Озеро Шира

В Минусинском округе, енисейской губернии недавно приобрело громкую известность озеро Шира. – ни окружающая местность, ни само озеро, не представляли бы собой чего либо особенного, если б воды последнего не заключали в себе минеральных веществ, придающих воде целительные свойства. Нам удалось видеть два анализа вод этого озера. Первый анализ воды этого озера, произведенный томским аптекарем Мальгудовичем, представляет следующий (довольно, впрочем, краткий) вывод, а именно:

Твердых частей в 1-й унции – 10 гран

натра – 6,5

магнезии – 2

железа, кали, глинозема, извести – 1,5

Второй анализ, составленный более подробно, красноярским доктором Пикоком и аптекарем Меллером, напечатанный в 28-м номере енисейских ведомостей, уже представляет вычисленные:

В 16 унциях и 6 дахм воды:

Сернокислой извести – 0,5

Сернокислого натра – 32

Сернокислого кали – 8

Двууглекислого натра – 35

Сернокислой магнезии – 30

Углекислой магнезии – 9

Углекислой извести – 9

Хлористого натра – 37

Итого твердых частей – 1605 гран, следовательно, процентное содержание будет 2,089 гран. По наблюдениям того же доктора, воды этого озера излечивают следующие болезни: хронические катары пищеварительных органов, геморрой, страдание печени, ревматизм, золотухи, некоторые сыпные болезни, слабость после паралича и наконец болезнь половых органов и половое бессилие.

Нам кажется, что и только что приведенных данных уже вполне достаточно для того, чтобы признать за этим озером значение, но если еще прибавить к сведениям этим известия о ряде целительных случаев, свидетельствующих о полезности вод его, как при питии, так и при купании, — то в важности озера – расположенного в местности, почти разделяющей восточную Сибирь от западной и дающей удобства пользования им как той, так и другой, — сомневаться решительно невозможно.

В распоряжение г. Цибульского (главного владетеля этого озера и виновника открытия его свойств, который во время одной из своих охот, с местными татарами, напал на предположение о его целительных качествах и заарендовал его на несколько лет) имеется книга, в которой лично самими пациентами написаны случаи выздоровления, время прибытия на озеро, время выезда и другие подробности, между прочим записи о посильных приобретениях в пользу бедных инородцев в этой местности.

Из наиболее практичных советов относительно употребления этой воды нельзя не остановиться на следующих. Чтобы не обременять и не приучать желудок к большим приемам воды, нужно пользоваться ей умерено и по возможности (при малейшем действии ее) сокращать эти приемы до минимума. Так например, — если пациент пьет по одному стакану утром и по одному вечером, то при самом начале выздоровления он сейчас же должен заменить прием одного стакана половиной его, разбавленной до целого простой водой. Через 2, много 3 дня – пациент должен взять минеральной воды лишь 0,25 стакана, а 0,75 наполнить опять простой водой. Через 3 дня он смело может пить одну только простую воду, не боясь возвращения прежних болезненных своих припадков.

Нам, лично, приходилось слышать отзывы многих пациентов во 1-х о близком сходстве вкуса этих вод с солями Карлебада, а во 2-х о быстром и вполне облегчающем действии от приема и купаний.

Оставляя в стороне дальнейшую хронику о случаях излечения, мы закончим наше извещение несколькими словами об условиях летнего на озере пребывания. Наружный вид селения этой местности представляет 2 улуса (на расстоянии 1-й версты друг от друга), разбитые каждый на два посада широкой дорогой, по обеим сторонам которой расположены многостенные (шести и восьмиугольные) юрты, крытые на куполообразных стропилах берестой, прикрепляемой к стропилам каменными небольшими плитами. В каждой юрте находятся чувалы (род камина) и другие приспособления к летней 2-х месячной жизни.

Первый улус является исключительно улусом г. Цибульского и состоит из 15-ти юрт для потребностей его и его служащих. В этом улусе находится часовня.

