Сведения о крестных ходах, совершаемых в городах, селах, монастырях и заводах Енисейской губернии.
Сведения о крестных ходах, совершаемых в продолжении года в городах, селах, монастырях и заводах Енисейской губернии.
В городе Красноярске.
Из градского Воскресенского собора бывает три крестных хода, положенных по уставу: 6-го января и 1-го августа на реку Енисей, для освящения воды, и в среду Пеполовения пятидесятницы – вокруг города, для окропления его освященной водой. Сверх того, в пятую неделю по Пасхе, в крестном же ходе, приносятся и встречаются на западной стороне города иконы Св. Троицы и Знамения Богородицы. Первая икона приносится с 1756 г., из села Арейского, лежащего в 25 верстах от города. Поводом к сему, по преданию, было следующее: у священника арейской Троицкой церкви, Михаила Стефанова Терского (он был первый священник), не было ни одного сына, — хотя и рождались сыновья, но все умирали. Когда, в 1756 году, у него родился сын, нареченный во св. крещении Симеоном, благочестивый родитель его о. Михаил дал обет носить за день до Пятидесятницы, из своей церкви местную икону Св. Троицы в Красноярск, и каждогодно, с семейством своим, свято исполнял данный обет. Впоследствии, по желанию многих усердствующих горожан, не успевавших в один день отправлять молебствия живоначальной Троице, икона стала носиться на два дня. При священнике Иоанне Парфенове, икона сия приносилась на неделю, потом на две и, наконец с 1834 года, с разрешения иркутского архиепископа Мелетия, стали приносить икону на три недели. Вторую икону, — Знамения Божьей Матери, вместе с иконой Св. Троицы, стали носить с 1857 года, с разрешения томского епархиального начальства, вследствие просьбы владельца Знаменского завода, кол. сов. Ив. Ив. Коновалова, и красноярских жителей. Сии св. иконы носятся по домам горожан в течении трех недель и накануне дня Св. Троицы, в крестном ходе, уносятся обратно в свои села. 3) В девятую пятницу по Пасхе, по приглашению горожан, бывает крестный ход из Воскресенского собора к часовне, устроенной за речкой Качей, на высокой горе, лежащей с западной стороны против города. Цель крестного хода – испрошение у Господа Бога благовременных дождей. Когда и по какому случаю установлен сказанный нами крестный ход, неизвестно, но существует предание, будто на том месте, где ныне часовня, при первоначальном заселении казаками местности, занимаемой ныне городом, была устроена башня или будка, откуда сторожили за набегами татар-туземцев, производимыми ими на новых пришельцев, и, согласно с обстоятельствами, принимались меры против этих нападений. Первоначальная часовня, воздвигнутая в 1807 году, красноярским купцом Иваном Новиковым, была деревянная; ныне существующая каменная и построена в 1855 году, на собранные по подписке деньги купцом Петром Ивановым Кузнецовым.
В Красноярском округе.
В 1863 году енисейским епархиальным начальством разрешено носить во вторник, после Пятидесятницы, из села Арейского в село Погорельское и окрестные с оным селения икону Св. Троицы; причиной учреждения сего хода было следующее: 19-го июня 1860 г. жители села Погорельского просили разрешения у местного благочинного, по случаю страшной засухи, поднять икону Св. Троицы на их поля, смежные с арейскими, для молебствия и ниспослания дождя; лишь только икона была прислана, пошел обильный дождь, благотворно подействовавший на посевы, побудивший нести икону в церковь этого села.
В окружном городе Енисейске.
а) Из Богоявленского собора, согласно церковному чиноположению, бывает три крестных хода: 6-го января и 1-го августа – на реку Енисей, для освящения воды, и 8-го июля – кругом подгородной части города, для освящения оной, с отправлением на многих местах молитвенных испрашиваний благословения Божьего и через окропление освященной водой. О времени и причинах установления этого хода основательных сведений нет.
б) Из Енисейского мужского монастыря, в день Преполовения, при собрании всего градского духовенства, крестный ход обходит половину города, лежащую вокруг монастыря, и оканчивается у стен полуденной стороны его.
