Сведение об Енисейском Спасском Мужском Монастыре, составленное Архимандритом оного Афанасием.
Глава первая.
§ 1. Начало монастыря и местоположение.
В некоторых кратких печатных известиях (Я видел их в гор. Харькове: одна книжка их университетской библиотеки архиерейского Покровского монастыря. Точно тоже значится и в здешних ведомостях монастырских, с давних пор год от года составляемых для представления начальству. Есть, говорят, история Сибири, составленная каким-то почтенным и деловым лицом, современником гр. Сперанского. Но я не успел найти ее) полагается начало монастыря в 1592 и 3-м годах, от некоего инока по имени Тимофея Иванова (В самом деле в прежние времена у нас в России большей частью так и возникали монастыри усердием боголюбивых. И теперь на наших глазах, женские – особенно монастыри не редко таким же образом получают свое существование: какое-нибудь более других предприимчивое, благочестивое и не без средств лицо, собирает около себя общину. Когда это общество получит свое надлежащее устройство и прочность, тогда ходатайствует о себе у высшего начальства и получает название монастыря, с правами и обязанностями его). Можно думать, по этому, что монастырь образовался раньше города; довольно возвышенный и, сравнительно с окружающей местностью, красивый зеленых холм в полуверсте от реки Енисея, привлек внимание боголюбивого дотоле, может быть, одному Богу известного труженика и внушил ему добрую мысль – основать обитель для желающих спасения, среди лесов тогдашней немноголюдной Сибирской страны. К этому духовно-религиозному маяку стало примыкать население (а может быть и прежде было); затем, как известно, по царскому указу, учрежден и город Енисейск, в 1618 году. А в 1642 г. с благословения преосвященного Герасима, архиепископа Тобольского, ходатайством и попечением усердствующих в Богу братий, монастырь получил утверждение и благоустройство, давшее возможность в более постоянному и полному совершению богослужений.
Монастырь стоит в западной части города, на левой стороне реки Енисея – как и весь город. Когда-то Спасский монастырь, с одной стороны, замыкал городское население, также как с другой, Христорождественский женский. Плана на место, занимаемое монастырем не имеется; утрачен при пожаре.
§ 2. Церкви монастырские.
1) Соборный монастырский храм, во имя нерукотворенного Спасова образа, от чего и монастырь получил свое наименование Спасского. В одной связи с ним, теплая монастырская церковь, о трех престолах: в честь Покрова Божьей Матери, св. Пророка Бож. Илии – с правой и св. Иоанна Предтечи, с левой стороны. И колокольня тоже в одной связи. Все здание каменное, в архитектурном отношении довольно нарядное и стройное, особенно с переднего фасада, о 4-х главах, обитый золоченым железом, крыша железная (Но во многих местах очень ветха и требует немедленного и капитального исправления). Храм сей заложен при архимандрите Димитрие, настоятельствовавшем с 1731 по 1743 год; строен и окончен постройкой при архимандрите Иоанникие, в последствие епископе Воронежском; а освящен при архимандрите Аоександре, бывшем в Спасском монастыре с 1756 г. Сим настоятелем устроен иконостас резной, с позолотой, существующий и до ныне (Прежде сего каменного собора была деревянная церквоь того же имени – сгорела от молнии. На место этой будто бы выстроена другая, деревянная же, на кошт жителей, как уверяют (так записано в летописи) с наслышки старожилов; но и эта сгорела).
В 1788 г., в июле месяце, колокольня Спасской церкви много повреждена была от грому и молнии, а в недавнее еще время, от бури и неоднократно была возобновляема во всей верхней части своей.
Впрочем предел во имя св. Пророка Бож. Илии, на заднем фасе, устроен не одновременно с Спасской главной церковью, а уже в последствии, в 1805 г. (при А. Никодиме), преимущественно усердием Енисейского купца Ивана Волкова, а украшен и освящен при архимандрите Мелхиседеке в 1860 г (Тоже устроена потому, что и прежде сего была в монастыре близ Спасской церкви, церковь во имя св. Пророка Илии, деревянная которая за ветхостью разобрана).
