Плавание шхуны «Заря» с Енисея в Санкт-Петербург. Часть 1.

(Отчет Императорского русского географического общества за 1877 г.)

Переход шхуны «Заря», снаряженной под начальством капитана М.К. Сидоровым, представляет один из самых смелых морских переходов нашего времени. Мы не можем не интересоваться этим новым путем, так как, если будет признано возможно плавание и прочное сообщение по Ледовитому Океану и таковое установится, то отдельный край наш, особенно дальний, пустынный и безлюдный север, призовьется к жизни, экономической деятельности и найдет рынок для сбыта громадных естественных богатств. Интерес так велик, что мы перепечатываем из отчета географического общества о результате смелой попытки пройти 11 тысяч верст морского пути на простом небольшом судне, строившемся в Енисейске для плавания по реке, а попавшем в океан; плавание крайне любопытно.

«Инициатива дела (как говорится в отчете географического общества) принадлежит члену-соревнователю общества, сибирскому золотопромышленнику Михаилу Константиновичу Сидорову (до 1864 г. долго жил в Енисейской губернии в г. Красноярске, с 1864 переселился в Петербург) поставив себе задачей исследование русского севера, он в течении многих лет своей жизни стремился к открытию торговых сношений севера Сибири с Европейской Россией, и изыскивал способы найти в России сбыт для громадных естественных богатств, которыми изобилует север. Настоящий случай является заключительным словом его многолетних трудов, доказывая возможность плавания и торговли в северных морях не только для капиталистов, имеющих возможность зафрахтовать для этой цели большие морские, построенные в Европе, пароходы, но и для небольших, даже, судов, построенных в Сибири.

Начало назначенного предприятия М.К. Сидорова относится к 1876 году, и, к сожалению, не увенчалось желаемым успехом. Построенное по его заказу в Енисейске небольшое судно – «Северное Сияние», спустившись по Енисею до Малобреховских островов, принуждено было зазимовать в этом месте, под 70° 48' северной широты. – Надеялись иметь возможность продолжать плавание с наступлением весны, но весеннее половодье и ледоход совершенно разрушили судно, выбросив его на высокий берег почти в двух верстах от воды.

Зимовка экипажа, состоявшего из штурмана Нумелина и четырех матросов, была полна лишений и стоила жизни большей части матросов. При скудных запасах провизии, в плохом, наскоро сколоченном из досок помещении, экипажу «Северного сияния» пришлось провести чрезвычайно суровую зиму, о которой можно получить некоторое понятие из метеорологических наблюдений, веденных г. Нумелиным (Наблюдения производились при помощи обыкновенного воздушного термометра Реомюра, приобретенного в Красноярске. Хотя инструмент этот и весьма неудовлетворителен с точки зрения научной, но так как он сохранился в целости, то получилась возможность выверить его и затем сделать соответствующие поправки, к показаниям журнала г. Нумелина).

Наблюдения эти, представленные г. Сидоровым в распоряжение географического общества, будучи произведены с большой точностью, по три раза в день, представляют значительный научный материал. Наблюдения начинаются с 12-го Сентября, когда термометр уже показывал — 4° R. Два дня спустя пошла оттепель, продолжавшаяся с небольшими перерывами в течении нескольких недель, причем температура колебалась между +2,5° и 4°, и снег сменялся дождем и лишь изредка ясной погодой.

23-го Сентября Нумелин и его спутники переселились в зимнее жилье, состоящее из дощатого домика; перед этим запаслись по возможности большим количеством топлива, роль которого должен был сыграть сырой, намокший сплавной лес. С 4-го Октября начались постоянные морозы, продолжавшиеся без перерыва более полугода, так как ртуть в термометре поднялась до точки замерзания в первый раз лишь 26-го Апреля. 8-го Октября лед на Енисее был уже так крепок, что можно было переходить свободно через реку. Весь Октябрь прошел с незначительными морозами от -2° до -15° R., и только два раза ртуть опускалась до -18° и -20° R. С Ноября температура еще понизилась, сначала ртуть не падала ниже — 23° R., а 10-го Ноября, с исчезновением солнца, т.е. с началом непрерывной полярной ночи, морозы достигли — 30° R.; такая температура держалась недели полторы, причем ртуть по временам замерзала. В 20-х числах Ноября немного потеплело, температура подымалась даже до -11,5°, но затем пошли 20-ти и 27 градусные морозы, иногда уменьшавшиеся до -14°, а с 13-го Декабря ртуть опять замерзла на неделю. В конце Декабря температура колебалась от -20° до — 30°, в первых числах Января 1877 года ртуть опять замерзла на четыре дня; 7-го Января показалось солнце, в первый раз после почти двух месячной ночи. Зимовавшие немного вздохнули; термометр поднялся до -9°, однако не надолго: 14-го ртуть опять замерзла. 17-го было -6°. Во второй половине Января морозы опять свирепствовали, было от -24 до 32° R. Тоже самое было в течении всего Февраля месяца с промежутками; ртуть оставалась замерзшей восемь дней. Начало Марта было такое же: 2-го, 4-го и последний раз 6-го Марта ртуть замерзла. После равноденствия морозы смягчились, однако не надолго: 10-го было до -7 °, а после 16-го пошли опять тридцати градусные морозы. В Апреле колебания температуры стали больше: температура изменялась от -6 до -25°. Наконец 26-го числа ртуть поднялась в первый раз до точки замерзания. 3-го Мая солнце перестало заходить, нго это обстоятельство не помешало быть 10-ьт градусному морозу 5-го мая. Только с 19-го Мая температура была свыше нуля. Последняя запись в журнале г. Нумелина относится до 14-го Июля, когда температура в полдень была +11° R.

При таких страшных морозах пришлось экипажу «Северного Сияния» провести зиму. Если к невыгодным климатическим условиям присоединить еще дурные гигиенические условия, именно дурное помещение и отсутствие свежей пищи, то не удивительно, что из экипажа, состоящего из пяти человек, остался в живых только один Нумелин, 24-х летний молодой человек.

29 Апреля прибыл, с тремя человеками, штурман Мейвальд, который нашел Нумелина в самом ужасном положении. Из пяти человек, поселившихся на зимовку, только один Нумелин, оставался в живых и лежал больной. Трое умерли, а четвертый, фельдшер Федор Чесноков, которые еще в Декабре отправился к Толстому носу, пропал без вести; по всей вероятности он был съеден волками.

С прибытием Мейвальда и рабочих явилась возможность приступить к очистке «Северного Сияния» от снега, который покрывал судно до половины мачты. Под тяжестью снега, судно сильно осело и в нем показалась течь; уже 22 Апреля в трюме было до 1,35 фута воды. Лед на реке был толщиной до 10 фут., а над льдом судно было окружено снегом на высте трех сажень. Ко 2-му Мая оба борта были чисты, но 5-го числа случился снежный шторм, после которого все судно оказалось снова зарытым в снегу

Опубликовано 22 августа 1878 года.

482

Видео

Нет Видео для отображения
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!
.