Церковь Вознесения Господня на Часовенном острове, за Байкалом. Часть 2.

Священный памятник события 25 Мая 1867 года: Церковь Вознесения Господня на Часовенном острове, за Байкалом. Часть 2.

25 Мая 1867 года в день Вознесения Господня в Париже случилось событие, ужаснувшее весь Православный мир, и весть о котором пронеслась мимо Байкала через три дня на дальнейшие рубежи Азиатского материка, до крайних пределов Китая и Японии.

Событие это, после 4 Января 1866 года, снова с дивной очевидностью для всего света явившее над Великим Самодержцем Императором Александром Николаевичем чудо спасения от руки преступного убийцы в столице недоброжелательного народа и царства, не могло пройти бесследно в благодарных и вероподданных сердцах сынов великого Царя и отечества. Ознаменовалось оно на Кударинской бурятской степи подвигом святой ревности о Боге Вседержителе и Спасителе. Один из жителей простой сельской веси, в вечную благодарность Богу за спасения Царя России, предложил начальнику Забайкальской миссии все свои средства для исполнения достойного событию памятника, который являл бы чудеса великого Бога и Спаса нашего Иисуса Христа в роды родов. Это почетный крестьянин Забайкальской области, Шигаевского селения, ныне временный 2-й гильдии купец Никита Лукин Власов. Одушевленный верноподданническими чувствами он с радостью принял предложение начальника миссии построить на Часовенном острове миссионерскую церковь.

Судя по состоянию строителя, трудом нажившегосебе не очень богатое состояние, нельзя было ожидать чтобы храм построен был поспешно. Но аккуратность в постройке человека домовита, напрасно не терявшего времени и не спешившего, как нередко бывает, чтобы только свалить с рук казенную работу, или сделать только на показ, делает честь Никите Лукичу, как безкорыстному, усердному и опытному труднику святого дела. Лес, который заготовляли Часовенские христиане, довелось к собственному их изумлению употребить на свои домашние постройки, что и было пригодно им, при оседлом водворении близ Храма Божьего. И нужно заметить, что по безлесости Кударинской степи, они рубили лес на Истоке около Посольска, верст за 40, и конечно дорого было только редкое их усердие, одобрителен примерный труд, каков бы он ни был, сам же материал по его разнокалиберности более туда и годился, куда указали обстоятельства времени. Никита Лукич начал свое дело сызнова. Леса доброго качества доставлено в потребном колчестве не только для церкви, но и для дома при оном и работа пошла прочная, аккуратная, и чем далее, тем радоснее взирали христиане на исполнение десницей Всещедрого Бога их сокровенного, а потом явленного всем святого желания.

Через три года работ и забот об иконостасе и иконах в Иркутске, заказов и доставки церковной утвари из Москвы, нельзя было не возрадоваться духом при виде возникшего в отдаленной дикой пустыне, при р. Хирэлдай (протока Селенги) прекрасного храма с колокольней во всем совершенстве. Иконостас – новый, прилично украшенный, иконы благолепны, священные сосуды серебряные, позлащенные, токовой же крест напрестольный. Евангелие большого формата с серебряными под золотом наугольниками и средниками, плащаница драгоценна и в раке, прочая церковная и жертвенная утварь в достатке.

По близкому соображению, устройство таковой церкви со всем благоукрашением, с колокольней и звоном обошлось строителю не менее 5000 рублей сер., что для трудника дела Божьего может равняться и пятидесяти тысячам.

В 1-е Ноября 1870 года, по окончании всех работ и по удобствам зимнего сообщения с острогом, по благословению начальника миссии Его Преосвященства, Преосвященного Мартиниана, Епископа Селенгинского, день св. безсеребренников Космы и Дамиана был характеристично избран роковым днем к освящению храма. Согласно желанию строителю и обету его, по силе события 25 Мая 1867 года, храм долженствовало посвятить Христу Спасителю в честь Богоносного Вознесения Господня; так как спасение Царя в столице Франции совершилось в этот великий праздник.

