Пароходство через Байкал и его будущность.
Почтовое сообщение через Байкал представлено было доселе компании кяхтинского пароходства, которая при учреждении своем, 12 лет назад, испросила себе субсидию в порейсовой плате, равной 37,000 р. в год. По истечении этих двенадцати лет условие было продолжено еще на два года. Срок этот в 1888 году истекает; это пароходство было единственное и заведовало перевозкой как грузов, так и пассажиров. Движение по этим водным путям, соединяющим Забайкалье и Сибирь, служит как бы продолжением главного тракта и с годами должно бы совершенствоваться и улучшаться; между тем, как известно иркутянам ближе, чем кому либо, пароходство через Байкал постоянно возбуждало жалобы. Оно держалось при самых рутинных началах и старых порядках. Компания кяхтинского пароходства, заручившись субсидией и не имея до 1886 г. Никакой конкуренции, не особо заботилась об удобствах пассажиров, точно также она не заботилась о понижении провозного тарифа, как и совершенствовании пароходного дела. Цены она брала значительные; у этого оригинального пароходства выходило, что водяная перевозка была дороже сухопутной. Озеро Байкал оно измеряло также по своему, там где расстояние считалось в 60 в., оно брало плату за 100 в. и т.д. Администрация, как видим из корреспонденции, доселе самая плачевная, и было замечено несколько случаев возмутительных безобразий; в настоящее время мы получили достоверные сведения, что в виду существующих неудобств, вопрос о байкальском пароходстве возбудил уже внимание правительства с окончанием срока контракта и обсуждался в одной из комиссий при министерстве финансов. При этом выработаны новые условия замены двух рейсов тремя в неделю и уменьшения тарифа. Финляндская компания(Организаторы финляндского пароходства в Петербурге на Ниве) как мы слышали, предлагало взять пароходство по Байкалу, на новых условиях при той же субсидии, обещая 3 рейса, удешевление тарифа и необходимые улучшения. Действительно, допотопные пароходы существующего товарищества и отсутствие всяких приспособлений бросаются в глаза. Ведь техника развивается и кяхтинскому пароходству нужно было иметь это в виду. К-о кяхтинского пароходства совершала рейсы до Боярска, но явившаяся новая К-о «Сибирское товарищество» проложило другую дорогу к Мысовой, где уже зародилась промышленная жизнь. Кяхтинское товарищество не догадывалось этого сделать. Весьма важен также вопрос о пароходстве по Ангаре и Селенге. Здесь также не делалось приспособлений пароходств, хотя могли быть пароходы более легкие, примененные к быстрому течению. Вообще, если кяхтинское пароходство не примет во внимание новых условий, вызванных жизнью и промышленностью, то, вероятно, у него явятся сильные конкуренты, и конец его монополии наступит. Во всяком случае, в этой области желательны перемены в виду того небрежения, с которым относилось кяхтинское пароходство, к весьма важной задаче улучшения путей через Байкал. Мы думаем, что, кроме, К⁰ кяхтинского пароходства, найдутся новые предприниматели-пароходчики, которые сумеют лучше поставить пароходное дело. С своей же стороны, мы можем пожелать, чтобы в печати по этому вопросу высказались наиболее компетентные люди и лица, знающие условия ангарского и байкальского пароходства.
Опубликовано 24 января 1888 года.