Заметки об открытии пароходства по реке Чулыму.

Примеру Енисейской пароходной компании, поставившей себе задачей оживление торговли между Енисейском и отдаленным, но изобилующим природными богатствами – Туруханским краем, последовал 1-й гильдии купец Тюфин, обратив свое внимание на водяное сообщение между Томском и Ачинском, по реке Чулыму, которая, протекая по Ачинскому округу Енисейской Губернии, входит в Томскую губернию и впадает с правой стороны в реку Обь.

Первый пароход, появившийся на водах Чулыма, был «Сибиряк», в 120 сил. Под командой капитана-купца Кузнецова, «Сибиряк» прибыл в Ачинск 12-го июня 1864 года, в 9 часов по полудни, с баржей длиной в 20 сажень, нагруженной 17.000 пуд. соли.

13-го июня, оставив баржу для разгрузки, «Сибиряк» вернулся, в 2 часа по полудни, за другой баржей, которая, 9-го июня, села на мель близ Пропочинского улуса – в 197 верстах от города, по неосмотрительности лоцмана, зашедшего в старое, обмельчавшее русло Чулыма. Баржа эта, нагруженная 40.800 пуд соли, имела длины 39 сажень. При выгрузке 15.000 пуд., баржа была снята с мели – 16 июня, с помощью землявых воротов, а 17-го, по выходе в настоящее русло и грузке уведена на буксире. 18-го июня, по причине убыли воды, в с. Бирилюсском, в 110 верстах от Ачинска, выгружено 1.800 пудов соли, предназначенной для доставки в гор. Енисейск. 19-го июня, в 30 верстах от города, против селе Болешеулуйского,, баржа села на мель вторично; 20-го июня приведена из Ачинска первая малая баржа и перенесено на оную половина груза с большой баржи, 21-го пароход повел на буксире обе баржи, но, по причине небольшой воды и сильно извилистого течения Чулыма в 8 верстах от города, против Елека, большая баржа доведена только до села Красновского, в 20 верстах от города, откуда соль возилась гужем в Минусинск, Янову и Ачинск. 23-го июня пароход «Сибиряк», с малой баржей, ушел в Томск, без всякого груза, засим отправился в Тюмень близ которого сгорел; большая же баржа оставлена в с. Красновском.

За доставку соли от Томска в Ачинск, Тюфин получил от казны по 35 коп. за пуд.

Пароход «Сибиряк» погружался в воду, на ходу, 7 четвертей, меньшая баржа – 9, а большая – 13 четвертей.

Причиной неудач первого рейса, неизбежных, впрочем, при каждой первой попытке, были: неизвестность фарватера реки Чулыма и несоразмерная длина барж с шириной реки, в встречаемых часто крутых поворотах.

Навигация 1865 года открылась прибытием, 5-го июня, в 5 часов утра, в г. Ачинск, из села Спирина, Томской губернии – парохода в 60 сил, под названием «Верный».

Пароход этот принадлежащий тюменскому 1-й гильдии купеческому сыну Николаю Тюфину, привел две баржи, нагруженные солью; в первой находилось 10 т. пудов казенной, а в второй 26 тыс. пудов принадлежащей владельцу парохода.

«Верный» шел из села Спирина до устья Чулыма трое суток, а от устья Чулыма до Ачинска семнадцать с половиной суток, без всяких приключений. Рабочих, на пароходе и баржах, находилось 29 человек. Пробыв в Ачинске пять суток, «Верный» отправился в обратный путь.

Для склада товаров привозимых на пароходах, строится в городе Ачинске, насчет сумм городского общества, складочный амбар.

В заключение настоящей заметки считаем нужным сказать, что заветное желание сибирского населения – соединение р. Оби с р. Енисеем, может быть осуществимо с не особенно большим трудом. Река Чулым, впадающая (как сказано выше) в реку Обь, извиваясь прихотливо по Енисейской губернии, в одной местности Ачинского округа приближается к протекающему по всей губернии с юга на север Енисею, на расстоянии около 20-ти верст, следовательно, прорытый на этом расстоянии канал соединит две громадные сибирские реки.

Опубликовано в 1866 году.

56

Видео

Нет Видео для отображения
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!
.