Борьба с расколом в Бийском округе.

Не прошло и двух с половиной лет, как несчастные последствия грозы – пожара, уничтожившего 22 апреля 1886 года архиерейский дом в Бийске, почти совсем залечены: на прежних развалинах снова высится громадное величавое здание, отлично приспособленное для нужд миссии, здание, внутри прекрасно отделанное. В нем две церкви: в честь Казанской иконы Богоматери (временная) во втором этаже, и в честь святителя Димитрия, митрополита Ростовского – братская церковь. Мало того, напротив архиерейского дома еще начат постройкой новый, громадный храм, который чуть ли уже не на сажень поднялся над землей. Наверно, бог и добрые люди и его помогут со временем к благополучному окончанию привести!

Как при освящении храма, там и в праздник большинство богомольцев были члены братства, а потому сильной тесноты в храме не было. После литургии и молебна св. Дмитрию и Исаакию (в честь которого носит имя покровитель братства) почетные братчики при пении тропаря, перенесли хоругв братства в залу владыки-домохозяина, куда приглашены были и все братчики. Тропарем пред ликом святителя и было открыто общее собрание братства. Затем преосвященнейший председатель предложил членам выслушать отчет по бийскому отделению братства, так как полного отчета совсем не имел возможности составить: сведения из отделений получатся не ранее половины будущего месяца. Из прочитанного отчета видно, что большая половина уклонившихся в раскол старообрядства в томской епархии находится в Бийском округе: число раскольников в нем не менее 30.000; неудивительно, что у представителей религиозно-нравственной жизни города Бийска лет пять тому назад явилась мысль основать противо-раскольническое братство. 21-го сентября 1884 года – день открытия семинарии в Томске и было открыто братство св. Дмиртрия. Благая мысль – помочь меньшей братии выпутаться от гибельных для души и вредных для внутренней жизни государства сетей раскола – нашла не мало сочувствующих из среды всех сословий не нашего только города и округа, но и жителей всей епархии томской. Но даже и в этом отношении первенство занял наш город Бийск с округом. Так, в отчетном году числится более 200 действительных членов, в числе коих одиннадцать пожизненных братчиков, взнесших от 50 до 100 рублей и 1 почетный – 200 рублей.

На долю Бийского округа выпала и главная деятельность сотрудников братства, как в прежнее время, так и в настоящем году. Это объясняется и количеством раскольничьего населения округа, и близостью центрального управления братства… Но при всем том и здесь деятельность братства не настолько сильна, как бы желательно было для пользы православной церкви. И то сказать, что значит 10 деятелей против 30,000 уклонившихся в раскол с 120 фанатиками-руководителями! Братство довольно и тем, что его ратоборцы расщепили старообрядческую косность; заставили мыслящих староверов задуматься. Оно имеет утешение видеть в среде православных деятелей бывших противников православия: — лиц, некогда приближенных к проживающему в д. Выдрихе лже-епископу Мефодию (По сведениям совета, в настоящем году было до 250 присоединений из раскола к православию. Из них 150 брачных и до 100 по убеждению)

По сведениям миссионера братства, большинство старообрядцев в Бийском округе беспоповцы. Они не желают иметь единения даже и в молитве с членами православной церкви, но не прочь воспользоваться для своих религиозных нужд уклонившимися от православной церкви священниками. Они отвергают законность австрийской лже-иерархии, но, за неимением беглых попов от православной церкви, довольствуются стариками.

По его же словам, поповцев австрийской лже-иерархии будет меньшая часть, а остальная, почти треть, беспоповцев, перекрещенцев разных видов. Встречается немного духовных христиан: немоляк, молокан, штундистов и др.

Деятельность свою братство проявляет собеседованиями с отступниками от православия, школами и раздачей книг противораскольнического содержания. Предметами при собеседованиях во всех трех группах бывают: крест и перстосложение, аллилуйи, хождение посолов, церковь и таинства.

Беспоповцы возражая против православия, любят указывать на пришествие уже в мир антихриста, который поработил себе церковь, а потому в настоящее де время благодати в церкви и быть не должно. Это обычное объяснение беспоповцев о безблагодатности священства дало возможность, при рассуждении об антихристе, — одному из деятелей братства сделать такое заключение: христианам только тогда спастись нельзя, если бы вошло в силу учение, что нет Христа-Богочеловека, Спасителя мира. Но они пока веруют и исповедуют согласно с апостолом Петром, поэтому будут и в числе спасаемых. Беспоповцам же тогда спастись никак нельзя, если допустить, что нет антихриста. Поэтому выходит, что православным христианам нельзя спастись без Христа, а беспоповцам – без антихриста! И действительно: куда попадает беспоповец, если ему согласиться, что антихриста еще нет? Если нет антихриста, значит должны быть и иерархия, и таинства, и церковь, которых, по убеждениям беспоповцев, и нет теперь, ибо время – антихристово. Он, т.е. антихрист, все это уничтожил через своих предтеч!.. Другой деятель братства в речи об антихристе заметил: «Положим, вы, беспоповцы, веруете право; наше общество единственно и составляет церковь Христову; но у вас, по вашим же словам, нет ни иерархии, ни таинств. Что же будет делать действительный-то антихрист, который, по древним вашим книгам, должен истребить жертву Христову? Ведь уж она очень давно, со времен Никона, как вы думаете, уничтожена его предтечами?

