Исторические сведения о темлюйской Введенской церкви.

Селение Темлюйское расположено на южной стороне Байкала, по речке Темлюю, выпающей из байкальских гор (большой камень или круго-байкальский хребет), и впадающей в Большую речку, устье коей входит бороздой в Байкал, близ посольской Спасо-Преображенской обители.

В XVII столетии это местечко было пожаловано за государеву службу, по челобитной, одному селенгинскому казаку, из фамилии Черных. С 1688 года, при втором владельце, оно сделалось вотчиной Троицкого Селенгинского монастыря.

Из монастырских документов видно, что второй владелец этого местечка, отставной селенгинский казак Филипп Яковлев Черных, на старости лет, по обещанию, поступил вкладчиком в Троицкий Селенгинский монастырь и вместо вклада предложил игумену Феодосию с братией в вотчину выстроенную им на Темлюе заимку и мельницу со всем хоромным строением, с пашенной землей, сенными покосами и всеми угодьями. На каковое владение и выдана была монастырю в 1688 году под нее, за печатью полномочного посланника, окольничего и воеводы Федора Алексеевича Головина.

При поступлении в монастырское владение, вотчина эта состояла из одного двора с забором, старой да новой избы с клетью, мельницы с двумя амбарами и погребом, из кузницы и овина. Земли пахатной было по пять десятин в трех полях, поверстанного леса, непахатной земли и болот от Никитиной речки до Темлюя на три версты, да скотного выпуска на полтораста сажень в длину и на сто в ширину. Владение – не слишком богатое, но при образцовом хозяйстве древних монастырей, такое владение в непродолжительном времени возведено было на степень богатой вотчины. Монастырь населил ее людьми промышленными и пахатными крестьянами, приписывавшимися в монастырь из пришлых и гулящих людей, а также их туземцем-бурят (мунгалов) принимавших св. крещение в обители и обыкновенно селившихся в монастырских вотчинах.

В скором времени на Темлюе образовалось такое население, что почувствовалась нужда в молитвенном доме. Почему и выстроена была на Темлюе во времена давние деревянная часовня в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы. Отправление богослужения лежало на монахов и начальстве монастыря. По делам экономии жившие в вотчинах поселенные монахи имели к тому полное удобство.

В 1722 году было воспрещено строить новые часовни, а где таковые имеются велено было закрывать. Темлюйская часовня была закрыта и священные принадлежности взяты были обратно в селенгинский монастырь. Но при святителе Иннокентии снова вышло дозволение устроить по нужде молитвенные дома и возобновить прежние часовни в местах, отдаленных от приходских церквей. Настоятель монастыря, знаменитый архимандрит Мисаил, не упустил этого случая, чтобы осчастливить свою темлюйскую вотчину местным молитвенным домом. Ходатайство имело силу пред святителем Иннокентием. Святитель послал ему в 1730 году, за собственноручным подписом, следующий указ:

«Указ преосвященнейшего Иннокентия епископа иркуцкаго и нерчинскаго из Иркуцка из архиерейскаго приказу Троицкаго селенгинскаго монастыря архимандриту Мисаилу.

Сего 730 года генваря 24 дня в прошении твоем к преосвященному Иннокентию епископу иркуцкому и нерчинскому написано: в прошлых де данных годах построена была оного вашего монастыря в вотчине в Темлюйской деревне часовня во имя Введения Пресвятыя Богородицы, и в прошлом де 722 году, по приказу блаженныя и вечнодостойныя памяти Его Императорскаго Величества, повелено оныя часовни разобрать и святыя иконы отдавать в церкви, и потому де вышеявленному указу из оной часовни святыя иконы взяты в ваш монастырь, а часовня и поныне стоит неразобрана, токмо де пения в ней не совершалось, а в прошлом де 728 году, по состоявшемуся Его Имераторскаго Величества указу о часовнях, которые еще не разобраны и обретаются в приличных местах, таким для молении быть по прежнему, також которые и разобраны, а будут просители, чтоб их паки возобновить и взятые из тех часовен святыя иконы отдать, и просил его преосвященство, чтобы в той вашей темлюйской вотчине, оную часовню Введения Пресвятыя Ьогородицы возобновить, також и святыя иконы в нея внесть по прежнему, понеже де та вотчина от приходской церкви, что в Кабанском остроге в восьми верстах обретается. И сего же генваря 26 дня 730 года, по Емператорскаго Величества указу, и по благословению преосвященнаго Иннокентия епископа Иркуцкаго и нерчинскаго велено тебе архимандриту во оной вашей темлюйской вотчине возобновить и взятыя из нея святыя иконы из вашего монастыря в нея возвратить по прежнему для для дальняго расстояния от церкви, а дань с нея пойдет погодная, как и протчих часовен, по окладу, а именно по дватцати по пяти копеек. Дан 1730 года генваря 27 дня».

Иннокентий епископ.

Вот благодатный зачаток будущей темлюйской церкви! Благословение, преподанное благому начинанию чрез такого великого первосвятителя иркутского, осеняло благодатью примыкавших к этому святому дому. Через пять лет после того, под сенью этого дома, развилось в темлюйских христианах святое желание – видеть у себя полный храм с приношением бескровной жертвы Христовой. С тем вместе потребовался и особый причт. Прихожане с своей стороны рекомендовали пономаря кударинской Благовещенской церкви, Игнатия способным на священнеческое место.

Дело это нашло себе сочувствие в начальстве монастыря и в самом архипастыре. В 1735-м году, преосвященный Иннокентий II, благословил произвести собор на прирубку алтаря к прежней Введенской часовне. А когда церковь была готова, он посвятил в ней в священника – диакона Семиона Саватеева, представленного монастырским начальством и предварительно обученного в Троицком монастыре. 5-го января 1736 года преосвященный Иннокентий благословил наместнику селенгинского монастыря иеромонаху Тихону Сурминскому с иеродиаконом Даниилом совершить освящение темлюйской Введенской церкви.

С 1764 года, когда монастырские вотчины отбирались в казну, темлюйская вотчина со всем населением отошла от монастыря в коллегию экономии. Церковь темлюйская сделалась приходской. Следовательно в ней уже возросло население для образования полного прихода. Вот доказательство благоплодной деятельности монастырей в новых краях, или, вернее, миссионерского влияния на бытовую сторону инородцев.

Ровно через столетие темлюйские жители приступили к построению нового храма, вместо прежнего, обветшалого. По этому случаю, чувство благочестия снова отозвалось и в том же благочестивом потомстве. Черных предки которого записаны в церковных летописях. Потомок монастырского вкладчика Филиппа Яковлева (Черных) – Герасим Николаевич Черных вызвался удовлетворить этой религиозной потребности своих прихожан построением нового храма на собственное иждивение. В два года его трудами и иждивением воздвигнут этот священный памятник св. веры и благочестия во славу Божию. Освящение этой благолепной церкви совершено было 29 ноября 1864 года преосвященнейшим Вениамином, епископом селенгинским (ныне архиепископом иркутским и нерчинским) тоже во имя Введения во храм Пресвятой Богородицы.

Впрочем, и древний храм с отдельной колокольней остается в целости в одной ограде с новой церковью. Древность эта тем священнее, что в составе ее сохраняется и та часовня, которая в 1730 году была освящена по благословению святого превосвятителя иркутского Иннокентия.

Е.М.

Опубликовано 31 июля 1882 года. 

787

Видео

Нет Видео для отображения
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!
.