незначительном размере.

Около 20 лет тому назад судоходство по Ангаре было еще в больших размерах, против настоящего времени, чему тогда благоприятствовали хорошие урожаи и дешевизна хлеба в иркутской губернии, а также спрос на него, по близкому соседству, на золотые прииски в южную систему енисейского округа (на Мотыгинские резиденции), и частью в г. Енисейск и северную систему прииском того же округа, куда хлеб и сплавлялся. Этим же путем отправлялись в енисейскую губернию, из существовавших тогда в иркутской губернии казенных заводов, спирт и соль.

Но сначала шестидесятых годов и даже раньше количество добываемого золота в енисейских тайгах стало ежегодно уменьшаться, главнейшие золотопромышленные фирмы, каковыми были: Горохова, Золотых, Филимоновых, Соловьева и много других менее важных, или раздробились или, ежегодно стали уменьшать постановки работ, или же разорились и, потеряв самостоятельность подпали под конкурсы, администрации, опеки и т.п. Между тем, в противоположность этому обороту вещей – происходившему в енисейских тайгах, по системам рек ленского бассейна Олекмы и Витима в якутской области и на северо-восточной границе иркутской губернии, хотя собственно и ни в самых пределах последней, золотопромышленное дело, в тоже время, стало быстро развиваться; там явились богатейшие фирмы с неиссякаемыми золотоносными россыпями; особенно посчастливило в этом К° Сибирякова, Базанова и Немчинова (ныне намывающей по 480 и 500 пуд золота в одну операцию и нанимающей по 3 т. чел. рабочих) в последние годы Гинцбурга и др. Понятно что и хлеб и другие предметы сельского хозяйства и промышленности потребовались туда в Увеличивающейся год от года пропорции, соразмерно ежегодному расширению приисковых работ; ближе всего могло получаться из иркутской губернии и доставляться более удобным водным путем какова р. Лена, нежели в енисейскую тайгу по Ангаре.

К тому же еще если взять во внимание, уничтожение винных откупов и введение акцизной системы при свободной постройке винокуренных заводов частными лицами, которых в иркутской губернии в самое непродолжительное время явилось семь, ставшими предъявлять, также как олекминские золотые прииски, весьма большой спрос на хлеб, а тут, к несчастью экономии губернии, с 1869 года (также год начала повсеместного падежа рогатого скота в губернии, продолжавшегося с перерывами не один год) из года в год почти восемь лет к ряду, были или неурожаи, или же весьма неудовлетворительные урожаи хлебов, чрезвычайно поднявшие цену на хлеб (средне с 30-50 коп. за пуд до 1р. 80 к и 2 р.), а вследствие этого и на все жизненные продукты, то вывозить хлеб в енисейскую губернию уже не приходилось, да и тамошним золотым промыслам стало выгоднее приобретать хлебные запасы исключительно в своей губернии хотя и дальше – в минусинском округе или наконец, в томской губернии, но только ни как ни поблизости т.е. иркутской губернии, в которой покупалось до 150 т. пуд хлеба.

Таким образом сплав хлеба вниз по Ангаре, можно считать с 1862-3 годов, из иркутской губернии, сначала сильно сократился, а затем вскоре, и разом прекратился вовсе; вместе с этим, натурально закончилось и сплавное судоходство по Ангаре; потому что несколько лодок спускавшихся с р. Илима (во время отстройки г. Енисейска, после постигшего его в 1869 г. пожара), Ангарой, в Енисей – с известью, да пять шесть судов в лето с чаями, солью из Иркутска, по численности, нельзя назвать судоходством. Вверх же по реке из вне, в пределы иркутской губернии, давно, давно, судов не подымается (ныне только и говорят о взрыве порогов и расчистке в той местности русла Ангары, чтобы открыть ее всю для судоходства, а между тем, не сделано до сих пор ни каких топографических съемок и вся местность на картах показывается гадательно).

Теперь спускаются по Ангаре в Енисей, до г. Енисейска исключительно только суда с чаями, остающимися в крае для внутренней торговли, каковых в навигацию 1881 года отправлено было из Иркутска 9 куп. Паузков при 98 судорабочих с 26,500 пудами чая, на сумму 360,000 руб. Из этого количества чаев, в 1881 г., 14 т. пуд должно было с р. Енисея, подняться вверх по р. Кети и с нее перевалить в р. Обь и по ней следовать дальше на запад, до г. Тюмени.

