Несколько слов о местных способах ловли рыбы.
Лов рыбы корытами (*).
Жители карапчанской волости, киренского округа, занимающиеся рыбопромышленностью больше, чем где либо, собственно в водах Иркутской губернии, промышляя рыбу по большим речкам, каковы: Ангара, Илим, различными местными способами (адурами, самоловами) (**), не оставляют и маленьких своих горных речек, для лова рыбы в которых у них также существуют свой способ «корытами».
Для лова рыбы корытами в небольших речках, впадающих в Ангару, обыкновенно выбирают не очень быстрые места, глубиной от 1,5 до 2 аршин. В избранном месте речка перегораживается через всю её ширину с берега на берег, что составляет пространство сажень в пять, шесть. Прежде всего, для этого устраивают козлы, в один конец которых вдевают по два устоя (ноги), соразмеряя длину последних так, чтобы конец жерди (бревна), в который вделаны ноги, при укреплении их в дно речки, возвышался над поверхностью воды на пол аршина или несколько больше; другой же конец жерди погружают и укрепляют на дне реки по течению. Затем, из тонких прутьев, плотно связывают берда (плетни) и укрепляют их устоям козел, погружаю в стоячем положении также до дна реки, от чего берда, влекомые течением воды, крепко притискиваются к устоям козел; а для того же, чтобы берда не увлекались водой в пролеты остающееся между козлами, соединяют козлы, на поверхности воды, толстыми жердями, привязывая их к ногам козел. Когда таким образом речка с берега на берег, перегорожена, то вода, встречая течению своему в укрепленных бердах преграду, перед ними возвышается и за берда падает уже с усиленною быстротою. По середине же устроенной так запруды или, по местному названию «заездка», делают ворота шириной в аршин и несколько больше, обрубая в этом месте бердо так, чтобы верхний конец его находился под водой не больше как на четверть аршина, и в этих то воротах укрепляют самое корыто. Корыто делается из тонких прутьев (тычек) и разделяются на два отделения, из коих: одно имеет длины до полуторых сажень, а другой от 1,5 до 2 аршин. Первая половина подобного корыта имеет две стены и дно, а вторая три стены и дно. Первое корыто, называемое водяным, погружается перед заездком в воду наклонно, так чтобы один конец его выдавался в устроенных воротах по другую сторону заездка и к этому выдающемуся боку прикрепляют вторую половину корыта, имеющую три стены и дно, называющееся сухим. Эта половина корыта в воду не погружается, а остается над поверхностью воды, поддерживаемая нарочно для этого укрепленными шестами на особых, тонких козлах. Укрепив таким образом обе половины корыта, дно водяной половины и стены её застилают корьём так плотно, чтобы вода не могла проникать сквозь их, почему она и стремится через него, падая в сухую половину корыта с весьма значительною силою; тут вода уже не задерживается и свободно стекает в реку, так как эта половина корыта корьём не застилается и не имеет назначения задерживать течение воды.
Рыба идя в низ по течению речки, в устроенной таким образом ловушке встречает преграду дальнейшему своему следованию в укрепленных, во всю глубину речки, бердах и, отыскивая место, где бы можно было проплыть, попадает в струю воды, стремящемуся по укрепленному в воротах водяному корыту, и быстротою её увлекается в другую, сухую половину корыта, откуда уже ни выплыть, ни подняться обратно никак не может, тем больше ещё потому, что сухая половина корыта прикрепляется к водяной половине так, что концы последней, почти острые, выдаются в сухую половину на несколько вершков и лишают рыбу всякой возможности попасть обратно в водяную половину корыта.
При удачно выбранном времени и значительном ходе рыбы, этим способом ловится весьма значительное количество различного сорта рыбы: тайменей, ленков, хариусов.
Уловы рыбы этим способом, по отзывам местного населения, хотя и редко, но бывают так значительны, что набрасываемую в сухое корыто рыбу, промышленники не успевают из него выбирать. Впрочем, добывание рыбы корытами нельзя считать постоянным промыслом; этот способ рыбной ловли правильнее можно назвать охотою, потому что, по непостоянству, тамошних горных речек, не всегда удобно и возможно устраивать описанные ловушки, снаряды которых, при временных, внезапных возвышениях уровня воды в речках, непременно разрушаются и разносятся без остатка.
(*) Из материалов губ. Статистического комитета.
(**) Лов красной рыбы в карапчанской волости адурами зимою и самоловами летом подробно описаны, равно как и устройство самых снарядов, в соч. Д.Д.Ларионова «Очерк экономической статистики Иркутской губернии», изданном статистическим комитетом в 1870 г. См. глав. VIII о рыболовстве. Рыбный же промысел ольхонских инородцев на Байкале, как нам известно, исследуется по поручению стат. Комитета.
Опубликовано 2 декабря 1875 года