Упраздненная Еравинско-Острожная Спасская церковь.

В селе Укырском Верхнеудинского округа, Спасская церковь, основанная в 1805 году и освященная в 1813 году, сооружена вместо обветшалой деревянной Спасской же церкви Еравинского острога, находившегося на северо-восточном берегу Мало-Еравинского озера, верстах в 28 от Укыра. Жители острога в начале текущего столетия выселились от туда в разные места (в селения: Укырское, Погроминское, Поперечное и др.) вследствие того, что тракт пролегавший до того времени по северной стороне еравинских и других озер, переведен был в местность к югу от этих озер, от чего и заработки в остроге стали скудны. Упраздненная по распоряжению духовного начальства ветхая деревянная Спасская церковь острога оставленная одиноко на месте селения, существовала до конца сороковых годов. В 1848 или 1849 году церковь эта сгорела будучи подожжена, как утверждают укырские старожилы, бурятами. Совершавшиеся до того времени крестные ходы из Укыра к древней церкви прекратились и святое место, ничем не огороженное, оставалось в совершенном запустении до 1864 года. В сем году тщанием некоторых прихожан Укырской церкви была поставлена на месте древней церкви деревянная, на четырех столбах, часовня, по средине которой подружен был деревянный же св. крест. Но в настоящее время и этой часовни не существует: она уничтожена тоже бурятами. Последние два столба срублены не далее, как весной сего года, что показывает свежесть следов действия топором, так что теперь на месте деревянного святого храма остаются только пять небольших столбиков, выходящих из земли на четверть аршина.

Побуждением бурят к уничтожению памятников христианской святыни служило – видиние ими в ночное время больших огненных, в виде колеса, клубов, которые появлялись на берегу озера, вблизи места бывшей церкви, проносились над этим местом и селом. Видны были ими огни даже и в самой церкви. Из боязни таких необыкновенных явлений, считая причиной появления их христианскую церковь, буряты сожгли ее, а потом уничтожили и часовню. В поездку свою 14 июня сего года, к месту древней церкви, мной отслужен там первый со времени построения уничтоженной уже часовни водосвятный молебен и панихида «о зде лежащих». В молитве участвовали только псаломщик и сельский писарь. Последний изъявил свое желание сопутствовать мне потому, что некоторые его родственники покоятся на Еравинском кладбище. Случайно встреченный там бурят указал нам место сего кладбища, на котором, по его словам, в недавнее время находилось два намогильных камня с надписями; а так как эти камни были точильные, то их искололи на бруски. Этот же бурят говорил нам, что несколько лет тому назад, его жилье находилось верстах в двух от прежнего селения, но потом, устрашась огней он укочевал от туда подальше. По этой же причине и другие буряты не имеют здесь своих кочевьев. Теперь на месте древнего селения находится покос, принадлежащий одному бурятскому голове и обнесенный городьбой, которая и защищает святое место от попрания животными.

Судя по надписи на св. Антиминсе древне-Еравинской церкви, освященном в царствование Государыни Императрицы Анны Иоановны, преосвященным Иннокентием, епископом Иркутским, в 1734 году (Антиминс хранится при Укырской церкви), — должно полагать, что Еравинско-Острожная церковь была сооружена в начале 1730-х годов. Это же показывает и надпись на святом Евангелии, имеющемся при Укырской церкви, на котором написано: «Сие Евангелие серером и позолоченное распятие и евангелисты поправлено купцом Василием Медведниковым. 1734 г. генваря 10 ч.». Другая надпись в том же Евангелии: «1734 года марта 14 дня. Еравинского острогу Спасской церкви староста Григорий Федоров сын Половцев, купил сие святое Евангелие на личные церковные деньги. А цены дано тринадцать рублев, да от позолоты дано четыре рубли шестнадцать алтын четыре деньги. А переплетен, позолочен в 1733 году».

С сего времени до начала настоящего столетия в древне-Еравинской церкви скопились довольно значительные средства. Кроме денег, церковь имела стада рогатого скота, счет которым велся по особым книгам (одна из таковых книг сохранилась при Укырской церкви), выдававшимся для этого из Нерчинского «Заказа» благочиния) и имелся конный табун. На это-то достояние и сооружена нынешняя Укырская Спасская каменная, двух престольная церковь, с перенесением в нее иконостаса и утвари из церкви Еравинской. – На месте последней снова имеет быть сооружена часовня, но только в том случае, если гражданское начальство вменит в обязанность самим окрестным улусным жителям заботится о сохранности и неприкосновенности христианской святыни.

Под колокольней Укырской церкви устроен придел небольшой, не более 15 квадр. Сажень, всего пространства с алтарем, во имя Святителя и чудотворца Николая. В нем поставлен иконостас из Еравинской церкви, замечательный старинной прекрасной живописью, по крайней мере, такой хорошей старинной живописи, мне не приходилось встречать в Сибири; — правильность письма, строгие и выразительные лики святых невольно заставляют взирать на св. иконы с благоговением; Веяния итальянщины не чувствуется никакой. Это лучший образчик живописи конца XVII и начала XVIII в. Потому иконостас этот заслуживает тщательного сохранения. К сожалению, иконы на нем начинают портиться; крыша на колокольне протекает, стекла в окнах выбиты; Снег и дождь свободно приникают в предел. Следствия для живописи не приятны. Большое спасибо будет сказано тому любителю церковного благоговения, который принял бы на себя расходы к исправлению придела и сохранению старинной живописи. Надо этим спешить. Через два или три года будет уже поздно. Церковь бедная и не в состоянии сделать искусных исправлений.

Свящ. Г. Асташевский.

31 августа 1888 г.

С. Укыр.

Опубликовано 10 декабря 1888 года.

8

Видео

Нет Видео для отображения
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!
.