Плавание шхуны «Заря» с Енисея в Санкт-Петербург. Часть 2.

В начале июня стал в Енисее трогаться лед и 6 числа река поднялась так быстро и так высоко, что «Северное Сияние» сдрейфовало на 1,5 версты к берегу, где и остановилось. Это случилось 8 июня; за день перед этим Нумелину, Мейвальду и четырем человекам вместе с двумя собаками пришлось искать убежища на крыше небольшого домика, где они провели восемь дней. Вода стояла на 16 фут выше обыкновенного уровня. С трудом успели припасти кое-какую провизию и топливо на крышу, которая находилась только на один фут выше воды. На случай необходимости спасаться при дальнейшем повышении воды, к крыше была привязана небольшая шлюпка.

Все видимое пространство было покрыто водой, остальные дома и юрты были снесены водой и ледоходом, который постоянно угрожал оставшемуся дому; спасавшимся на крыше приходилось день и ночь отталкивать льдины от крыши с помощью шестов. То была целая неделя постоянной опасности для жизни. В это же время «Северное Сияние» совершенно разбилось.

Необыкновенно сильное наводнение застало врасплох прибывших перелетных птиц; для их отдыха не было вблизи ни одной сухой точки земли, а потому неудивительно, что усталые куропатки садились на крышу, между людьми; раз одна куропатка села на голову Мейвальда; иногда они садились даже на собак.

11-го Июня вода пошла медленно на убыль, и 13-го уровень настолько понизился, что потерпевшие крушение могли оставить крышу и перебраться в дом, которого внутренность была страшно опустошена водой. На следующий день, т.е. 26 Июня, на горизонте показался сначала дымок, а к 11-ти часам дня подошел пароход Александр, на котором находился шкипер Шваненберг с одним матросом.

В печальном положении нашел Шваненберг свое судно и своих штурманов! Он, однако, не смутился и не отказался однажды предпринятого решения довести до конца предполагавшуюся экспедицию.

После долгих изысканий Шваненбергу удалось наконец, приобрести покупкой другое, построенное тоже в Енисейске судно, еще меньших размеров нежели погибшее «Северное Сияние».

Употребив около двух недель на окончательную обделку судна и на скрепление связей, Шваненберг поднял на своем новом судне русский флаг и «Утренняя Заря» начала компанию.

Послав последнее приветствие Малобреховым островам и обломкам «Северного Сияния», наши моряки стали спускаться к устью Енисея. После небольшой остановки у Гольчихи, «Утренняя Заря» вышла 9-го августа из устья Енисея в Карское море.

Как само судно – или, как его называют, шхуна, — «Утренняя Заря» представляла самый плохой образец кораблестроительного искусства. Плоскодонная, без киля, эта шхуна имела в длину 56, а в ширину 14 фут; глубина интрюма 6 фут, и углубление только 2,5 фута. Снабжение судна мореходными инструментами было также не особенно богатое; два небольших секстанта, один октам и ни одного хронометра – это для наблюдений астрономических. Для навигационного же счисления имелось три компаса, из коих один маленький, спиртовой; компасы все плохие, девиация их под влиянием судового железа доходила до четырех и пяти румбов. Обыкновенного лага не было, был лаг патентованный, но и тот давал всегда неверные показания – скорость оказывалась меньше действительной. Метеорологические инструменты состояли из анероида, привезенного из Петербурга, и воздушного термометра, купленного в Красноярске. Небогатый запас инструментов заканчивался 12-ти фунтовым ручным лотом, которым измерялись глубины до Белого острова, и потом в Карских воротах. Экипаж шхуны состоял, как известно, из шкипера, двух штурманов, одного матроса и кока, итого пять человек. На вахте чередовались по два человека, один на руле и другой при управлении парусами.

12-го Августа шхуна пришла на вид острова Белый. До сих пор еще не один мореплаватель не подходил близко к этому острову. Шваненберг с своими двумя шкиперами высадился на его берег и оставил здесь воспоминание в виде поставленного между каменьями русского флага и заложенной под флагом бутылки, в которой помещена записка на двух языках: русском и английском. На острове видели множество следов оленей и медведей.

13-го августа при тихом ветре взяли курс на Маточкин Шар. Двое суток плавание шло совершенно спокойно, но в ночь на 15-е Августа стали попадаться плавающие льдины, между которыми приходилось лавировать, причиняли все больше и больше беспокойства. Шхуна тем не менее продолжала приближаться к Новой Земле. 16 числа увидели берег, милях в 15-ти. Все пространство до берега было покрыто почти сплошным наносным льдом, так что не представлялось никакой возможности попасть в Маточкин Шар. Лед не позволял подойти к берегу, а потому Шваненберг решил идти в Карские ворота, с какой целью и взял курс к югу, вдоль окраины наносного льда. В окрестностях Карских ворот льда уже не было и шхуна пошла спокойнее.

18-го Августа «Заря» вошла в Карские ворота и здесь почти у самого входа ей пришлось выдержать опасность едва ли не самую большую за все время плавания. Сильный шторм и течение прижимали шхуну к скалистому берегу южной оконечности Новой Земли и только благодаря необыкновенному присутствию духа гг. Шваненберга и Нумелина погибель, почти неизбежная, была отвращена и шхуна могла спокойно продолжать дальнейшее плавание, которое по выходе из Карских ворот не прерывалось никакими особенными приключениями. Лишь только уже у берегов Норвегии шхуне пришлось выдержать несколько штормов.

30-го Августа «Заря» бросила якорь у Варде, после трехнедельного плавания от устьев Енисея, а 19 Ноября она прибыла, на буксире парохода «Константин» в С-Петербург.

Опубликовано 25 августа 1878 года.

382

Видео

Нет Видео для отображения
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!
.