Экспедиция барона Б.А. Аминова на водораздел р.р. Оби и Енисея.
(Из письма барона Аминова к вице-председателю Императорского Русского Географического Общества)
Прибыв 21-го Августа в Енисейск, барон Аминов тотчас занялся приготовлением к предварительной поездке, которую он полагал предпринять с целью наблюдения над весенними водами рек, входящих в соединительную систему и для личного ознакомления с местностью.
Узнав заранее, что самые высокие весенние воды бывают около средних чисел мая, г. Аминов вместе со своим сотрудником, студентом института путей сообщения Порцелем, отправился 11-го мая из Енисейска в с. Маковское, где для дальнейшего следования экспедиции, была приготовлена лодка и рабочие. Инженеру же Липину, оставшемуся в Енисейске, было поручено окончить снаряжение экспедиции.
Оставив с. Маковское 13 мая, в час дня, барон Аминов, следуя днем и ночью вниз по течению реки Кети, прибыл в устье р. Озерной 16-го, в 12 часов дня. Здесь необходимо было учредить водомерный наблюдательный пост; но где найти наблюдателя, который бы каждый день записывал показания поставленного футштока? Все население состояла из трех семейств остяков, среди которых не нашлось человека, имевшего хотя бы понятие о цифрах. Не теряя однако же, надежды, г. Аминов подозвал к себе одного молодого остяка, дал ему карандаш и бумаги и заставил копировать с рейки все цифры. К удивлению остяк сделал это столь разборчиво и хорошо, что г. Аминов решился поручить ему наблюдения над футштоком.
В тот же день вечером экспедиция отправилась далее и, следуя медленно вверх по р.р. Озерной, Ломоватой и Язевой прибыла 21-го числа к болотам, составляющим водораздел рек Оби и Енисея, причем на Ломоватой пришлось 12 раз выгружать лодку и перетаскивать ее берегом, так как река местами совершенно заграждена карчами.
Перетащив лодку 3,5 версты по болотам в Касовское озеро, путешественники 23-го Мая, в 12 часов дня, начали опускаться по реке Малому Касу, вошли в Большой Кас 25 числа, в 7 часов вечера, и выплыли в Енисей 27-го, в 9 часов вечера. В устье Большого Каса также удалось учредить водомерный пост.
Реки: Озерная, Ломоватая, нижняя половина малого Каса и Большой Кас произвели на г. Аминова довольно хорошее впечатление и своими высокими берегами и изобилием воды в них казались как бы естественными каналами.
Наибольшее препятствие при сооружении предполагаемого пути, по мнению г. Аминова, представят реки Язевая и верхняя половина малого Каса, так как эти реки весьма узкие и притом до того извилисты, что лодку экспедиции, длиной около 40 фут, с трудом могли изворотить. В виду этого, по ним предстоит производить довольно крупные земляные работы. По словам г. Аминова нет сомнения, что для удержания горизонта воды в реках, во все время навигации, на достаточной для судоходства высоте, необходимо будет их шлюзовать, и, поэтому, впредь до окончания нивелировки, он находит невозможным высказаться об удобстве соединения р.р. Оби и Енисея этим путем, хотя, судя по незначительной скорости течения, казалось бы, что падение этих рек не должно быть особенно большим.
Если же ограничиться одним весенним судоходством, то, по мнению г. Аминова, шлюзование не понадобится, так как, не смотря на то, что весенние воды по всему енисейскому округу, вследствие малоснежной зимы, необыкновенно низки, так что нынешняя высота по соединительной системе, по крайней мере, на сажень ниже обыкновенных высоких вод, и на то, что вода в этих реках к концу мая уже немного спала (на р.р. Обского бассейна около 5-ти вершков, а на р.р. Енисейского около 0,70 сажени) экспедиция, однако, нигде по всей системе не встречала по фарватеру глубины менее 0,70 сажени.
Что касается до дальнейшего хода экспедиции, то благосклонное участие, принятое в экспедиции графом Гейденом и генерал-губернаторами Восточной и Западной Сибири, командировавшими в распоряжение г. Аминова из Иркутска двух классных топографов и из Омска двух топографов унтер-офицерского звания, дало г. Аминову возможность разделить экспедицию на два отделения, из которых одно в составе инженера Липина, коллежского регистратора Толчанова и кондуктора Федоровича, 5 Июля отправилась к устью Большого Каса и должно было идти вверх по этой реке, пока не встретится с другим отделением, которое должно было начать от устья реки Озерной. В этом отделении, вместе с бароном Аминовым, приняли участие студент Порцель, коллежский регистратор Сергеев и кондуктор Хондажевский.
Распределив таким образом работы, г. Аминов надеялся значительно ускорить ход дела и окончить полевые работы к началу октября, крайний срок, до которого возможно будет работать в поле, так как в первых числах Октября уже все реку замерзают.
Опубликовано 30 января 1879 года.