Пути землепроходцев
Русский простой человек и до сего времени, как было изстари, любит прямые дороги и не перестает находить кратчайшие пути, не дожидаясь проложения удобных трактов. Так за последние два-три года томские и енисейские приисковые рабочие с ленских золотых приисков избрали для своего возвращения на родину новый путь. Ранее они возвращались разными дорогами: через Иркутск – по московскому тракту; через г.Илимск – на братскую волость, выезжая в Тулун на тот-де тракт, и из Илимска же – рр. Илимом, Ангарою и Енисеем. Последний путь самым дальним по расстоянию; но ныне, по измененному направлению, стал ближайшим и по нему двинулись массы рабочих. Вот так совершают свое путешествие приискатели: из Илимска плывут по рр.Илиму и Ангаре, для чего в Илимске артелями в 20-40 человек покупают большие крытие лодки; спрос на такие суда в настоящее время в Илимске усилился и они изготовляются нарочито для продажи приискателям. По Ангаре доплывают до с.Дворец или с.Чадобец кежемской волости, енисейского округа, и оттуда направляются левым берегом Ангары в пинчугскую волость, по селениям, расположенным по р.Муре, впадающей в Ангару, до с.Черевина, из которого через 4 дня въезжают в Канск. По этому пути можно прибыть в Канск гораздо скорее, нежели по московскому тракту, но что главное – проезд по нему обходится значительно дешевле. Только для удобства путешествия по нему необходимо воспользоваться благоприятным для того временем, именно поспеть реками до ледохода к с.Дворец, чтобы первым зимним путем ехать далее; тележной дороги тут нет, существует плохая вьючная, в особенности она плоха от с.Дворца до первого селения на Муре, так как пролегает на 40 верст топким болотом, на котором по тропе положены сгнившие гати; поскользнись с них лошадь в болото и её с трудом можно вытащить, а не то и совсем затянет в болото; в октябре болото замерзает и путь по нему становится безопасен. Не стесняясь однако же таким неудобством, приискатели торопятся верхами добраться до Муры и здесь, особенно в с.Черевине, дожидают зимнего пути; иные продолжают путешествие верхами до селений каннского округа. Селения по Муре славятся достаточным хлебопашеством, изобильным скотоводством, почему для ожидающих зимнего пути, содержание обходится там очень дешево; притом здешнее население отличается хлебосольством, добродушием и простотой нравов, как удаленное от растлевающих нравы влияний. По р. Муре возможно плаванье в большую воду; лодки, вмещающие пудов до 300, доходят с Ангары до с.Черевина. Не мешало бы хорошенько исследовать этот путь, вернее узнать его протяжение и промерить Муру. Быть может, путь этот послужит и для торговых целей; если Мура окажется судоходною, то товары из Канска могут по зимнему пути доставляться в Черевино, откуда сплавляться на Ангару, по которой направиться вверх, ежели предприятие А.М.Сибирякова – открыть судоходство по порожистой части её или р.Илимом – увенчается успехом, что весьма желательно.
В с.Черевино существует ещё постоянный зимний путь из карапчанской волости, киренского округа. Если следовать на него с Лены, то нужно ехать на г.Илимск, из него в с.Тубу на Илиме, из Тубы, волоком в 40 вер., в с.Воробьево карапчанской волости, на левом берегу Ангары; из этого селения начинается волок до р.Муры, расстоянием на четыре «днища», т.е. едут 4 дня, принимая в расчет езду в продолжении только зимнего дня, но не суток, тихим шагом; на ночлеги останавливаются в устроенных для того «зимовьях», впрочем, нежилых. По дороге этой ежегодно почти ездят крестьяне нижнее-илимской и карапчанской волости в мурские селения за хлебом, куда возят иногда рыбу. Летом здесь же гонят с Муры скот, следующий на Лену; раньше занимались этим делом нижнее-илимские скотопромышленники, ныне же сами мурские жители занялись им и выгоняют скот до Илимска и Усть-Кута. Местность по волоку большею частью ровная, негористая, неболотная, местами протекают ручьи и небольшие ручушки. В с. Воробьево можно проезжать и из братской волости, не по Ангаре, а ближе на 120 вер., волоком в 45 вер. из с. Дубынина в с. Шаманское.
Если параходство по Илиму на первый раз по маловодью (в сухое лето река сильно мелеет, особенно против д.Броды, между сс.Коробейниковым и Тубою; тут ездят в брод, и для параходства место надо углублять) встретить препятствие, тогда очень возможна по дубынинско-шаманскому волоку в обход порогов сухопутная перевозка тяжестей, тем более, когда они будут доставлены в последний рейс и могут дожидаться следующей навигации.
С.Шаманское и Дубынинское находятся на одном берегу Ангары; от последнего до с.Братского, на том же берегу, 90 верст, следовательно всего от Шаманского до Братского 130 вер., от Братска судоходство по Ангаре свободно; для тяжестей же, следующих сухопутно на Лену, путь будет простираться от Шаманского до с. Каймонова, где есть пристань, откуда ходят барки с хлебом на Лену, только 390-400 верст. Таким образом, дорог для краткого сообщения иркутской губернии с енисейскою, по направлению к Канску, есть несколько. Кстати, заметить о пути из енисейской губ. В иркутскую из с.Конторки, упомянутым в корр-ции из братской волости №10-м «Сибири». Путь этот известен давно; по нему в старые годы езжали в Конторку дорожные рабочие из братской вол.; по нему же тогда доставляли хлеб в Нижнеудинск, но идет он местностями очень гористыми, падями, не удобен для проложения хорошей грунтовой дороги; главное тут не только нет никакого жительства, даже и зимовьев: предпочесть его московскому тракту никак нельзя, хотя расстояние и меньше. В последнее 25-летие езда здесь совсем прекратилась. Из братской волости есть ещё путь в енисейскую губернию, который служит нередко скотопрогонною дорогою; он направляется из с.Тэми на р.Чуне, а она в недалеком расстоянии от р.Муры; скотопромышленники закупают скот на Чуне и на Муре.
По Сибири вообще есть не мало проселочных малоизвестных дорог, доступных для проезда зимою и при незначительных исправлениях летом на вьючных лошадях; о дорогах этим в видах улучшения и сокращения расстояния следовало бы собрать более точные сведения.
Опубликовано 24 мая 1887 г.