Общие сведения об Енисейской губернии. Часть 4. — Вне дороги

Общие сведения об Енисейской губернии. Часть 4.

Монгольское племя, игравшее столь важную роль в истории Сибири, в Енисейской губернии имело представителей в калмыках, весьма многочисленном и сильном народе. Во время прихода сюда русских в XVII столетии, калмыки обитали в южных частях губернии и часто воевали с русскими, хотя вообще относились к ним дружелюбнее, чем киргизы. Во второй половине XVIII столетия большая часть калмыков, вместе с киргизами оставили старые свои кочевья и перешли в Китайские владения и на Алтайский хребет; оставшиеся же в Енисейской губернии слились и смешались с обитавшими в ней еще доныне народами тюркского племени.

К этому последнему племени, кроме киргизов, принадлежат татары, самые многочисленные из всех народов Енисейской губернии. Впрочем, под именем татар разумеют вообще всех инородцев Ачинского, Минусинского и Канского округов, между которыми встречаются различные народы, говорящие тюркским языком, но по происхождению своему принадлежащие к самоедскому племени, о котором говорено будет ниже. Общая численность всех инородческих племен, носящих название татар, в упомянутых выше округах, по сведениям 1859 г., до 28,700 д. об. пола. В административном отношении татары разделяются на роды, которые управляются Степными Думами и инородческими управами. В Ачинском округе всех татар считается 6,213 д. об. пола, они разделяются на 11 родов, а именно:

а) Кизильская степная дума (в ул. Усть-печищенском)

роды:

1) Шуйский – улусы: Усть-Печищенский, Костинский, Божье-Озерский, Косонгольский, Косоложский, Мало-Озерский, Старо-Урюпский, 511 д. об. пола.

2) Больше-ачинский – ул. Можарский, д. Берешенская (Поперешенская), ул. Усть-Парнинский, д. Ключинская, 1,447 д. об. пола.

3) Камларский – дд. Баитская, Изындаевская, Парнинская, 666 д. об. пола

4)Игинский – ул. Орайский, д. Шушинская, ул, Айдашинский, 942 д. об. пола.

5)Кизыльский – ул. Талкинский, д. Темринская, 347 д. об. пола.

6) Малоаргунский или Калмах – д. Кататская, с.Шарыповское, 89 д. об. пола.

7) Басагарский – улусы: Итеменевский, Макемовский, Батанаковский 1-й и 2-й, Янгуновский, Балахчинский и Чебакинский, 235 д. об. пола.

8) Курчиков – улусы: Оскольский, Подкаменский, Тайдановский, 424 д. об. пола.

9) Мало-Ачинский – ул. Торчинский и Сектинский, 515 д. об. пола.

Итого 5,176 д. об. пола.

Б) Мелецкая отдельная управа (в ул. Усть-Кемчуге)

Роды:

1) Мелецкий – улусы: Айдашинский, Кумыры, Шутайский, Казыярский, Назаровский, Аргычатский, Берлюсы и Усть-Кемчуг, 578 д. об. пола.

2)Кизыльский – улусы: Кочкарский, Подкаменский, Изелевский, Мелецкий, Елдуловский, Проточинский, Кильченовский, Тюляпсинский, Костинский, Когтеневский, Амачеевский, Байдуковский, Кулбеневский и Верхнеулуйский, 459 д. об. пола.

В Минусинском округе считается всех татар 22,545 душ об. пола, они разделяются на 25 родов, а именно:

а) Степная дума соединенных инородческих племен (в с. Аскызском).

Роды:

1. Сагайский 1-й половины живет в 11 стойбищах – 1,375 д. об. пола.

2. Сагайский 2-й половины живет в 15 стойбищах – 1,379 д. об. пола.

3. Белтырский живет в 27 стойбищах – 3,090 д. об. пола.

4. Казановский живет в 5 стойбищах – 460 д. об. пола.

5. Кизильский живет в 4 стойбищах – 204 д. об. пола.

6. Кийский живет в 5 стойбищах – 330 д. об. пола.

7. Ближне-Карчинский живет в 23 стойбищах – 1,803 д. об. пола.

8. Дальне-Карчинский живет в 6 стойбищах – 531 д. об. пола.

9. Кивинский живет в 14 стойбищах – 1,393 д. об. пола.

10. Карачевский живет в 9 стойбищах – 603 д. об. пола.

11. Изушерский живет в 9 стойбищах – 553 д. об. пола.