2) Каменная, надвратная Захарьевская, во имя св. и праведных Захария и Елизаветы, с приделами, с правой стороны в честь пресв. Богородицы – Радости всех скорбящих, с левой – св. митрополита Алексея, Московского и всея России Чудотворца. Надвратною названа потому, что в прежние времена были под нею главные или святые ворота монастырские, теперь закрытые или заделанные вовсе по разным неудобствам.
Заложена и начата сия церковь постройкой во дни Игумена С.-п. монастыря Иосифа, в 1785 г. июля 11 дня, на кошт Архангело-городского купца Дмитрия Лобанова, а окончена как внешней, так частью и внутренней отделкой, при Игумене (в последствии архимандрите) Никодиме, в 1790 г., на кошт монастырский, с участием и жителей гор. Енисейска; но само освящение значится уже по летописи под 5-м ч. сентября 1822 г., при настоятеле архимандрите Ксенофонте и преосвященном Амвросие, архиепископе Тобольском. Так как эта церковь имела с двух сторон открытые галереи, при том деревянные, и не была защищена от мокроты и сырости; то в непродолжительном времени обвалилась, с обеих сторон, северной и южной, так что оставалась целой она средняя часть, возведенная в купол. Почему в настоящий благолепный вид свой приведена уже недавно, именно в 1859 г., усердием потомственного почетного и степенного гражданина г. Енисейска Алексея Софроновича Баландина, при управлении монастырем казначея иеромонаха Исмаила. В это же время, а не прежде, на место бывших галерей, присоединены боковые пределы, к коим устроены совершенно новые иконостасы, и освящены в мае месяце 1860 г. Церковь покрыта белым железом, как было и прежде. На такое возобновление употреблено жертвователем более 10 т. руб. сер.
Под этой церковью, с обоих сторон врат, имеются двухэтажные палатки, занятые с правой стороны вверху, духовным правлением, в котором первое место всегда оставалось за настоятелями монастыря (внизу архив правления), а с левой братией (Тут же по нужде и необыкновенной на все дороговизне в г. Енисейске, помещается и чиновник духовного правления, для которого открыта и трапеза братская).
Утвари в церквах достаточно, но не во всех частях в одной мере. Так для всех семи престолов имеется только две дарохранительницы, из коих одна, серебряная – хотя стародавнего и не многоцветного изделия. Немного также сосудов литургийных. Прочей утвари и облачений – не без достатка.
План на Захарьевскую церковь – есть.
Примечание. Мощей, или явленно-чудотворных икон в монастыре нет. Но есть иконы преимущественно здесь почитаемые, которые жителями города подъемлются иногда и в дома, благословения ради и освящения свыше. Таковы св. иконы суть: 1) Нерукотворенного Спассового образа, в большом виде, так что само изображение величины более нежели естественной. По устному преданию икона сия уважается потому, что стоявши в башне (монастырь имел когда-то и башни деревянные), среди великого наводнения сохранилась неповрежденной, тогда как все прочие вокруг нее, и сами башни, или повреждено или разрушено, или унесено без следа водами. 2) Икона Покрова Божьей Матери, вся в сребро-позлаженном окладе (высота ее 1 ар. 8 верш., ширина 1 ар. 4 верш.). С некоторого времени, по благословению архиерейскому, перед этой иконой постоянно читается акафист Покрову Божьей Матери, в приделе того же имени, в субботу перед Литургией. 3) Не без особенного внимания со стороны народа остается и икона Владимирской Божьей Матери, мерой 1 ар. 2 вер. без оклада, только с венцом.
