О путях сообщения Минусинского края.

Водяные пути сообщении.

Судоходство здесь производится только по Енисею, но и по этой возможно только сплавное судоходство. Правда, сплавляют барки и рекам Тубе и Ое, и плоты по реке Абакану, но они выходят тоже в Енисей. По Енисею весной сплавляется в Енисейск хлеб разного рода, который главнейшее грузится по реке Ое, в городе Минусинске, по реке Тубе, в дер Сорокиной, в селе Абаканске, в дер. Яновой и Даурске. Осенью сплавляют (большей частью на плотах) в Красноярск арбузы. И так, главные предметы сплава из здешнего округа, — только хлеб и арбузы. Иногда сплавляют железо (с Абаканского завода), спирт и скот. С верховьев реки Енисея, с границ Монголии, сплавляются на плотах соль, рыба, козлина, но очень мало, и этот плавеж затрудняется порогами, находящимися по реке Енисею. В Северо-западном углу округа находится река, которая подает, с первого взгляда, большие надежды к судоходству по ней, ибо она впадает в Обь, и отстоит в одном месте только 9 верст от Енисея, Я говорю о Чулыме (по здешнему Юсе). Эта река от своего устья до Ачинска судоходна и в большую воду по ней ходят даже пароходы. Но выше Ачинска представляются непреодолимые препятствия. Во-первых, река мелководна и загружена множеством плотин. Во-вторых, она чрезвычайно извилиста: например между село Назаровским и городом Ачинском прямое расстояние 29 верст; а если плыть по Чулыму, то будет более 400 верст. Хотя эта река довольно тихая, но по приведенным причинам, едва возможно ожидать, чтоб на ней развилось судоходство. – Самое близкое расстояние между Чулымом и Енисеем находится от Старой деревни (на Чулыме) до села Новоселовского (на Енисее), а именно 9 верст. Но это пространство состоит из высокого хребта гор, так, что для проведения канала потребуется больших усилий и огромных сумм, которые едва ли когда смогут окупиться, — хотя и есть в этом месте лог, но он мало поможет проведению канала, сверх того Чулым против Старой деревни, в точке прикосновения канала, так узок и мелководен, что никакое судно, в обыкновенную воду, не пройдет, а далее вниз, как я сказал, тоже мелководен и притом чрезвычайно извилист. В прочих пунктах Чулым ближе 20 верст не подходит к Енисею.

Главное препятствие к судоходству, — необыкновенная быстрота рек. Вниз (в Енисейск) ходят барки (длиной от 6 до 10 саж., шириной от 2,5 до 4-х саж.) и плоты; но вверх даже в лодках трудно подниматься. Сплавное судоходство довольно значительно, до 1 мил. Пудов. Сплав в Енисейск стоит от 6 до 10 к.; барки поднимают от 5 до 10 пудов и сидят в грузу от 6 до 8 четвертей.

Сухопутные сообщения.

Здесь существует только одна дорога, но которой движутся все купеческие клади и проезжают все пассажиры, откуда и куда бы они не следовали. Эта дорога от Минусинска к Ачинску, с ЮВ на ЗС. Эта дорога есть ветвь большой сибирской дороги. Хотя бы вам нужно было ехать например на юг, в Бийск, вы все-таки едете сначала на север, а вместо 550 верст делаете 1300 верст, а из некоторых мест Минусинского округа вместо 300 верст 1550 верст. Однако, кроме этой дороги, много существует вьючных дорог. Это зародыши будущих путей сообщения здешнего края. Главнейшие из этих дорог, или троп, ведет в Кузнецк и на Китайскую границу. Кроме того существуют скотогонные дороги на Канск, Бийск и Красноярск. Я рассмотрю каждую из этих дорог.