Но с 1880 года николаевский завод К° бр. Бутиных, в видах упрощения и удешевления перевозки изделий своих в склады г. Иркутска и отправки их дальше за Байкал, построил собственные средства для плаванья по Ангаре, между Иркутском и устьем р. Оки (до 700 вер.) пароход «Кучум», которых в 1880 году был спущен на воду и начал свои рейсы.

Пароход этот имеет корпус железный, машину в 45 сил, о двух цилиндрах при одном котле высокого давления; цилиндры неподвижны. Благодаря неустанной энергии, по расширению и вообще усовершенствованию производств единственного железоделательного завода в губернии, управляющего им г. Глотова – что последним, судя по заслуживаемому все больше и больше доверию к себе публики, и достигает, — завод сделал и корпус парохода и машину сам и сделал хорошо, как это показывает двухлетний опыт работ парохода, а также свидетельствуют специалисты; обошелся пароход заводу в 40 т. рублей.

«Кучум» буксирует две барки подымающие от 5 до 6 т. пуд железа и предназначен, как упоминалось уже, специально перевозить из завода (от дер. Долоновской на р. Оке, (Николаевский завод от дер. Долоновской в 12 верстах) в 24 в. от впадения Оки в Ангару), в г. Иркутск до 40-50 т. пуд железа и подвигать вверх до 10 т. пуд клади в навигацию. Кроме того, установив очередными рейсами (с грузом вверх по Ангаре пароход делает 5 верст в час, вниз же по реке – до 15 верст), время прихода, остановок и выхода в данных пунктах, в м. 1881 году пароход «Кучум» стал принимать и пассажиров – каютных и палубных по установленной таксе (правда несколько высокой); чем значительно облегчил сообщение с центральными местностями, расположенными по ангарскому бассейну.

В 1881 году «Кучум» сделал двенадцать рейсов (сжигал дров в навигацию до 1 т. сажень) и перевез 62,000 пуд тяжести, на сумму 355,000 рублей (о пассажирском движении сведений не было собрано, оно было незначительно пока). Имел на пароходе и баржах 20 ч. Рабочих. Зарабатывал на доставке по 30 к. с пуда.

Следовательно, вообще байкало-ангарский бассейн в навигацию 1881 года имел: 3 парохода с 6 баржами, 15 небольших парусных морских судов, 9 купеческих паузков, 4 парусных карбаза и 59 больших лодок (частью также парусных); всего 96 разных конструкций судов, не считая лодок прибрежно-байкальских инородцев кудинских и капсальских.

Не говоря о грузах перевозимых пароходами кяхтинского товарищества через Байкал и не считая продовольственных запасов рыбопромышленников, как неоцененных, на всех судах было поднято груза собственно местной торговли, рыбы: 4677,5 бочек, 109 т. штуками и весом 1477,5 пуд, на сумму 271,081 руб., чаев, железа и других товаров 88,500 пуд, на сумму 715,000 руб.; всего на 986,081 руб.

На судах находилось 2250 чел. рабоч. Вообще.

Что же касается отхода, в плаванье, прибрежно-байкальских кудинских и капсальских бурят, то, по местным, официальным сведениям, число занимавшихся рыбным промыслом в м. 1881 году определялось в 825 ч., а доходность их промысла – в 23,690 рублей; но. Если примем в соображение сравнительную численность берегового населения ольхонцев, некоторую правильность промысла – как установившегося уже у них дела, тогда как прибрежное население капсальцев (300 м. 301 ж. алеутские рода) и кудинцев (1665 м. 1624 ж. – харанутский, ашехабаткие, и курульчинский рода) весьма незначительно и разбросано по береговой линии, то показываемые цифры окажутся весьма сомнительными и вряд ли могут быть приняты даже за приблизительно подходящие; полагаем, что доходность рыбного промысла прибрежных кудинцев и капсальцев не должна превышать нескольких тысяч рублей, а число участников едва доходило до половины показываемого из числа.

Опубликовано 9 июня 1882 года.

496

Видео

Нет Видео для отображения
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!
.