§ 3. Монастырская библиотека
Библиотека хранящаяся в церковной ризничной камере, заключает в себе до 300 книг или томов (а не целых экз.), половина коих, и даже большая часть, богослужебных, вышедших из употребления. Другая часть состоит из творений вселенских великих учителей и святителей: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого, издания 700 годов и новых переводов. Есть творения и других св. учителей церкви: Ефрема Сирина, Иоанна Лествичипна, Иоанна Дамаскина, Амвросия Медиоланского. Из новых: догматическое богословие, с введением Епископа Макария, творения преосвященного митрополита Григория: истинно древняя и истинно православная христова церковь; поучения некоторых проповедников нашего времени, и немного других книг, или кратких сочинений, относящихся к духовному назиданию. Сверх того выписывались духовные журналы, почти каждый с начала издания его и тем библиотека пополнялась и пополняется ежегодно. В настоящее время выписываются для монастырской библиотеки восемь журналов духовных. Слишком ограниченные средства монастыря заставляют ограничивать и желания к приобретениям в этом отношении. Охотников к чтению не много -но есть.
§ 4. Прочие здания, состояние их и окружность всего монастыря.
Кроме сказанных (§ 2-й) небольших двух палаток под Захарьевской церковью, занятых братией, весь монастырь, то есть настоятель с братией, помещается в одном каменном двухэтажном доме, в длину 10-ть, в ширину 6-ть сажень; здесь и трапеза братская и кухня общая настоятелю с братией. Дом этот в черте ограды, обращен к северу, реке Енисею. Так как по долгу не бывало настоятелей в монастыре, а были только управляющие из иеромонахов, а главное за отдаленностью прежнего епархиального управления (бывшего в Томске, в 900 верстах) и за неимением своего архитектора в городе и еще, по причине двойной и тройной, против российских цен, дороговизны на все предметы в г. Енисейске: дом этот, внутри, особенно в настоятельских кельях, каких-нибудь двадцать лет, по сказанию местных жителей, оставался без всяких починок и исправлений, которые бы давали возможность к безбедному и удобному в нем жительству, а потому во всех частях и настоятельских и братских келий, кроме стен, и то только наружных, дом этот требует исправления и возобновления.
Есть еще дом в монастыре, прямо против запада главной церкви, двухэтажный, каменный (около 9 саж. длины), за ветхостью и расщелинами в стенах совершенно пустой и негодный для жительства. С 1780 по 1856 г., следовательно в течении более 70 лет, в монастыре существовало и помещалось училище, сперва, надобно думать, общее для всех сословий; потом приходское духовное с 1803 г., а с 1827 года и уездное, с бурсой. В этом же 1827 г. совершенно окончен постройкой и дом, о котором идет речь, и с тех пор в нем постоянно помещалось училище, доколе по распоряжению высшего начальства не было переведено в губ. г. Красноярск, в 1856 г. (В вознаграждение за это, именно за нужды по помещению братий, было отпущено, в комиссии духовных училищ, монастырю 2,000 руб. асс. До того же школа и ученики помещались в деревянных домах, из которых один давно сгорел, а другой недавно разобран за совершенной ветхостью, с ведома епархиального начальства (Томского). Монастырь терпел неоднократно от пожаров, в которых утратил многое, в том числе и первоначальные бумаги, унесшие с собой историю первых времен монастыря). И этот дом очевидно, требует попечения и распоряжения, тем более, что братия, и в настоящем не полном составе своем, терпит стеснение в помещении, и нет приличной трапезы в монастыре; а о восполнении братий по штату, хотя бы это и возможно было в других отношениях, думать нельзя, единственно за недостатком помещений.
Окружность монастыря простирается до 280 саж., в том числе каменной ограды, выстроенной довольно высоко и вычурно, но уже древней, до 80 саж., деревянной (недавней постройки) 176 саж.; остальное под зданиями, состоящими в одной линии с оградой.
Вне этого пространства стоит двух этажный деревянный дом, не очень давней постройки, для штатных служителей, с небольшим при нем дворовым местом и другими, хотя бедными, необходимыми принадлежностями. Тут и небольшой огород для потреб монастыря и рабочих людей.
§ 5. Штатное положение монастыря и состояние экономии.