Дороги ведущие в Кузнецк а) От станции Таштыпской (крайнего населенного пункта Минусинского округа, отстоящего 150 верст от Минусинска) до самого Кузнецка считают 250-300 верст. Главная дорога идет вверх по реке Таштыпу на Церевониколаевский прииск (80 вест) и оттуда уже хорошая дорога на Томь. б) Из деревни Имек вверх по реке Тес до прииска Веселого (80 верст). Далее переход на Томь (1 день) и Томью до Кузнецка (2 дня). Здесь водораздельный хребет очень крутой. в) По речкам Матору (впадающей в Абакан) и Мрасе (впадающей в Томь). Эта дорога грязная и болотистая. И г) Вверх по речке Аскысу самая удобная дорога. Вообще по всем этим дорогам нужно переходить водораздельный хребет, хотя и не везде равно высокий и крутой. – Собственно тайгой, дорога идет только до 200 вест, или даже менее. Эти дороги очень важны для здешнего края, как средства сообщения между двумя губерниями (Томской и Енисейской). Особенно важны они для сообщения Кузнецкого и Барнаульского округов с Минусинским. Расстояния сокращаются с первым на 950 верст, а со вторым на 800 верст. И ныне, при всем не удобстве этих путей, здесь часто появляются кузнецкие торговцы для закупа пушнины и прочего. Если бы была удобная дорога, то эти округа много помогали бы друг другу во время неурожаев. К сожалению по направлению этих дорог никто не селится, ибо здесь земля принадлежит Горному ведомству (Алтайскому).

Сообщения с Китайской границей тоже очень важны. В настоящее время торговля с Китаем не развита с этой стороны именно потому, что нет удобных путей через Саянский хребет. Га границу ведут три летних пути и два зимних. А) По речке Кебежу и Ое подымаются очень крутыми подъемами и спускаются на р. Ус, на которой уже поселено несколько деревень староверов. До реки Уса 5 дней хода. По Усу идут 2 дня, но раз сорок переходят брод. Это, так сказать, официальная дорога: по ней ездят чиновники на реку Ус. По ней же ездят волостные лица общественного управления. Это и самая старинная дорога, но не самая удобная. б) Вверх по речке Чебашу (впадающей в Абакан) очень крутой подъем на хребет Сабин. (1 день хода); отсюда спуск на реку Кындыгир (полдня хода). Эту речку переходят в брод шириной 30 сажень. С Кындыгиря поднимаются речкой Талой на хребет (очень отлогий), за которым пойдут Сойотские улусы. Это главный торговый путь и надобно сказать, наиболее удобный. Здесь препятствует проложению дороги только крутой подъем на хребет Сабину и речка Киндыгирь, очень быстрая многоводная. в) Третья дорога идет через золотые промысла (Амыльской системы). Это не торговая дорога, но иногда пригоняют на промысла скот от Сойот (1 день хода). Из числа зимних дорог, важнейшая есть ведущая по реке Енисею. Она бывает удобна для проезда слишком три месяца (с декабря по1 апреля). Здесь можно провозить всевозможные товары. Провоз до устья Уса (4 дня хода) 20 к. с пуда; до устья Большого Кемчуга от 25 до 30 к. (5 дней хода). В начале зимы дорога очень торосовата, т.е. неровна, так что затруднительно ехать, но зато с половины февраля дорога делается отличной. Это мог бы быть главный путь для торговли с Китаем, как летом, так и зимой. Есть еще зимняя дорога вверх по реке Ане (впадающей в Абакан). Здесь сначала едут по Абакану (30 верст) и далее по реке Ане (4 дня хода) и наконец через хребет (2 дня хода). По этой дороге зимой можно ехать даже на санях и везти товар, но летом проложению дороги препятствуют утесы на реках Абакане и Ане. Я убежден (и этому есть основание), что найдется очень удобное место для проложения через хребет дороги, если только поискать его.

В Канск дорога идет из Абаканской волости. – Сначала едут вверх по реке Хабыку и Хабыцкий хребет, довольно крутой и высокий (но его можно обходить). Далее реками Большой Ангой и Аленкоем. Расстояние тайгой не более 250 верст, а всего от Минусинска до Канска 350, и уж никак не более 400 верст. Дорога довольно удобная, хотя, конечно, только вьючная. По этой дороге гонят в Канск скот, идущий оттуда в Иркутск и на золотые промысла. В Бийск дорога идет, как и в Кузнецк, из станции Таштыпской (расстояние 300-350 верст), но эта дорога меньше посещаема и потому меньше известна, чем Кузнецкая. В Красноярск гонят скот иногда по правой стороне Енисея и выходят на реку Ману, а оттуда уже в Красноярск, но эта дорога совсем не важна, хотя и сокращает расстояние на 500 верст.

Н. Путилов

Опубликовано 13 июля 1875 года.

629

Видео

Нет Видео для отображения
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!
.