Барнаул, 15 мая 1885 года.
Первая половина мая ознаменовалась на Алтае многочисленными лесными пожарами. Кроме пожара на Барнаульском бору горели: «Озерской», близ Барнаула, «Гавриловский», около Гавриловского сереброплавильного завода, «Кукуевский», близ Павловского, «Сузунский» — Сузунского и «Космалинский» — Локтевского завода.
Этими пожарами в общей сложности повреждено более 12,000 десятин и, кроме того, пожаром Космалинского бора уничтожен курень «Беловский», в котором сгорело дров прошлогодней заготовки около 700 куренных саж.; сколько же сгорело заготовки нынешнего года еще не известно.
Уничтожением «Беловского» куреня поставлен в критическое положение Локтевской завод; он, по этой причине, едва ли будет в состоянии выполнить наряд, положенный по смете на 1885 год (предположено выплавить 111 п. 4,5 ф. сер., 290 п. 8 ф. свинца и 7,700 п. роштейна, на что необходимо употребить 13,243 короба), так как готового годового запаса угля он не имеет, а угольная операция составляет «ахиллесову пяту» деятельности этого завода. Причины пожаров не выяснены; поджогов – не подозревают, компетентные в лесном деле лица более склонны предполагать, что они произошли от «палов», пускаемых крестьянами для очищения своих полей от сорных трав. Если бы эти предположения могли быть доказаны положительно, то не было бы сомнения, что дорого стоящая местному населению опалка боров не удовлетворяет своему назначению, и что вместо нее нужно принять для сохранения лесов какую-нибудь более действительную меру, напр. искоренение обычая очищения полей посредством губительных палов.
К сожалению, надежда на выяснение причин пожаров – слаба, так как она стоит в прямой зависимости от количества и качества лесной стражи, а она то по штатам 1883 года, доведена здесь до смешного минимума. Для управления около пяти миллионов дес. имеющегося, по официальным данным, леса, раскинутого при том на пространстве 400 тыс. квадр. Верст, существует 9 лесничих, руководящихся планами 40-50 годов, столь же похожих на действительность, как слон на муху. Если приблизить к этому, что те же 9 лесничих производят лесохозяйственные операции на сумму до 500, 000 руб. в год, операции, сопряженные с массой различных счетов, отчетов, ведомостей, смет и переписок, то всякий поймет, что они более проводят времени в душной канцелярии, чем при свежем воздухе в лесах, и что, красноречиво описывая в таких актах борьбу с пожарами, они бывают в своих лесах редкими гостями и часто боятся отъехать от провожатого на сто сажень, дабы, не ровен час, не заблудиться.
Повторяю, лесничих, при громадных их районах и массе канцелярской работы, винить – за незнакомство с вверенными их надзору лесами – нельзя, и настоящее положение доведет до окончательного истребления лесов, без которых Алтай неминуемо превратится в пустыню, так как и теперь уже во многих местах, где истреблены леса, замечается обмеление рек, увеличение холода, появление сыпучих песков и ухудшение урожаев.
И так, Алтай дожил до того времени, когда приходится к многочисленным его вопросам: заводскому, горному, земельному, прибавить еще, — не как вспомогательный, а как самостоятельный – вопрос лесной, существенно-важный для экономической будущности страны.
Опубликовано 30 мая 1885 года.