При водворении штатов в монастырях (в 1756 г.), Енисейский Спасский монастырь отнесен к 3 классу штатных монастырей и положено в нем быть братии с настоятелем всего 12 человек; в том числе: 1 архимандрит, 1 казначей, 4 иеромонаха, 3 иеродиакона и 4 послушника. Приписано к монастырю 9-ть человек штатных служителей, в том числе один для письмоводства; определено и штатное жалование настоятелю, братии и служащим. А в 1797 г. учрежден новый штат, с прибавлением жалования всем чинам и служителям и на содержание монастыря. С тех пор отпускается из казны монастырю всего 417 руб. 60 к. сер. В том же 1797 г. отведены монастырю: сенокосная земля 39 десят., рыбная ловля на реке Енисее и мельница.
Примечание: По летописи настоятелей монастыря и их деяний (из которой почерпнуты и сии сведения), известно, что до водворения штатов, при этом монастыре состояло вотчинных крестьян до четырех сот душ; был солеваренный завод в Енисейском округе на реке Усолке, рыбная ловля, сенокосная земля и мельницы Песчанка и другая Зырянка, так называемая по речкам. Есть и другие следы когда-то бывшего благосостояния. Но в настоящее время экономия монастыря находится в крайне бедном состоянии. Рыбная ловля, бывшая когда-то обильной, теперь занесена песчаной косой и дает в год более, как от 30 до 35 руб. сер. или не много более (в настоящем 1861 г. 38 р.)
Глава вторая.
§ 6. Настоятели монастыря.
Летописи монастыря и его начальствующих (заведенная в конце 1804 г. и продолжавшаяся до 1827 г.) начинается с 1642 г., то есть с того времени, когда монастырь получил уже свое утверждение от высших властей (см. § 1-й). Почему и не упоминается в этой летописи о Тимофее Иванове, первом основателе монастыря (Да при том, древние основатели обителей, как в Греции так и у нас в России, пламенея любовью к Богу и святительствуя свое благочестие делами, не любили однако принимать на себя чиновных титл и управления, а поручали за себя управлять другим: особенно, из благовенства, не решались принимать на себя священный сан. Так, основатель Киево-Печерской Лавры преподобный Антоний, был простой монах – великой схимы. Преп. Сергий Родонежский, хотя принял священство, но от епископского сана отказался, несмотря на великое убеждение со стороны властей). Да о последующих ему не вдруг упоминается и притом о многих без означения годов. Первое имя начальствующего, какое было найдено в Синодике церковном (Синодик – это книжка, в которую вписываются и по которой поминаются имена усопших, — а особенно благотворителей), имя, как за вероятное можно полагать, первого игумена по утверждении монастыря властями, есть
1. Варлаам, 2. (1674 г.) Леонид, 3. Леонтий. Игумены известные только по именам, перенесенным в летопись из синодиков церковных. Теперь уже и синодики эти трудно найти и видеть, и едва ли они существуют.
Архимандриты:
4. Матфей, 5 (1689 г.) Никифор, 6. Александр, — умер погребен в Спасском монастыре. Указывают на надгробный камень над ним, но камень не имеет ни какой надписи.
7. Андриан, 8. Феодосий, 9 (с 1701 по 1703 г.) Гавриил, 10. Сергий, 11. Пахомий. По соображению годов с числом имен, можно думать, не внесены ли в синодик, а оттуда и в летопись, некоторые имена Туруханских настоятелей, бывших в общении с Спасским монастырем и по соседству, а частью, по взаимному управлению. Но это гадание – не более.
12. (с 1706 по 1730 г.) Даниил, — 1714 г. освящал предел Казанской Божьей Матери в Восресенской церкви г. Енисейска: то видно из грамоты Иоанна, митр. Тобольского, данной ему на освящение. Ему же приписывается построение двухэтажного деревянного настоятельского дома, продолжавшего свое существование до 1774 года.