б) Койбальская степная дума (в д. Утинской)

роды:

1. Таражаков живет в 15 улусах – 392 д. об. пола.

2. Больше-Байкатовский (Большой Байгуд) живет в 6 улусах – 152 д. об. пола.

3. Мало-Байкатовский (Кичик) живет в 7 улусах – 83 д. об. пола.

4. Абугачаев (Буйгаджи) живет в 6 улусах – 98 д. об. пола.

5. Кольский (Коел) живет в 2 улусах – 27 д. об. пола.

6. Арши (Ар) живет в 3 улусах – 54 д. об. пола.

7. Кандыков (Хайдыпар) живет в 1 улусе – 23 д. об. пола.

в) Абанская инородная управа (в ул. Усть-Абаканском)

1. Шилошин 1-й половины живет в 16 улусах – 1,894 д. об. пола.

2. Шилошин 2-й половины живет в 19 улусах – 1,959 д. об. пола.

3. Тубинский живет в 18 улусах – 914 д. об. пола.

4. Тинский живет в 13 улусах – 962 д. об. пола.

г) Июсская инородная управа (в ул. Коковском 1-м)

1. Старо-июсский живет в 15 улусах – 1,699 д. об. пола.

2. Бело-июсский живет в 15 улусах – 1,166 д. об. пола.

3. Бирский живет в 22 улусах – 1,401 д. об. пола.

Итого 22,545 д. об. пола.

Их этих родов, как выше было сказано, только некоторые принадлежат тюркскому племени, как например, татары Мелетские, Кизильские, Сагайские и Качинские. Мелецкие (или Чулымские) татары живут в Ачинском округе, на р. Чулыме, по левую сторону тракта от г. Ачинска к границе Енисейского округа. Все они почти совершенно утратили свою народность, сделались оседлыми, живут в улусах похожих на русские селения и говорят по русски. К югу от них в Ачинском же округе обитают Кизыльские татары, занимают степи по рр. Белому и Черному Июсам, Урюпе и около Божьих озер. Между ними встречаются и монгольские типы, и сам язык который смешан с монгольскими словами; таков отдельный род Мало-Аргунский или Калмах, составляющий без сомнения остаток некогда выселившихся отсюда Калмыков. Из кизыльцев также многие совершенно обрусели и приняли оседлость. Сагайские татары живут в Минусинском округе и состоят из таких, которые считаются старожилами этой страны и их таких, которые перекочевали сюда из Кузнецкого округа Томской губернии. Сагайцы прежде занимали степи около Июса и Абакана, а ныне большая часть их переселилась на рр. Аскиз, Нину, Уйбат и Немир, где живут в стойбищах: Тураково, Кондраново, Онтаево, Майтино, Синяево, Шатово, Откаево, Шадрино и пр. Качинские татары до прихода русских жили в Красноярском округе, на берегу р. Качи; отсюда они в начале XVIII столетия, переселились в Минусинский округ, где с помощью русских вытеснили киргизов. Остатки этих выходцев доныне встречаются в Красноярском округе, где живут в числе 261 д. об. п., в д. Установой и управляются находящейся здесь Качинской инородной управой. Они совершенно слились с русскими, но по наружности выказывают тип чисто татарский. Они впрочем, доныне пользуются некоторыми старыми правами и освобождены от рекрутской повинности. Качинцы заняли в Минусинском округе лучшие места, по рекам Абакану, Белому Июсу и др., где большая часть ведет жизнь кочевую; принявшие оседлость живут в селениях с русскими; из них можем указать: на с. Усть-Ербинское, дд. Быскарская, Байкалова, Копёнская, Хабыкская, Мало-Хабыкская, Индринская, Бузинова, с. Белоярское, д. Бирская, с. Шалаболинское, с. Кавказское, дд. Курганчикова, Лисвяговская, Потрошилова, ст. казач. Каратузская. С качинцами уже впоследствии соединились некоторые племена не тюркского происхождения. К качинским татарам принадлежат также и Тубинцы, живущие на Абакане и Уйбате, в стойбищах: Инкижеково, Тазминых, Катуков, Чарково, Аев, Кобельково, Мохово, Колмаково, Аев, Корабаево, Бажендаево, Аткино, Арыштаево. Из выходцев с р. Качи, некоторые переселились в каннский округ, где доныне живут в числе 170 д. об. п., в ул. Угумакове. Некоторые из них занимаются хлебопашеством и совершенно обрусели, другие ведут жизнь кочевую и сохранили свой язык и обычаи.

