Байкало-Ангарский бассейн. В 1881 году. Озеро Байкал.

Говоря о судоходстве по озеру Байкалу, неминуемо приходится говорить о рыбном промысле. Судоходство по Байкалу все и заключается собственно в рыбопромышленности.

Пароходы «кяхтинского пароходного товарищетва», рейсирующие через озеро, главной целью своей имеют перевозку грузов транзитной торговли, т.е. чаев следующих, через г. Иркутск, дальше на запад; затем контрактуются правительством для перевозки почт, приходящих воинских частей, партий преступников и другие надобности.

Пароходы товарищества имеют и два в неделю срочных пассажирских рейса, собственно через озеро, буксируют осенью рыбопромышленные суда, а также идущие в Забайкальскую область из заводов Иркутской губернии соль и железо

Значение грузов, перевозимых пароходами в Иркутскую губернию, через Байкал, только то, что они проходя через губернию, на протяжении почти 600 верст, поднимаются и транспортируются местным населением, доставляя таким образом значительный заработок извозному гужевому промыслу (Чаи, следующие из Китая, через Кяхту, перевозятся через Иркутскую губернию почти в течении целого года, что чрезвычайно важно для извозного промысла, особенно для извозчиков, заходящих в Иркутск из Енисейской и Томской; губернии. Они всегда имеют возможность получить кладь на обратный путь); собственно же в губернии из них, для торговли и для отправки в Енисейскую губернию и в якутскую область, остается относительно незначительное количество, потому что все чаи обыкновенно срочно следуют в главные торговые и складочные пункты внутренних европейских губерний империи (В 1881 году вывезено и Иркутскую губернию из азиатских товаров одного чая 898,588 пуд 36 ф. 60 зол., с которого взысканы таможенные пошлины, да пропущено, без взыскания пошлин, в Туркестанский край 41,427 пуд. 20 ф. 72 золотн.).

Пароходы товарищества (Синельников и Платон), переходя из рук в руки и меняя названия, давно существуют на Байкале и, хотя владельцы их постоянно получают значительную правительственную субсидию, но пароходы ремонтируются не достаточно.

Главными же рыбопромышленниками, или судохозяевами, плавающими по Байкалу, являются иркутяне (купцы, казаки, мещане); но рыбный промысел производится ими исключительно в видах Забайкальской области, а не Иркутской губернии; в своей губернии этим промыслом занимаются ольхонские буряты, прибрежные рода капсальских и частью кудинских. Ольхонцы эксплуатируют свое «Малое море» образуемое остр. Ольхоном и западным берегом Байкала, выходя, впрочем, также и в открытое озеро и в места рыбных ловель иркутян по С. В. берегу Байкала; но там артели их, как видим ниже, по недостатку запасов – всегда попадают в зависимость иркутских рыбопромышленников и, вместо самостоятельных хозяев становятся работниками, из известной части доли промысла, и т.п., и только последнее годы, артели ольхонцев стали освобождаться от этой тяжкой кабалы, увеличивая промысел в своих видах. Что же касается капсальцев и частью кудинских бурят, то те и другие производят промысел преимущественно только в средине лета, когда озеро бывает спокойно, в устьях речек впадающих в Байкал, для чего последние арендуются ими и по восточному берегу от Посольского мужского монастыря, куда инородцы бесстрашно переплывают море в своих ладьях и все лето являются с разной свежей рыбой, спускаясь по Ангаре, на пристани г. Иркутска.

И так, на Байкале, суда иркутских промышленников занимают первое место. В м. 1881 году их было в плавании 15 (главнейшие фирмы: Могилева, Оглоблина, Улишева (Андрея), Шипунова (Ивана), Белозерова, Сверлова, Курбатова, Улишева (Семена) и Шипунова (Гавриила). Все они морской конструкции. Рабочих имели 1055 человек обоего пола. Запасов на промысел взяли на суда: хлеба 16,602 пуда, соли 5,301 пуд и 728 пуд. мяса. Зимовали и снаряжались весной суда на пристанях в г. Иркутске, Глазковском предместье и с. Никольском (недалеко от выхода Ангары из Байкала); начали сниматься и выходить в море в конце апреля и первых числах мая; возвратились в последних числах сентября (одно), а прочие в течении октября.