13. (с 1731 по 1743 г.) Димитрий, прозванием Смеловский, из малороссиян. Заложил Спасскую церковь, ныне существующую. Привез из Киева митру серебряную кованную, крест серебр. с цепочкой и посох, оправленный серебром, — вещи сии и поныне сохраняются.
Примечание: В 1743 г. был поручен Спасский монастырь управлению Туруханского архим. Лаврентия; но в 1746 г., был потребован начальством в Тобольск, едва увидел порученный ему монастырь мимоездом, и в том же году в Тобольске скончался.
14. (1747 г.) Амвросий (Пыхов), из протоиреев Тобольских. Из грамоты хранящейся в архиве видно, что ему преосв. Митроп. Тобольским Антонием благословенно носить, для отличия от игуменов, мантию с зелеными скрижалями, что подтверждено и в последствии митрополитом Сильверстом.
15. (1750 г.) Иоанникий Павлуцкий, из экономов Тобольского архиерейского дома. Строил и привел к окончанию прежде заложенную каменную Спасскую церковь, с колокольней. Достроил также и исправил деревянный настоятельских дом, соорудил обширные амбары и проч. Вызван в Москву в 1755 г. (в Саввин монастырь) и в последствии назначен был епископом Воронежской епархии.
16. (1756 г.) Александр Андреев, из игуменов Рафаиловского монастыря. При нем освящена Спасская церковь, устроен иконостас и приобретено довольно ценной утвари для вновь освященной церкви. Им же построены келии братские с камерами для духовного правления, — деревянные. В последствии дом этот был под училищем, а недавно разобран за ветхостью.
Примечание: В бытность настоятеля, в 1764 г. февраля 29 состоялся штат мнастырям, и тогда же по силе указов, отобраны от монастыря крестьяне, солеваренный завод, мельница и прочие угодья и поступили в казенное ведомство.
Опять игумены:
17. (1770 г.) Маркиан. Переведен сюда из настоятелей Кандинского Троицкого монастыря, а на его место поступил в Кандинский – архимандрит Александр, о котором сказано выше; занимался, между прочим, приведением в лучшее состояние наружных частей Спасского храма, как то: покрыл железом, обил главы златовидной латунью; делал и другие исправления ветхостей в монастыре. Скончался в Туруханском монастыре (в 1776 г. июля 6 дня), куда отправлен был для пересмотра имущества.
Примечание: За неимением настоятеля, снова было поручено Спасским монастырем архимандриту Амвросию, куда прибыв в 1778 г., вскоре (1779 г. марта 5 дня) преставился, имея более 80 лет и погребен в этом монастыре, куда и произведен был первоначально, как показано выше. По смерти его поручено еще было смотрение за Спасо-Енисейским монастырем игумену Троицкого Туруханского монастыря Феофану. Но вскоре настал свой настоятель, игумен.
18. (1780 г.) Иосиф, по фамилии Воломиров, из казначеев архиерейского дома. Заложил и построил вчерне надвратную Захарьевскую церковь; заботился о детях, обучавшихся и живших в монастыре (1786 г.).
19. (1787 г.) Инокентий, из настоятелей Томского монастыря, уроженец и воспитанник Казанской епархии. Начал строить на кошт купца Лобанова каменную ограду и выстроил до 15 саж., исправил колокольню разбитую молнией и заказал колокол в 84 пуд. (1879 г.).