К тюркскому племени принадлежат наконец еще и Якуты; они переселились в Енисейскую губернию с вершин р. Лены, откуда вытеснены были бурятами, задолго до пришествия русских. Все якуты обитают в Туруханском крае и большая часть их принадлежит к Нижне-Затундринскому роду, живущему в 1,500 верстах от г. Туруханска по рр. Хете, Боганиде, Хатанге, Анабару и при оз. Ессее. Они большей частью сохранили свой язык и быт, занимаются звериным и рыбным промыслом и оленеводством. В незначительном числе якуты поселились по Енисею в станках Шорохинском и Костинском, где живут вместе с русскими, совершенно обрусели и отличаются от них только типом.

Самоедская ветвь алтайского племени занимает огромное пространство от Саянских гор до берегов Северного океана. Самоеды принадлежат народу исчезающему, а некоторые из них уже совершенно потеряли свою народность. В этом отношении их можно разделить на две группы: первая обитает в южной части губернии и состоит из самоедов совершенно отатарившихся, а именно из Камасинцев, Койбалов, Маторов, Бельтиров и Карагассов; вторая, сохранила еще в главных чертах свою народность и живет в Енисейском округе И Туруханском крае и состоит из юрацких остяцких и Тавги-Самоедов. Камасинцы живут в Канском округе, в улусе Абалакове, и разделяются на пять родов: Нег, Мадор, Бёгёше, Байга и Села. Сами себя называют Кагмаш, а русскими именуются лесными камасинцами. По обычаям и языку абалаковцы вполне татары даже наружный вид их указывает на смешение с ними, но образу жизни они остались самоедами, предпочитая жизнь лесную – степной, и занимаясь главным образом оленеводством и охотой. Лето они проводят в ул. Абалакове, живут большей частью в юртах и немногие только живут в домах, а зимой уходят в леса. Лесные камасинцы беднеют с каждым годом: голод и болезни свирепствовали между ними до того, что общая численность их в настоящее время не превышает 150 д. об. пола. О степных камасинцах живущих также в Канском округе, но не принадлежащих самоедам – будет говорено ниже. Койбалы сами называют себя Койба и считаются старожилами Койбальской степи, расстилающейся между рр. Енисеем и Абаканом. При переселении киргизов некоторые из койбалов, вместе с ними, ушли в китайские владения, а оставшиеся и доныне кочуют по этой степи. Из прежних земель койбальских, в настоящее время некоторые перешли у русским и на них построены: с. Бейское, дд. Табатская, Кальская, Означенная. Койбалы большей частью ведут жизнь кочевую, но некоторые из них приняли уже оседлость и живут в селениях похожих на русские, как например Утинская. Они, как выше сказано, разделяются на семь родов, из них род Таражаков имеет подразделение называемое Матор. К нему принадлежат Маторы, остатки некогда довольно многочисленного народа, жившего здесь еще во время прихода русских, на Маторской степи, в долине р. Амыла. Многие из них переселились в Китай, а между оставшимися в начале XVIII столетия, опустошительно свирепствовала оспа, так что лет 15 тому назад, их считалось только 8 душ платящих ясак. Бельтиры считают себя также коренными туземцами южной части губернии и до прихода русских, кочевали по р. Июсу; отсюда они отодвинуты были на юг Качинскими татарами, которые вытеснив киргизов заняли лучшие места по рр. Белому и Черному Июсам. В настоящее время бельтирские кочевья рассеяны по среднему течению р. Абакана и его притокам: Сосе, Арбате, Табате, Киндырле, Еси, и др., где Бильтиры живут в стойбищах: Соргово, Окчаза, Баткачаково, Тюренко, Тюльденево, Бырканово, Путнеево, Анчопово, Торлово, Санятово, Алжибеево, Нагнаево, Батияково, Матаново и друг. Большая часть Бельтиров ведет жизнь кочевую, принявшие оседлость поселились в д. Усть-Есинской. Они занимаются преимущественно скотоводством и хлебопашеством, а в древности были знакомы с горным делом и умели ковать железо. Число всех Бельтиров простирается до 3,070 д. об. п.; они совершенно утратили свою народность и говорят языком тем же, как и сагайские татары. Карагассы, сами называющие свой род Тофа, живут в Канском и Минусинском округах, но большая часть их бродить по Нижнеудинскому округу Иркутской губернии. Они разделяются на пять родов, из них: 1) Карагасский бродит по притокам Кана, 2) Шельбогарский – по притокам р. Уды, 3) Кангатский – по верховьям Енисея, 4) Удинский – по р. Уде и 5) Маллерский – по р. Оке. Оседлость приняли не многие и живут в Канском округе вместе с русскими в д. Тепчетской. Все бродячие Карагасы находятся в ведомстве Нижнеудинского окружного управления, и для сдачи ясака, ежегодно собираются на суглан в 40 вер. от г. Нижнеудинска. Карагассы указали путь первым русским золотопромышленникам Восточной Сибири, на рр. Хорму и Унгурей, где образовалась богатая Бирюсинская система золотых промыслов. Численность всех карагассов простирается до 500 д. об. пола, из них приняли оседлость 23 д. об. пола.