Второй улус, — состоящий из 30 или 40 юрт, есть сборный; в нем предоставляется всякому желающему право селиться, строиться и размножаться. В этом улусе, на озере, выстроена общественная купальня, со всеми требуемыми к ней приспособлениями. В улусе также находятся помещения для желающих брать теплые или холодные ванны, не выходя на озеро для этой цели. В дождливую погоду помещения эти представляются довольно удобными. В улусе находится кухмистерская с поваром, который за весьма умеренную цену готовит завтрак, обед, ужин и прочее. – Для удовольствия гг. желающих веселиться г. Цибульским выстроен в этом улусе, — немного в стороне, на возвышении, — восьмиугольный, обширный вокзал, в котором составляются танцы, игра в карты, музыкальные вечера и даже спектакли. За наше пребывание, в вокзале этом были поставлены 3 пьесы, благодаря декорациям и костюмам г. Цибульского, а также и дружному участию исполнителей. Сбор отнесен был пользу музыкантов, которые и обязывались за это играть каждый раз, когда пожелается публике.

Если еще, сверх всего этого, принять в соображение гостеприимность и редкое радушие косвенного хозяина этого озера г. Цибульского, так охотно жертвующего и своим временем, и средствами для удобства больных и здоровых посетителей озера (каждый праздник и воскресенье большая часть общества 2-го улуса почти что обязательно в гостях у 1-го улуса), — то месяца, 1,5, 2 пребывания на озере проходят не только незаметно, но еще и оставляют самое приятное воспоминание о пробытых на нем днях.

От редакции: Мы желали бы верить в целебность озера и удобствам помещения больных; но беспристрастие требует, чтобы мы не скрывали и оборотной стороны медали. Вот что пишет другой корреспондент о том же озере Шира.

«В лето настоящего 1877 года на озере было больных до трех сот человек; все они жаловались на дурную погоду и помещение. Крестьяне деревни Сонской, которая находится от озера в двадцати верстах, — поставили там до пятнадцати лачуг, в роде татарских юрт, в которых больные более расстроились здоровьем и ни один из них, кажется, не получил исцеления. Озеро Шира в самом деле полезно от золотухи и ревматизма. Но, судя по тому, как ведут себя здесь больные, не мудрено, что репутация озера, как целебного, уступит другой – как увеселительного гульбища для пресыщенных дармоедов. Судите сами: больные (м.б. мнимо) просиживают целые ночи за картами и водкой. В деревне Сонской прежде был один кабак, а ныне стало два. Виноторговцы жалуются иногда на недостаток вина, и это по милости «больных». Один из почтенных торгующих крестьян села А-го в настоящем лете уехал на озеро и до того там залечился сонским лекарством в бутылках под печатью (которое больные называют «Бисмарком»), что дети его, чуть живого, увезли обратно с озера, как щуку Крылова без хвоста. Не мешало бы запретить виноторговлю в Соне, не столько ради больных, — посетителей озера, сколько ради окружающих Сон инородцев, которые тоже безжалостным образом пропивают свое состояние.

Дорогу от дер. Сонской так угладили курьерами, посылаемыми за водкой, будто бы по ней езжено несколько лет, а между тем ее так «уторили» только в два лета.

Между больными есть много и здоровых, которые ездят туда для препровождения времени и для того, чтобы подышать чистым воздухом, и вот эти то мнимые больные затевают там разные штуки, чем сбивают с толку и больных. С г. Цибульским живет на озере хор музыкантов и певчих, а мнимо больные пригласили из Минусинска своих пять человек музыкантов, устроили наскоро что-то вроде театра. Некоторые из них жалуются на недостаток женщин. По этому можно предполагать, что мнимо больные устроят скоро и нецензурный дом на озере «Шира»!

Опубликовано 9 октября 1877 года.

748

Видео

Нет Видео для отображения
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!
.