Архимандриты
20. (1789 г.) Никодим Арамильский, сперва игумен, потом архимандрит (с 1789 г.), в следствии указа св. Синода «по знатнейшим городам и в штатных монастырях быть архимандритам, поступил сюда из настоятелей Тюменского Троицкого монастыря и из членов консистории. Был учителем Тобольской семинарии более 10 лет. Этот умный и деятельный настоятель, правивший обителью более 17 лет, приложил старание ко всем частям управления: привел в лучшее состояние и поддерживал храмы Божие и заложил новый придел св. пророка Божьего Илии; приобрел много священной утвари, в том числе архимандритский крест с аметистовыми и жерловыми камнями, исправил и умножил ризницу церковно-служебную; при нем повешен большой колокол в 84 п. (заказанный при игумене Инокентие) и вылит и повешен новый в 38 п. 13 фун. Им построен нынешний настоятельский дом (заложенный в 1794 г. мая 4-го), им продолжена и построена вся каменная ограда, с воротами, ныне существующая, а такая же была и вся вокруг (замененная уже); им заложен и почти достроен вчерне каменный вухэтажный дом против западной Спасской церкви (По предназначению, это была так называемая Келарская, с трапезой и кухней; но быв достроен, дом этот занимаем был училищем приходско-уездным. Не видно из записок, занимал ли сам настоятель какую-либо обязательную должность в этом училище, хотя это заверенное полагать можно) (ныне ожидающий исправления). Без сомнения не менее того заботился и поддержании устава монашеского в монастыре, помогал и училищу исправлением помещений; наконец ему же мы обязаны составлением летописи монастыря, какую только можно было составить, при весьма ощутительном недостатке памятников прошлых времен. Еще он уничтожил бывшую на южной стороне деревянную башню, служившую, по замечанию его, притоном бродяг. Преставился быв 73 лет от роду, в 1806 г. декабря 25 числа и замечено продолжателем летописи, что «год сей заключается печальным событием для монастыря!» Над прахом этого почтенного деятеля и пастыря устроен изрядный памятник, с отчетливой надписью, у самых алтарей св. Предтечи и Спаса, и еще, как памятник другой, внятно говорящий и его полезной деятельности для монастыря, доселе остается в настоятельских покоях его портрет, сделанный довольно художественной рукой. После одного последующего года, ни чем не ознаменованного, ему приемствовал архимандрит.
21. (1808 г.) Мелхиседек. Прибыл января 30-го. Произведен в сан архимандрита из игуменов Абалакского Знаменского монастыря, Тобольской губернии. При нем освящен придел св. пророка Илии, заложенный как сказано в 1805 г. Им приобретены некоторые ценные церковные вещи, как то: плащаница шитая золотом и убранная каменьями и жемчугом, паникадило в 900 руб. асс., ризы шитые золотом по канве; он же перезолотил иконостасы, заменил слюду в церковных окнах (Сп. ц.) стеклом. Скончался 1817 г. на 29 октября и погребен при монастырской церкви придельного алтаря св. Предтечи, с северной стороны.
Примечание: Здесь почти в двухлетии промежуток между настоятелями сгорели, неизвестно от чего, обширные деревянные амбары в монастыре, в 1819 г. марта 29 ч.
22. (1819 г.) Ксенофонт, определен из игуменов Туруханского монастыря и, по производстве его в архимандриты, прибыл в 1820 г. марта 24 дня. Более 10 лет был смотрителем, сперва приходского, потом приходского и уездного духовных училищ, состоявших при монастыре. Продолжал летописные записки по монастырю до 1827 г., из коих и можно видеть, что он сам произвел, в течении этого времени, разных необходимых построек, в монастыре, исправлений и приобретений на сумму до 3,000 р. нынешним счетом на серебро, большей частью пожертвованную от разных лиц города Енисейска и Иркутским купцом Свешниковым. При нем освящена Захарьевская церковь в 1822 г. сентября 5 дня. Во дни сего настоятеля, в 1824 году, когда отчислена Енисейская губерния от Тобольской к Иркутской епархии, посетил гор. Енисейск преосвященнейший Михаил, епископ Иркутский, Нерчинский и Якутский. Служил божественную литургию во всех градо-Енисейских церквах, не исключая монастырей. Квартиру имел в этом Спасском монастыре. Подобных архиерейских посещений до того в Енисейске не бывало в течении 50 лет. В 1826 г., в июне месяце, снова посетил здешний город тот же преосвященнейший Михаил, где освятив престол св. апостолов Петра и Павла в Христородественском девичьем монастыре и после нескольких других служений, 23 июня в 5 часу пополудни, отправился в гор. Туруханск. Путешествие это преосвященный совершил, несмотря на противные ветры и восемь служений по пути, в 1 месяц и 6 дней. В этом путешествии своем по водам р. Енисея, с судна не сходил. По возврате два раза совершал литургию в Спасском монастыре и один раз в градском соборе; 2 ч. августа отправился далее в обратный путь Этим же попечительным преосвященным и деятельным архипастырем, в вознаграждение монастырю за отданный под училище дом, исходатайствовано из Комиссии духовных училищ 2 т. руб. асс., с помощью которых в 1827 г. дома (настоятельский с братией вместе) и училищный приведены в их надлежащий вид, в каком остаются и доныне, кроме уже видимой везде обветшалости. Архимандрит Ксенофонт правил монастырем всего 28 лет 10 месяцев. Погребен 1849 г. в январе месяце, близ алтаря Спасской церкви. Над ним приличный памятник, с надлежащей надписью, на чугунной доске.