Что же касается до самоедов, живущих на севере губернии, в Енисейском округе и Туруханском крае, то не подлежит сомнению, что они переселились сюда с Алтайского нагорья, откуда вытеснены были тюркским племенем. Время их переселения не известно, но оно вероятно произошло задолго до времен Нестора, который первый знакомит нас с этим народом, в его время уже жившим на севере. Самый северный из этих народов Юрацкие самоеды или Юраки. Они разделяются на два рода – Береговой и Тазаовский. Первый бродит по Енисею и берегу Северного океана, второй по р. Тазу, в 300 в. ниже зим. Тазовского у часовни, на пространстве между этой рекой и Енисеем. Русские первый раз встретились с енисейскими юраками в 1600 г., на р. Пуре, притоке таза. Народ этот воинственный и всегда отличался своей неприязненностью не только к русским, но и к соседним племенам сомоедским и остяцким. Ясак стали они вносить правильно только с начала нынешнего столетия. Юраки Берегового рода и доныне отличаются своей грубостью: у них сохранились обычаи нравы предков, и все они язычники. Тазовские юраки большей частью крещены, гостеприимны и стараются подражать русским в одежде и обычаях. Общая численность юраков, по сведениям настоящего списка, 343 д. об. п. (185 м.п. 158 ж.п.). Тавги-самоеды обитают в местностях между рр. Енисеем и Хатангой, а именно роды: Карасинский и Авамско-Сомаедский, бродят по Малой и Большой низовой тундрам, а Хантайский занимается рыболовством на р. Енисее. Всего тавги-самоедов считается 959 д. об. п. (501 м.п. и 458 ж.п.). Большая часть остяко-самоедов живут по левую сторону р. Енисея, рассеяно по рр. Турухану, Байхе, Елогую, Сыму и Тазу; здесь обитают роды Тымно-Караконский, Байхинский, Верхнеинбатский, а по правую сторону Енисея обитают роды: Подкаменно-Тунгусский, Нижнеинбатский. Из остяко-самоедов немногие приняли оседлость, и в числе 143 д. об. п. живут на р. Кети в улусах: Налимском, Урашенском, Глазковском, Марковском и Колоколенском (№№ 508-512).

