Вопрос о водяном пути через Сибирь снова делается животрепещущим...

Вопрос о водяном пути через Сибирь, отошедший – было на второй план, снова делается животрепещущим вопросом. Вопрос этот распадается на два особых вопроса: о соединении бассейном Оби и Енисея и о плавании по Ангаре. В 1875 году министерством путей сообщения, был командирован капитан-лейтенант Сиденснер, для отыскания и исследования более удобного соединения бассейнов рек Оби и Енисея.

По разысканиям г. Сиденснера оказалось, что соединительный водяной путь по Оби и Енисею, составляют реки Кеть и Большой Кас.

По всему пути (Произведена съемка и исследование русла рек) от села Тогурского (при впадении реки Кеть в Обь), вверх по реке Кети, судоходство на протяжении 300 верст может быть свободное; затем следует речка Озерная, вытекающая из о. Большого и впадающая в реку Кеть, верст на 20 до самого о. Большого, потребуют только расчистки ее русла загроможденного лесом. Далее, в расстоянии четырех верст от Большого озера на север, находится озеро Касовское. Между этими озерами г. Сиденснером была произведена нивелировка (по местности болотистой), по которой оказалось, что оба озера лежат на одной высоте; а следовательно могут быть соединены каналом, на устройство которого не потребуется больших расходов. От озера Касовского, на протяжении 19 верст вниз по реке Большому Касу, нужно будет тоже расчистить русло; остальные 100 верст река судоходна до самого впадения ее в Енисей (ниже деревни Сергеевой 7 верст).

Нельзя не отдать предпочтения этому водяному пути если припомнить изыскания Риддера 1800-1820 годов о соединении рек Вах-Элягуй, Тым-Сым и Кеть-Сочур-Енисей, а также изыскания г. Бельцова в 1870 году для определения возможности соединения рек Чулым-Енисей, где для устройства соединительных каналов, вследствии большой разности высот поименованных рек, потребовались бы большие деньги.

Как известно, в лете 1875 года, одновременно с экспедицией г. Сиденснера, были командированы специалисты, для подробного исследования порогов Ангары (от впадения ее в Енисей до города Иркутска), о которых до 1875 года существовало мнение, что они служат непобедимым препятствием к свободному судоходству по этой реке. Последние исследования положили конец этим сомнениям, и доказали, что небольшие пароходы с сильной машиной могут свободно плавать по Ангаре (Падунский порог может быть углублен)

Для восточной Сибири вопрос о путях сообщения представляет первостепенную важность. Нет сомнения, что соединение Оби – Енисея положит начало устройству других водяных и сухопутных путей в Сибири. А как Иркутск и Кяхта, заинтересованы более других городов в этом соединительном водяном пути, то думается, что вопрос, подвинулся бы вперед, если бы иркутское городское общество сделало почин, а за ним последовали Кяхта и другие города, и обратились куда следует, с испрошением ходатайства об улучшении водяных путей в Сибири по Ангаре, Селенге и соединения Оби и Енисея.

Что касается капитала для этого предприятия, то на мой взгляд, можно было для выполнения этого предприятия устроить акционерную компанию, при субсидии от правительства.

Подробный отчет с проектом об исследовании экспедиции 1875 года еще не отпечатан; но г. Сиденснер, для ознакомления с подробностями его исследований, обещался выслать по напечатании несколько экземпляров его в Иркутск.

Л. Большев.

Опубликовано 20 февраля 1877 года.

494

Видео

Нет Видео для отображения
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!
.