Из Чуйской долины, Семиреченской области.

Из прошлого моего письма вам уже известно о производящейся ныне разработке дороги в Буамском ущелье. Не так давно мне пришлось проехать все ущелье и, таким образом, видеть воочию эти работы на всем протяжении. Можно сказать, что с некоторого времени разработка этой злополучной дороги подвигается довольно быстро вперед, благодаря тому обстоятельству, что на третьем месяце от начала работ доставили, наконец, в достаточном количестве необходимые инструменты, как-то: текмени, ломы, сверла и проч., и проч. Конечно, лучше поздно, чем никогда. Теперь уже, следовательно, не приходится разбирать голыми руками целые горы, состоящие из рыхлых камней. С недавнего времени к участию в разработке дороги привлечены киргизы пяти или шести волостей, а всего работающий около 200 с лишним человек, и для них установлен десятидневный срок, после которого является новая смена, следовательно, и свежие силы. Нельзя не приветствовать этого нововведения с радостью. Так бы и следовало дело поставить с самого начала, а не возлагать всю тяжесть этой работы на одну или две волости. Слух носится, что все эти распоряжения и доставка инструментов, хотя поздняя, обязаны тому обстоятельству, что сарабагышские киргизы подали просьбу высшему начальству, в которой жаловались на непосильную тяжесть работы, обрушившейся на их долю нынешним летом. Вследствие этой же, будто бы, жалобы из Верного немедленно был командирован офицер для наблюдения за работами, а также и для понуждения, волостных старшин к аккуратной доставке предметов продовольствия для работающих, и теперь, по словам приставленного офицера г. К., каждый работающий киргиз получает по два фунта мяса в день. Охотно будем верить этому заявлению. Действительно, работающие киргизы не производят такого отчаянного впечатления, как в первые четыре недели! Даже вдоль всей дороги выставлены юрты в достаточном количестве, чего тоже прежде не было. Такое внимание и такая заботливость к туземцам, занятым весьма трудной и тяжкой работой, делают сугубую честь нашей уездной и областной администрации! Разработка дороги, как я вам писал, производится даровым трудом киргизов; теперь слышно, что уездный начальник хочет войти с представлением о вознаграждении хотя не большой платой, исходя главным образом из того соображения, что поддержание и исправление существующих старых дорог, как требующих незначительного труда и времени, лежит на обязанности жителей и входит в круг их земских повинностей, но проведение и прокладывание новых дорог, сопряженных с затратой громадного труда и времени, лежит на обязанности администрации и следовательно такой труд должен быть оплачен, хотя бы рабочие и были киргизы, с которыми в здешнем крае считают не особенно нужным церемониться. Подобное ходатайство, полагаем, было бы нелишним.

Для этнографа и бытописателя, киргизы, разрабатывающие дорогу в Буамском ущелье, представляют интересный материал для наблюдения. Здесь можно видеть приспособление кочующих сынов степи к труду чуждому еще их образу жизни. С земляными работами у нас, между прочим, связывается представление о носилках, здесь же их в помине нет, а заменяются они срубленным тонким деревцем, ветви которого переплетают между собой на подобие гнезда или сетки, и двое таких импровизированных носилок свободными концами связываются в одно, укрепляют на спине быка, а в находящиеся таким образом, по обеим сторонам быка сетки кладется по камню, и везется далее. Случается часто, что эти носилки развязываются, камни вылетают, но спокойно и хладнокровно начинается работа снова, т.е. связывание расплетшихся ветвей в сетку, вкладывание камня, один киргиз ведет впереди быка на веревке, а другой идет сзади и наблюдает, чтобы драгоценная ноша снова не вывалилась. Но большей частью роль носилок играют капы и сорочки киргизские.

В разработке дороги принимают участие и притом деятельное не только взрослые, но и дети. У подножья высокой горы, вершина которой скрывается в облаках, стоят два киргизенка 12-13 лет, усталые копошатся в земле, один из них в оторванный рукав сорочки, завязанный на одном конце, насыпает землю и мелкие камни, а другой взял довольно объемистый камень, оба медленно тащат свою ношу к пропасти, куда и сбрасывают ее, и прислушиваются, далеко ли скатятся камни. И эти дети положили здесь часть труда, они посланы работать вместо взрослых и работают уже девятый день!.. – «Папаша, кто строил эту дорогу?» — Папаша (в пальто на красной подкладке) отвечает: — «Инженеры, душенька».

Яр.

Опубликовано 18 сентября 1886 года.

397

Видео

Нет Видео для отображения
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!
.