Дом, построенный при Церкви иждивением Никиты Лукича для образчика и местным инородцам, с удобствами, дал приют съезду. Сюда собралось в ожидании Архипастыря духовенство, здесь исполнялось приготовление к празднику. Многочисленное стечение крещенных инородцев, с объяснением свои духовных и житейских нужд беспрерывно наполняло внимание местно миссионера и его соревнителей.

Кто же эти инородцы и откуда они пришли? Скажем кратко о их прошедшем и настоящем.

Повсеместное наводнение 1869 года, случившееся ровно через год, между прочим было причиной, что много бурят перекочевало из Кударинского в Хоринское ведомство. Перекочевка на хорошие места, при возможности устроить свой быт, дело хорошее. Начальство предлагало Кударинским бурятам переселиться в другие ведомства тотчас после землетрясения 30-31 декабря 1861 года, еще в 1862 году, — и это происходило в непосредственном наблюдении миссии. Пострадавшие от землетрясения были освобождены от ясака на три года от щедрот Государя Императора получили чрезвычайного пособия от 70-20-10 рублей на 218 семейств. Принимая во внимание что улусное зимовье (избу) за Байкалом в нужде можно купить за 140 рублей, а юрту и дешевле, — можно усмотреть, что пособие было оказано им очень соразмерное нужде; с трехлетней льготой от ясака, можно было им при благоразумии и руководстве устроить свой быт. Что касается крещенных инородцев, то они, находясь под ближайшим наблюдением и руководством миссии, при тайше, из христиан, определенном в 1864 году, Я. Конст. Березовском приступили к самому прочнейшему устройству своего состояния в оседлом водворении. Одни из них селятся правильной колонией при миссионерской церкви в с. Карсаковском, а другие отдельными участками, уютно и с соблюдением опрятности, близко к русскому быту на местах безопасных от наводнения и там, где представляется наиболее жизненных удобств, для земледелия, рыбных промыслов, заработков у русских и т.п.

21 октября около 6 часов вечера, на кануне освящения храма, прибыл на Часовенный остров Преосвященный Мартиниан из Посольского монастыря со свитой и певчими. Первым делом Владыки было преподать свое Святительское благословение собравшимся на торжество христиан. Из числа почетных лиц к Его Преосвященству представлялись: строитель храма Никита Лукич Власов, церковный староста миссионерской церкви при Кударинской Степной Думе, служивший более трех лет главным тайшей, Яков Констант. Березовский, (теперешний тайша – язычник небыл) Семен Михайл. Корытов, Алексей Платонов Карпов, (Заседатели Думы, Андрей Платонов Бушин, Михаил Вениаминов Монцонов, и Александр Плат. Обхоев.

Драгоцене был для взора Архипастыря новосозданный храмкак по мысли основания, так и по воспоминании о создании его. Ибо и на долю Владыки не мало досталось забот об этом храме, с самого поступления в 1869 году на дело Архипастырского попечения о преуспении Христианства в Забайкальском крае. Его Преосвященство успел совершить на Часовенский остров уже несколько трудных путешествий для личного наблюдения и руководства в работах. При наводнении 1869 года, затопившем много островов и улусов, совершенно было два путешествия водой из с. Преображенского и с. Шигаевского. Странствование по быстрой Селенге и ее протокам, нередко против воды, где приходилось пробираться пешком по островам. Составляет труд имсполненный терпения и подвига. Ни разу еще по этим пустынным местам и безлесным островам не ступала нога Святительская!

В 7 часов вечера началось всенощное бдение по чину. В сослужении Архипастырю находились: прибывший, по приглашению Преосвященного и от строителя, из Тугнуйского стана миссионер Иеромонах Мелетий (со 2-й половины 1862 по 2-ю половину 1867 года проходил миссионерское служение во ведомству Кударинской Степной Думы), местный Кударинский миссионер Иеромонах Платон, Твароговский Священник Филип Карнаков, Посольский Иеромонах Иннокентий, Протодиакон Викария о. Димитрий Сукнев и Иеродиакон Иннокентий.