в) Бывает еще крестный ход из Троицкой церкви 23-го апреля, более 150 лет установленный, на южную часть города, где стояла некогда башня, в которой находилась икона великомученика Георгия. Устое предание говорит, что обстоятельство, послужившие к установлению хода и служения великомученику Георгию молебна с водоосвящением, было следующее: с давних времен в городе Енисейске почти кадогодно бывал сильный падешь рогатого скота; жители, для умилостивления Господа, начали служить молебны св. великомученику и уносить в свои дома освященную воду; впоследствии падеж начал повторяться реже, так что в последние 30 лет был только три раза. При прочих же городских церквах подобных крестных ходов не бывает.
В Енисейском округе
а) При Казачинской Троицкой церкви совершается два крестных хода: один 23-го апреля, в честь св. великомученика Георгия Победоносца, установлен по просьбе прихожан с 1800 года, по случаю великого наводнения, причинившего в тот год много бедствий, другой 24-го июня, в честь св. Прохора и Предтечи Иоанна, установлен также по просьбе прихожан, с 1823 года, по случаю страшной бури разразившейся в тот день над селом с сильнейшим градом и дождем, от чего произошли значительные повреждения во многих строениях, опустошены хлебные посевы и погибло много разного скота.
б) Из Николаевской церкви села Христорождественского совершается крестный ход в неделю всех святых, расстоянием от села в 3-х верстах, где отправляется молебствие с освящением воды, которой окропляются нивы, для умножения плодов земных; б) в день св. пророка Илии, расстоянием в 1 версте от деревни Чащиной, отправляется молебствие с водоосвящением и окроплением нив, от града, некогда погубившего хлеб; в той же деревне в день священномученика Дмитрия, 26-го октября, по случаю бывшего некогда в деревне гибельного для скота поветрия; в) в деревне Белоусовой, в день Рождества Иоанна Предтечи – 24-го июня, по случаю засухи, — предзнаменования неурожая хлеба; г) в деревне Вараковской, в день священномучеников Флора и Лавра от поветрия на скот; д) в деревне Лопатовской, в день Вознесения Господня, по случаю бездождия; е) в деревне Заледеевой, в день празднования Пятидесятницы и Введения Божьей Матери. Основательно верных причин и времени, с которого начались эти крестные ходы, никто не знает.
в) в селе Пировском, принадлежащем к приходу Троицкой церкви, бывает ход в день св. пророка Илии, за село, к устроенному кресту, где служится молебен.
г) В селе Яланском, при Сретенской церкви, бывает ход 7-го июля: из часовни Плотбищенской, отстоящей от приходской церкви на 12 верст, приносится в яланскую приходскую церковь – икона Казанской Божьей Матери и 8-го числа, после литургии, на площади перед церковью отправляется молебствие, после того с преднесением местных икон и хоругви обносится село. Икона сия возвращается в Плотбищевскую часовню 16-го августа, и сопровождается священно- и церковно-служителями, при значительном стечении народа. Когда этот ход установлен и по какому случаю, неизвестно.
д) В селе Бельском, прихода Благовещенской церкви, 8-го июля, совершается крестный ход вокруг села.
В селе Чадобском
е) 8-го июля, в день Казанской Божьей Матери. Шествие начинается от ныне существующего храма до места, где был в селе Чадобском, деревянный храм (сгоревший в 1777 году), здесь отправляется молебствие, и потом ход этот продолжается на восток от селения, на возвышенность горы, в полуверстном расстоянии от первого храма; здесь издавна устроена каменная часовня, в память того, что при избрании места под новый храм, по сгорении первого, и это место было избираемо для постройки нового храма; около этой часовни тоже отправляется молебствие. Учреждение сего хода и устройство часовни должно относиться в 1778 году, т.е. ко времени заложения каменного храма.
Еще бывают крестные ходы, положенные по церковному уставу, также в весеннее время, после посевов по полям, по всем селениям сего прихода.
В Канском округе.
а) В г. Канске с давнего времени совершается крестный ход 21-го мая, к каменной часовне во имя честного и животворящего Креста, отстоящей от города в 2-х верстах, по большому тракту; особенного знаменательного события к учреждению крестного хода не было, а одно желание жителей молебствовать на полях.
