Мухтуйский Николаевский храм.
По сведениям историческим известно, что по распоряжению Правительства Восточная Сибирь, в особенности отдаленный край реки Лены, населяем был из великороссийских губерний, большей частью людьми из крестьянского звания, которые следовали на заселение вновь покоренного края за рекрутскую очередь. В числе прочих, был поселен в Мухтуйское селение, Киренского округа четырнадцатилетний крестьянин сын Лука Сидоров Рыбкин (по преданию Лука Рыбкин был господский человек, Ярославской губернии), который терпением своим, и многолетними трудами приобрел себе здесь домообзаведение и скотоводство, и по жизни образец честного, трудолюбивого и безбедного крестьянина. Но, быв женат, и не имея детей мужского пола, он взял на воспитание восьмимесячного младенца по имени Егор, от следовавшего в путь в то время по реке Лене, из г. Киренска в г. Якустк, бедного дьякона Никиты Косыгина, который ночевал в его доме. Лука Рыбкин, воспитав Егора Косыгина, передал ему и свою фамилию, и в продолжении своей жизни поощрял его у труду и воспитывал в нем преимущественно религиозные чувства и внушал истины святой веры. Упоминаемый Лука Рыбкин будучи крестьянином состоятельным, и находясь в отдалении от храма Витимской Спасской церкви (за 200 верст), потому что принадлежал к приходу оной, возымел искреннее желание построить в своем селении деревянную часовню, и построил оную на иждивение свое в 1700 годах, в Мухтуйском селении (имел ли Лука Рыбкин разрешение от Епархиального Начальства, на построение часовни, неизвестно). В эту часовню он пожертвовал иконы Спасителя, Божьей Матери, св. Николая Мирликийского Чудотворца и св. Димитрия Ростовского Чудотворца. Первые три иконы писаны на досках, итальянской живописи, искусной кисти, и только последняя из них написана на холсте, и все эти иконы до настоящего времени сохранили краски и живопись, находятся в Мухтуйской Николаевской церкви, служат особенным предметом чествования и поклонения во время посещения домов прихожан для отправления молебных пений и остались живым памятником существования первого молитвенного дома – зародыша настоящего поместительного благолепного храма. Усердный доброход, вскоре после сооружения часовни умер, передав все свое имение и капитал воспитанному сыну своему Егору Рыбкину. К сожалению окрестных жителей, часовню эту по случаю наводнения во время прохода реки Лены в 1848 году, быстротой воды унесло с места ее нахождения (часовня была поставлена к югу от берега р. Лены, и находилась от него в 30-ти саженях); лишь только успели сохранить упомянутые иконы. Затем после наводнения, в том же 1848 году, часовня эта (под словом часовня, я теперь разумею только св. Иконы, что есть выражение местных жителей)была перенесена в амбар, к внуку Егора Рыбкина торгующему Киренскому мещанину Петру Егорову Рыбкину, куда в воскресенье и праздничные дни притекали многие богомольцы для общей молитвы. Но в 1855 году, по случаю упадка торговых дел и несостоятельности торгующего Киренского мещанина Петра Егорова Рыбкина, а также других не предвидимых несчастных случаев жизни Рыбкина, и за смертью его, капитал которого и имущество все подлежало к описи, часовня была перенесена из амбара Петра Рыбкина, где и составляла для жителей селения и богомольцев тоже молитвенный дом, который и существовал до постройки настоящего храма, сооруженного в 1863 году 18 числа Марта.
Говоря о постройке Мухтуйской Николаевской церкви, должно сказать, что умерший Киренский мещанин Петр Егоров Рыбкин, в 1840 году поддержал желание своего деда Егора Рыбкина, и возымел твердое намерение, с помощью доброхотных дателей, соорудить в Мухтуйском селении деревянную церковь во имя святого Федора Стратилата, на что приготовлены были все необходимые материалы, но, по вышеупомянутым обстоятельствам, это святое ело встретило препятствие и до 1847 года продвигалось медленно. В 1847 году, с разрешения Преосвященнейшего Нила, Архиепископа Иркутского, испрошенного о. благочинным Серебреницким, совершены была закладка св. храма во имя того же св. Федора Стратилата, но к несчастью, по случаю вышеупомянутого наводнения в 1848 году, закладку церкви снесло, потому что вода поднималась от земли более трех аршин в вышину, и остался только один освященный и водруженный деревянный крест на месте преднамереваемого храма. Крест этот был водружен в землю глубиной не более двух вершков, и остался невредим, что и сочтено многими богомольцами чудодействием Божьим и предзнаменованием, что будет на сем месте храм; ибо в 1848 г. большеводьем унесло из селения многие здания, повыдергало от заборов столбы из мерзлой земли, а крест деревянный наклонило только немного на бок и оставило целым. Чтобы не могли попирать святыню сию, сын покойного Петра Рыбкина, Григорий Петр. Рыбкин по религиозному чувству взял к себе этот крест на хранение в Мурьинское селение, в 24 верстах от села Мухтуйского. Постройка храма во имя Св. Федора Стратилата приостановилась. Потом старанием вышеупомянутого Григория Петрова Рыбкина, и пожертвованиями брата покойного Петра Рыбкина, Андрея Егорова Рыбкина и многих других доброхотных дателей, с помощью крестьянского и мещанского обществ, сооружен храм Божий, в Мухтуйском селении во имя св. и Чудотворца Николая с образованием особого прихода и в 1863 году 18 числа Марта месяца, бывшим о. благочинным Петром Пономаревым освящен; благодаря старанию предместника моего о. Василия Успенского, продолжавшего служение в сем храме семь лет, и многим жертвам Киренского мещанина Андрея Егорова Рыбкина. Мухтуйская Николаевская церковь с 1863 года получила богатые украшения, как то: на местных иконах серебряные ризы под золото, с таковыми же венцами на сумму 800 руб. сер., а равно есть многие другие ценные иконы, довольно хорошей живописи и также в серебряных окладах под позолотой и само украшение храма, все это привлекает молящихся и умиляет их сердца к славословию Пресвятого Имени Божьего. Вся постройка церкви с утварью и всеми принадлежностями внутри и вне храма, оценена около десяти тысяч руб. серебром. Будучи в настоящее время священником при Мухтуйской Николаевской церкви, я не мог не обратить внимания и на тот освященный деревянный крест, который столь чудно сохранился от наводнения в 1848 году: по моей просьбе Киренский мещанин Григорий Петров Рыбкин, представил мне этот крест в Апреле 1870 года; величиной он в длину две четверти с половиной, и в ширину шесть вершков; теперь он украшен позолотой листового золота и поставлен в ограде церковной на месте бывшей закладки во имя св. Федора Стратилата (Настоящий храм построен немного к югу, подле освященного места для храма во имя Федора Стратилата).
В 1869 году, по приезду Его Высокопреосвященства, Высопреосвященнейшего Парфения, Архиепископа Иркутского и Нерченского, в Мухтуйское селение, Киренского округа для обревизования церкви, было испрошено через меня, местными жителями совершать 8-го Июня крестный ход вокруг селения, который жителями прихода, в память св. Федора Стратилата совершается и празднуется. Псалмопевец говорит: аще не Господь созиждет дом, всуе трудящийся зиждущий, и аще не Господь сохранит град, всус бде стрегий (псал. V). Так было и с нашим селением и с основанием в нем храма Божьего. Господь населил здесь людей. Он их умножил св. Своим промыслом. Он устроил Себе св. храм. Он его обогатил. Он и хранит его.
1872 года Июля 1 дня.
Опубликовано 30 сентября 1872 года.