Главный продукт промыла омуль, засол его и приготовление икры. Наибольший улов этой рыбы, обыкновенно, производится с наступлением осени (с конца августа), когда в течении одного месяца добывается и приготовляется этой рыбы вдвое больше, нежели в течении всего лета. В 1881 году, собственно иркутскими рыбопромышленными фирмами, упромышленно и приготовлено:

Летом:

Омулей 1479 бочек; икры 42 б. жиру 112 б.

Осенью:

Омулей 2229 бочек; икры 162 б. жиру 122,5 б.

Всего омулей: 3708 бочек (в бочку засаливается 1000 штук и более), икры 204 б. и жиру 235,5 бочек; на сумму 242,016 рублей

Что же касается состояния этого важного промысла, продукты которого составляют почти главную пищу недостаточного населения, особенно рабочего класса, Иркутской губернии и Забайкальской области или вообще говоря порядков благоустройства, каких либо усовершенствований, улучшений, то, насколько известно, промысел остается в таком же неудовлетворительном виде и теперь, в каком найден был 12 лет тому назад, при исследованиях его в 1868-69 гг. (рыбные ловли исследовались по поручению ирк. Ст. комитета 1868 г.).

Плата рабочим на этом промысле, сравнительно с тяжестью труда, лишениями и опасностями самого плавания (осенью), незначительна; от 35 до 60 рублей во все время промысла, на хозяйском содержании. Весьма понятно, это составляет одну из важнейших причин, что на так называемые «ангарские рыбные промыслы» идет самый отпеты народ, усвоивший за собой даже и особое местное название «ангарщины», которую, по приходе на иркутскую пристань осенью рыбопромышленных судов, городская полиция постоянно караулит и старается по расчету их на судах, насколько возможно, тот час же выпроводить за город по своим волостям. Это, в исключительном большинстве, ссыльно-поселенцы – которых нигде не берут, не нанимают и на золотые прииски; про женский пол… уж нечего говорить. Рыбопромышленники же, подобного сорта рабочими не брезгуют, а напротив, в виду того, что с судов, равно как и с самого промысла, самовольный уход рабочих затруднителен, берут их по пониженной зарабочей плате, а последние должны и на нее соглашаться из-за того, что некуда деться. Обстоятельство это также достаточно охарактеризовывает обстановку промысла, между тем промысел чрезвычайно прибылен для судохозяев и они получают громадные барыши.

Ольхонские буряты в минувшем 1881 году, для рыбного промысла, имели 63 артели и выходили в море на 4-х карбазах и 59 лодках, с 1017 человеками участников из улусов прибрежных родов: 1-го чернорудского, 1 и 2 абызаевских.

21 артель, на 4-х карбазах и 17 лодках, по прежнему уходили в открытое море, к северу, к устью В. Ангары (Ангарек), чтобы работать по подрядам от иркутских крупных хозяев рыбопромышленников, имея и продовольственные запасы только для себя и то в один путь; тогда как остальные 42 артели занимались промыслом самостоятельно, как в заливе (малое море), так и в открытом озере.

Упромышлено ольхонцами:

а) Привезено 21 артелью, работавшими по подрядам в Ангарске: омулей 110 бочек, икры 530 пуд.

б) добыто остальными 42 артелями, в своих водах:

Омулей засолено 429 боч., свежих 109 т. Штук, Сигов 47 пуд. 20 ф., Хариусов 500 пуд. Жиру 400 пуд.

Всего добыто рыбы, на сумму 29, 065 рублей (продавались продукты промысла на ольхонской осенней ярмарке: омуль соленный за бочку, а свежий за тысячу 35 руб., сиги 8 р. За пуд; хариусы 6 руб. за пуд; икра омулевая 4 руб., жир 3 р. За пуд.)

Вообще рыбный промысел ольхонцев в 1881 году, был значительно прибыльнее предшествовавшего года по случаю большого спроса на рыбу и вследствие этого возвысившейся цены на нее; они получили 12708 руб. больше против 1881 г.

О промысле (судоходстве) прибрежно-байкальских инородцев кудинского и капсальского ведомства, точны сведений нельзя иметь, так как они продукты своего летнего рыбного промысла, как только лодка загружена, немедленно доставляют на пристань в г. Иркутск для распродажи, и запасшись хлебом, снова отправляются на промысел, не заходя даже в свои улусы. Более подходящие к точности об этом данные, скорее могли быть собраны на иркутской рыбной пристани, нежели на местах жительства рыбопромышленников-бурят, куда последние возвращаются из Иркутска с разными уже покупками предметов их необходимости и проч.

Опубликовано 19 мая 1882 года.

11

Видео

Нет Видео для отображения
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!
.