б) Из церкви казенного Троицкого солеваренного завода, во имя Св. Троицы, в первый воскресный день после вешнего Николы, бывает крестный ход в бывшую деревню (ныне Хутор) Култук, с явленной на этом месте иконой, древнего писания, святителя и чудотворца Николая. Здесь в часовне, простоявши неделю, икона возвращается, тем же порядком, в приходскую церковь; как вперед, так и обратно на пути, на засеянных нивах и полях совершаются молебствия с водоосвящением.
в) В Духов день крестный ход, из Троицкой церкви, совершается в дер. Яковлеву, отстоящую на 10 верст от завода. День этот празднуется жителями, как храмовой, и они поднимают, для отправления молебствий, из приходской церкви иконы живоначальной Троицы, св. Иоанна Предтечи так называемую явленную икону святителя и чудотворца Николая (две последние в особенности чтутся и жителями Тасеевской и Устьянской волостей); отсюда по отправлении общего водосвятного молебствия у креста, отправляется крестный ход до крестьянских полей, а по освящении оных, возвращается тем же порядком в деревню, в корой иконы, по желанию некоторых обывателей, носятся по домам, для молебствия. Таким образом, весь день проходит в молитве, потому что ход этот совершается после поздней литургии в приходской церкви и тем же порядком, на другой уже день, возвращается в приходскую церковь. Бывают иногда случаи, что последние две иконы, как местно-чтимые, по желанию жителей, обносятся во время летней засухи по полям, в сопровождении одного их членов причта заводской церкви и возвращается к 24 июня при сопровождении многочисленного народа.
В Ачинском округе.
При градо-ачинских церквах совершаются крестные ходы: а) Троицкий соборный, 13-го июня, за город, на северную сторону, в память св. мучеников Кирика и Улиты, установленный издревле, в воспоминание избавления от падежа рогатого скота, и 18-го августа, тоже за город, на восточную сторону, в день св. мучеников Флора и Лавра, издревле же установленный, в память избавления от падежа лошадей. б) Казанский – в неделю 9-ю по Пасхе, в честь св. мученицы Параскевы, в деревню Мазульскую, отстоящую от церкви в 3-х верстах, по желанию и усердию жителей той деревни. 24-го июня, в день Рождества Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, за реку Чулым, на западную сторону и 8-го июня, в праздник Казанской Божьей Матери, за город, на южную сторону. Все эти частные ходы установлены, вероятно, с целью – со всех сторон оградить город Ачинск знамением животворящего креста Господня от труса, потопа, огня, меча, болезни и других бедствий. в) Кроме сих постоянных крестных ходов, совершаются таковые же и в неопределенное время, например: во дни св. Пасхи по домам, и во время лета, по случаю безведрия и засухи, по полям.
В приходе Шарыповской Троицкой церкви ежегодно совершается крестный ход, в пяток 9-й недели по Пасхе, из села Шарыпова в деревню Береш, в которой находится месточтимая чудотворная икона св. мученицы Параскевы нареченной Пятницы. Икона сия, досточтимая местными жителями, благоговейно чтится и жителями окрестных сел и деревень, так что стекаются к ней богомольцы за 200 и более верст. Относительно установления этого моления с крестным ходом, а также о времени, с которого икона сия сделалась столь досточтимой, положительно и ясно не говорят ни современники, ни предание. В народной памяти сохранилось о ней два сказания: одно, что она за несколько лет назад принесена со «старины», основателями деревни Береш, и другое, что она «на старине чтилась чудотворной».
В Минусинском округе.
При Минусинском Спасском соборе совершаются крестные ходы 23-го апреля, в честь св. великомученика Георгия, и 21-го мая, в праздник св. равноапостольных царей Констанстина и Елены.
При Шушенской Петропавловской церкви – 21 мая, в праздник равноапостольных царей Константина и Елены
Кроме описанных крестных ходов, совершаются еще положенные по уставу церкви, повсеместно, 6-го января и 1-го августа.
Опубликовано в 1866 году.