Между ревностными деятелями братства преосвященнейший председатель посетил в нынешнем году юго-восточную часть Бийского округа. В резиденции лже-епископа Мефодия от одного из ревнителей австрийской лжеиерархии, почтенного старца, преосвященнейшему Макарию пришлось выслушать очень лестную, хотя и простую по форме речь: «Ничего, ты мне нравишься! Вот если умрет наш-то Мефодий, мы будет просить тебя к себе в архиереи!».

Миссионеру братства, о. М.К-ву, в отчетном году пришлось не только исколесить весь Бийский округ, но побывать в Куденде, Колывани и по Чумышу. На последнюю поездку употреблено им до двух месяцев.

Некто Чешуин доставил сведения об обращении им до 90 человек к единоверию и православию. Он же вел в д. Выдрихе обучение детей, из которых было 5 единоверцев, 4 австрийских и 2 беспоповца.

Церковно-приходскую школу завел в с.Сеновском о. А. Рыбкин. Сенновское – центр раскола, и о. Рыбкину приходится вести собеседования даже с видными представителями беспоповцев. С неким Асоном Зыряновым вели собеседования и миссионер братства и еще один из деятелей братства. Плодом этих собеседований было сознание Асона пред массой своих единомышленников, что у общества их нет церкви – нет и спасения… Когда же состоялось в с. Сенновском собрание начетчиков, то на нем дано право сенновскому начетчику Бердюгину сводить браки, чего до селе он делать не мог. «Будь же по вашему, а не по ихнему!» сказали вожаки раскола с Асконом во главе.

Очень лестный отзыв делает о. благочинный о деятельности некоего К.А. Колпакова, проживающего в с. Кабановском. Вследствие постоянных бесед К. с раскольниками, кабановские прихожане заметно изменились к лучшему: стали вдвое больше против прежнего ходить в храм Божий, больше стали венчаться и крестить своих младенцев. В 1887 году в кабановском приходе свенчано 20 браков и окрещено 104 младенца, чего прежде никогда не бывало.

Колпаков с женой занимается также обучением детей. Школа его помещается в церковной сторожке. Собеседования Колпакова отличаются тем, что он, по примеру вожаков раскола, ездит с своей женой по деревням ближайших приходов. По приезде в село и деревню, отыскивает стариков, желающих послушать писание, а жена его ведет чтение со старушками. Беседы Колпакова всегда своеобразны. Труд его виден из того, что в совет доставлено им собеседований листов на 50.

Лица знакомые с расколом, уверяют, что точно определить уклонившихся в раскол невозможно. В приходах, где уклонившихся в раскол значительная часть, истинно-православных нет, так как духом раскола проникнуты и те, которые принимают таинства св. церкви, а потому считаются и пишутся православными. Разность между православным и раскольником в таких приходах состоит только в степени приверженности к расколу и в степени обнаружения раскола. Заблуждения раскольничьи, их взгляды, обряды разделяются и православными. Все они молятся двуперстно, уважают медные иконы, любят ходить посолон при священнодействиях, двоить аллилуйа. Раскольники поморского толка подразделяются на множество мелких толков: у отца своя вера, у сына своя, у жены его – своя. Отец считает за грех пить и есть из одной чаши с детьми; дети чуждаются своего отца, жена – своего мужа. Всякий считает правовером только себя одного. Большинство расколоучителей малограмотны, со старыми книгами незнакомы и их не видали даже. Они держатся раскола не по убеждению, а больше по преданию, чаще по расчету, дорожат не верой, а свободой, которой они безнаказанно и пользуются, особенно в делах брачных и при погребении умерших даже неестественной смертью.

В округе есть два скита: Толстушинский, недалеко от д. Александровка и Пихтовский. Основатель последнего, лже-иеромонах Евфимий особенно успешно действует, увлекая в раскол и православных, и единоверцев.

Сбор членских взносов доставил 150 рублей от 58 человек и 18 человек единовременно пожертвовали 100 рублей. Молитвой к покровителю братства закончился праздник; хоругвь св. Дмитрия унесена была братчиками в храм. Преосвященнейший председатель предложил радушно хлеб-соль братчикам.

Б.

Опубликовано 9 октября 1888 года.

429

Видео

Нет Видео для отображения
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!
.