Примечание: По архимандрите Ксенофонте, согласно указа из Томской духовной консистории, от 18 марта 1849 г. по 8 мая управлял монастырем казначей иеромонах Илиодор, с тех пор и поныне настоятель и игумен Туруханского Троицкого монастыря. Старанием своим успел приобрести Спасскому монастырю, на собранную сумму, хорошей живописи, златошвейную плащаницу, ценимую в 379 руб. 42,75 коп. сер.
23. (1849 г.) Евангель, из духовного звания, Костромской губернии уроженец, по ученой степени кандидат. Этот настоятель, хотя человек деятельный и с образованием (как видно из переписки его с монастырем), будучи занят в гор. Томске другими должностями по архиерейскому дому и по консистории, не бывал в своем монастыре и не видал его. Но лично за него управлял казначей иеромонах Измаил, как и впредь до назначения нового настоятеля. Выбыл во внутреннюю Россию в настоятели же (в Угличский Покровский монастырь, Ярославской губернии), не задолго до назначения приемника (1859 г. марта 8 дня).
24. (1857 г.) Вениамин Петухов, сын Иркутского кафедрального протоирея. В непродолжительное время настоятельства своего здесь, именно по 11-е августа 1859 г., оставил след своего попечения по всем частям управления, сделав, между прочим, некоторые необходимые приобретения и исправления, как в церкви, так и вообще по экономии. Выбыл в Москву, где вскоре получил и доныне с честью проходит должность наместника кафедрального Чудова монастыря, при высокопреосвященнейшим митрополите Московском Филарете, в соединении с другими поручаемыми ему должностями.
Примечание: В промежуток до нового настоятеля достойного примечания было то (см. § 2), что полуразвалившаяся Захарьевская церковь, усердием потомственного почетного и степенного гражданина Баландина, в лучшем против прежнего виде возобновлена, с присоединением новых двух приделов с правой и с левой стороны главного алтаря, каковые по благословению преосвященного Томского епископа Парфения, и освящены в мае месяце 1860 г., при управляющем казначее монастыря иеромонахе Измаиле.
25. (1861 г.) Афанасий, ныне управляющий монастырем. Уроженец Харьковской губернии, г. Ахтырки. Поступил из духовно-учебного ведомства, быв в должностях инспектора и профессора богословских наук, в высшем отделении по семинариям: Орловском, Кишеневской (Бессарабской области), Курской и Воронежской. Имеет степень магистра богословия и диплом на эту степень. Произведен в архимандриты 1845 г. ноября 18 дня.
Как составитель этих записок долгом считаю заметить, что немногие месяцы моего здесь пребывания, ознаменовались нижеследующим замечательным событием: в 1861 г. по Высочайшему повелению, образовалась особая, отдельная от Томской – Енисейская епархия. Главная кафедра и местопребывание архиерея назначены в губернском г. Красноярске, куда и прибыл новый архипастырь, первый епископ Енисейский (из викариев первоклассной Казанской епархии) преосвященный Никодим – в 5 число января 1862 года.
Опубликовано в 1863 году.