Наконец остается еще упомянуть об народе, не принадлежащим по языку к алтайскому племени, — а именно, о так называемых Енисейских остяках. Они живут по Енисею между городами Енисейском и Туруханском, и по рр. Сыму и Инбату. Они составляют род Симско-Касовский, но, кроме того, многие из енисейских остяков смешались с остяко-самоедами и причислены к их родам. Вот почему и весьма трудно определить число их, которое впрочем, полагают до 900 д. об. пола. По сохранившемуся у енисейских остяков преданию, они зашли на север с верховьев Енисея и южных его притоков, где и доныне встречаются остатки сродных с ними народов, а именно: Степныъ Камасинцев, Коттов, Аринцев и Ассанов. Число Степных Камасинцев, живших в Канском округе, в начале нынешнего столетия доходило до 400 д. м. пола; они разделялись на два рода: Пантиковский – обитавший на р. Агуле и Шалакшинский – на притоке его Кангусе. С 1840 года, после свирепствовавшей оспы, оба эти рода слились в один и поселились в ул. Агульском (Пантиков улус), состоящим из 16 дворов и 99 д. об. пола. Предки степных камасинцев, подобно лесным, в старину вели жизнь бродячую, но потом переселились на степи и сделались кочевниками; а наконец приняв оседлость, занимаются хлебопашеством и в обычаях и нравах, многое переняли от русских. Степные камасинцы, называющие свой род Коту, суть остатки почти совсем исчезнувших Коттов, живших еще в XVII столетии на рр. Бирюсе и Кане. Бирюсинские коты впоследствии переселены были в Нижнеудинский округ, на р. Уду, где в настоящее время живут в 30 вер. от г. Нижнеудинска, в д. Бадарановке. Они частью слились с бурятами, частью обрусели и сами называют себя по русски – Котовцами, а по бурятски – Котоп. Около г. Канска, в с. Анцыферовском и с. Еланском встречается также несколько обрусевших коттов, считающихся остатками Багиновского улуса, некогда кочевавшего на р. Пойме, притоке р. Оны. А Агульском (татарское название этого улуса (Гидчи-котур-деун), также напоминает нам котов) улусе Кастрен лет 17 назад, нашел еще 6 человек, говоривших коттским языком. Арины или Аринцы, до прихода русских жили вместе с качинцами на р. Каче, и по левому берегу Енисея (Одно из последних кочевьев их было, летом на острове р. Енисея, называемом Татышевском, а зимой, около горы Кумтегея, на р. Каче). Они некогда составляли весьма многочисленное племя, и часть их отделилась от своих соплеменников уже во время большого монгольского передвижения и дошла до европейской России, где, как утверждают, построила г. Арск. Вскоре после принятия русского подданства аринцы, вместе с качинцами, переселились в Минусинский округ, где совершенно слились с ними; Кастрен нашел остатки их в числе 40 человек, живших тогда в улусе Ара, но такого улуса в настоящем списке уже не упоминается. Название села Арей или Арейского на р. Каче, напоминает нам об аринцах, живших именно на том месте, где ныне находится это селение. В 1735 г., Гмелин видел последнего аринца, говорившего на родном языке. С аринцами сродны также и Ассаны, обитавшие некогда в долине р. Усолки. Гмелин видел там до 12 семейств Ассанов, но Кастрен уже не мог найти ни одного человека, который бы говорил на ассанском языке.

Представителей финской ветви алтайской группы в настоящее время уже нет нигде в Енисейской губернии. Но не подлежит сомнению, что финские племена в глубокой древности обитали вместе с другими племенами тюрксими и монгольскими, в верховьях р. Енисея и оттуда двинулись на запад к вершинам рр. Оби и Иртыша. Это предположение подтверждается тем, что у нынешних обитателей Саянских гор сохранились предания, об аборигенах этой страны – светлооких чудях, а также и тем, что в Енисейской губернии встречается множество названий рек финского корня, кА напр. Ия, Мана, Сим, Июс и др. По всей вероятности Кемь, имя р. Енисея, употребительное доныне у татарских племен, также финского происхождения, так как слово Кемь встречается только в финском языке означает «большая река».

В отношении религиозном большинство жителей Енисейской губернии принадлежит православному вероисповеданию и по сведениям 1861 года православные составляли 94,16 % всего народонаселения. Из других вероисповеданий в губернии находятся: римско-католики – 0,51 %, протестанты – 0,35 %, евреи – 0,49 % (из сих последних 55,52 % в городах и 44,48 % в округах), и магометане 0,34 %. Из раскольников более распространена секта духоборцев, известная в Сибири, под именем молокан или субботников. Общая цифра всех раскольников в 1861 году, простиралась по официальным сведениям 1,735 д. об. пола, т.е. составила 0,38 % всего народонаселения; из них 60,43 % обитают в Минусинском округе, 19,55% в Туруханском крае, а остальные 20,02 % рассеяны по другим округам губернии. Они живут обыкновенно вместе с православными, но в Минусинском округе, д. Иудинская, исключительно населена молоканами. Число язычников, т.е. шаманствующих, определить весьма трудно, потому что хотя многие из инородцев и крещены, но продолжают придерживаться прежним обрядам. Всех шаманствующих в 1861 году, по официальным сведениям, считалось 10,889 д. об. пола или 3,41 % всего народонаселения и из них 26,97 % приходятся на Енисейский округ и Туруханский край, а 72,94 % на Минусинский округ.

Опубликовано в 1864 году.

Общие сведения об Енисейской губернии. Часть 1.

Общие сведения об Енисейской губернии. Часть 2.

Общие сведения об Енисейской губернии. Часть 3.

Общие сведения об Енисейской губернии. Часть 5.

24

Видео

Нет Видео для отображения
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!
.