На утро, после водоосвящения, в 9 часов начался чин освящения храма. По торжественному обхождению со святыми мощами вокруг храма о положении части оных под св. престолом, началось и совершилось принесение бескровной Жертвы за Царя и христианство в среде островитян. Все христиане видевшие воочию такое необычайное торжество св. веры над окрестным шаманством, в эти благодатные часы из земнородных уподоблялись небожителям. Удаленность пустынного места, простота нравов оных христиан, чистота простосердечной их молитвы – действительно отрешали от всего земного и восторгали дух каждого туда, куда вознесся Господь и откуда паки придет… В обычное время на литургии Архипастырь обратился к народу и произнес слово. Указав на многознаменательность храма по мысли его основания, в память события 25 мая 1867 года, дав завещание благодарно молиться о создателе храма за его святое дело, Архипастырь уяснил значение новосозданного храма для новокрещенных, что этот храм есть освященное место принесения для спасения душ их искупительной бескровно Жертвы, место молитвы, говения, очищения совести и соединения со Христом в св. тайнах, место утешения в скорбях и печалях житейских, место вечного и блаженного покоя умирающих, место неумолкающих глаголов живота вечного, дом и жилище Божье, важнейшее и необходимейшее всяких домов и жилищ, земное небо в котором христиане вступают в общение и беседу с Богом, Ангелами и Св. Угодниками и сами становятся подобными Ангелам.

«Лишь только услышите звук колокола, зовущий на службу Божью, поучал Архипастырь новокрещенных, с радостью спешите всегда, по его зову, в этот дом Божий и с детской любовью раскрывайте свои души для принятия благодати Божьей, которая обыкновенно низводится на всех молящихся с умилением сердечным. Есди же в праздники Господни или в святые посты звон колокола напрасно будет сзывать вас в храм Божий, и он останется пустым и безлюдным, как мать лишившаяся своих чад, а вы будете в домах свои предаваться только работами своими: о, тогда знайте, что храм сует житейской и заниматься обыкновенными этот будет обличителем и обвинителем вашим перед Богом; тогда вместо благословения Божьего заслужите праведный гнев Божий и не минуемое наказание.

Во время ваших трудов и занятий в полях и домах ваших, на реках и на море, как можно чаще обращайте на храм взоры сердце свое и внутренне молитесь, чтобы отселе постоянно нисходило благословение Божье на все дала ваших рук.

Не забывайте того, что едино есть на потребу, т.е. спасение душ ваших, не забывайте загробной жизни на небесах, куда рано или поздно всех нас Господь позовет сперва на суд страшный, а потом в царство небесное, или во дно адово, смотря по нашим делам.

С отрадной и несомненно надеждой спешите в этот храм, когда постигнет какая-нибудь скорбь и несчастие.

Храм этот для вас будет постоянным наставником и руководителем в жизни христианской, а для окружающих вас язычников громче всякой благозвучной трубы будет служить проповедником Евангельского учения и обличителем их бесовского служения и нечестной жизни.

Живите со Христом Богом окрест его храма, заключил Архипастырь, как подобает истинным христианам, живите во всяком благочестии и чистоте, тишине и безмолвии, так чтобы жизнь ваша была светом, приводящим всех в удивление. Когда язычники увидят, что вы кротки, целомудренны, украшены всякой добродетелью, тогда они скажут: поистине велик Бог христианский, учением своим сделавший христиан из людей ангелами. Постарайтесь, чтобы неверные говорили об вас таким образом, тогда они сами из подражания вам оставят свое нечестие и вступят в недра св. нашей церкви, и тогда будет едино стадо и един пастырь.»

Слова Архипастыря произвели на всех глубокое впечатление и многих тронули до слез. Мог ли удержаться от слез умиления строитель храма, давно моливший Бога, дабы видет этот день его жития? Судил же Бог скромному жителю простой сельской веси стать в ряду тех избранников, за коих церковь Божья молится и до скончания века будет молится в своих Богослужениях, особенно при бескровной Жертве, приносимой на живот и спасением мира.

Создатели и благотворители Храмов Божьих! Не жалейте тленных ваших благ и сокровищ, удобогибнущих и расхищаемых; стяжайте себе сокровище вечное на небесах, идеже ни тля тлить, ни такие подкопаваить и крадут!

К концу Богослужения в ограде церковной были приготовлены столы для притекших на оржество веры крестьян и инородцев, численность коих восходила до 500 человек. Архипастырь, по выходу из храма, сотворил молитву святому храму, благословил трапезу и поздравил все благочестивое собрание Богомольцев с желанным обновлением храма. Предложенная трапеза сделалась утешением для собравшегося в отдаленную пустыню народа, прибывшего сюда по влечению веры, из одного усердия к Церкви без всякого путевого запаса. Спаситель чудным образом напитал в пустыне пять тысяч голодного народа, запоздавшего при слушанье словес Его, пятью хлебами и двумя рыбами, потом четыре тысячи народа семью хлебами и несколькими рыбками, и притом оказался избыток остатков от трапезы. Здесь на острове при благословенном от Бога довольствии, не требовалось такого чуда, и хлеба предложено было изобильно и трапеза была не скудна, по щедрости учредителей трапезы. Но пустынное место, где происходило угощение народа, восторженная радость его светлому празднеству, ряды и круги сидевших дружно в союзе христианского братолюбия все это и в наши дни хотя несколько напоминало о первобытном духе любви Евангельской, пришедшей и в наших юных христиан, так недавно соединившихся с Христом и Его Церковью. Когда раздавался с колокольни праздничный звон, все эти куны и лехи – круги и ряды ликующих мгновенно вставали снимали малахии (шапки) и начинали молиться на храм Божий, чувствуя в детски преданных Богу душах своих шествие посреди их Господа славы. Бога мира и любви, соединившего всех в одно избранное общество, Ему возлюбленное. – Не были заботы христианством среди этого мирного торжества притекшие ко храму и язычники, а в числе их даже один шаман-родович Часовенских христиан из Долотонского улуса.

При открытии Владыки с Часовенского острова в св. обитель один из бурят привел к Его Преосвященству малолетнего сына, с просьбой принять его в недра св. Церкви. По объяснению строителя, мальчик этот выказывал удивительную способность у учению и наклонность к художеству, так что все часы свободные довольно удачно делал модели церквей и зданий. Просвещение его св. крещением поручено было местному миссионеры, а строитель, согласно желанию отца, и по поручению Владыки, обещался привезти этого мальчика в миссионерское училище. За тем, Архипастырь всем преподал благословение Божье, не исключая и язычников, которые изъявили благодарность свою за милостивое и радушное принятие их в общее празднество с христианами; припал на колено пред Архиереем Божьим и сам шаман, тронутый невиданным от века событием. В 4 часа пополудни колокольный звон далеко проводил Архипастыря с пустынного острова в Посольский монастырь. После вечерни в обновленном храме совершено было св. крещение над вышеупомянутым мальчиком, при довольном стечении новокрещенных и презжавших на торжество их г. Кабанска богомольцев. Шаман и здесь заявил себя: во все время служения он творил на себе крестное знамение и стоя на коленях молился Богу, будучи в свое собственном лице обличителем оставленного язычниками шаманства. Если он не был крещен, то потому, что мало еще испытан в преданности св. веры Христовой. На другой день перед литургией совершенно было местным миссионером Иеромонахом Платоном крещение двух взрослых инородцев в приращение новой церкви. На литургии, мсовершенной Тугнуйским миссионером Иеромонахом Мелетием все эти новонасажденные чада церкви через приобщение св. Христовых Таин соединены со Христом. Замечательно, что как при закладке Часовенской церкви 30 Января 1867 года, праздник ознаменован был крещенем трех человек, в честь и славу и силу Св. Троицы. – Екатерины, Иоанна и Иннокентия: так и освящение храма сопровождалось крещением трех избранных и возлюбленных Трехпоставленному Богудуш Василия, Космы и Михаила.

Это малое числом, но великое по значению, приобретение утешило нас от прежних, скорбных впечатлений, причиненных врагами св. веры. Дай Бог, чтобы дело благодати Его всесильной росло и развивалось из зерна горушна в древо великое и птицы небесные вселялись в ветвях его.

За полодоприношение же буди слава благодарение Богу, Благодетелю нашему во веки!

Миссионер Иеромонах Мелетий.

8 Ноября 1870 года.

С. Карсаковское.

Опубликовано 23 января 1871 года.

Церковь Вознесения Господня на Часовенном острове, за Байкалом. Часть 1.

561

Видео

Нет Видео для отображения
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!
.