Село Анцырь. Часть 1.
В 12 верстах от Канска – уездного города Енисейской губернии – находится село Анцырь, расположенное на южном склоне так называемых «анцырских сопок», по правому берегу реки Кана. В самом селе вливаются в Кан две речки – с восточной стороны Курьил и северо-западной Анцырь, от последней получило название само село.
Первоначальными обитателями местности занимаемой селом Анцырь были Котты, народ довольно миролюбивый. Они были приведены в подданство отрядом казаков в 1645 году под начальством атамана Евстафьева, построившего Канский острог. Юрты туземцев были разбросаны по течению реки Кана при возвышенных горах: Туему, Тымбыру, Бузырану и Шаташу. На этих местах доныне находят остатки оружий туземцев: железные стрелы и копья, принадлежности сбруи: удила и стремена и домашнего хозяйства: ножи, огнива и т.под. вещи.
В селе Анцырь ныне находится волостное правление, каменная православная церквоь и при ней приходское училище.
В конце первой половины восемнадцатого столетия свет веры Христовой начал озарять массы туземцев, обитавших вверх по реке Кану и была построена первая церковь в Канском остроге. Почти одновременно с церковью Канского острога была построена церковь в селе Рыбном в 1749 году, для переселенцев из внутренних губерний России и туземцев из рода Камасинцев. Таким путем распространялось христианство с запада на восток в Томском воеводстве. С севера на юг христианство распространялось из Енисейского воеводства, и для озарения тунгусов Тасеевского рода, бродивших в лесах по реке Тасеевой и притокам ее, светом истиной веры Христовой в первой половине 18 столетия была построена церковь в Тасеевском острожке (ныне село Тасеево), на левом берегу реки Усолки, по которой в последней половине семнадцатого столетия (в 1652-1654 годах) открыты соляные источники. До 1755 года христианство распространилось на юг до берегов Кана где была уже построена церковь в Канском остроге (основан в 1640 году). В 1755 году на восток от острога Тасеевского построена для новокрещенных тунгусов церковь на реке Чуне во имя первоверховных Апостолов Петра и Павла, в 1761-м году на юго-восток в селе Бирюсинском Красноярского заказа во имя святителя и чудотворца Николая на новооткрываемом Московском тракте, при реке Бирюсе.
Построение церкви в селе Анцырь, по близости церквей Енисейского заказа Новосельской Михайлоархангельской (в 27 верстах) и Красноярского заказа Канского острога Спаской (в 10 верстах), совершилось в то время, когда восточная часть Канского округа была уже колонизирована переселенцами из внутренних Российских губерний, а Удинский острог (основ. 1652 года) переименован в Уездный город Иркутской губернии, и крестьяне деревни Анцырской принадлежали к Нижнеудинскому уезду.
В 1808 году Нижнеудинского округа Бирюсинского Комиссарства деревни Анцырской крестьяне с жителями окрестных селений за дальностью расстояния от приходской Бирюсинской Николаевской церкви просили у Вениамина, епископа Иркутского и Нерчинского благословения построить в Анцырской деревне вновь во имя святителя Николая Чудотворца каменную церковь. Крестьяне ближайших деревень Белоярской и Харловой Енисейского округа, состоящие в приходе Новосельской Михайло-архангельской церкви, по близости расстояния от деревни Анцырской пожелали быть в приходе новостроящейся Анцырской церкви, изъявив на это свое согласие в прошении поданном Преосвященному совокупно с крестьянами деревни Анцырской Нижнеуднского округа. Иркутская Духовная Консистория для безошибочного разрешения прошения крестьян деревни Анцырской от 28-го Августа 1808 года сообщила Тобольской Духовной Консистории, требуя уведомления о том: не находит ли она каких препятствий к отчислению двух деревень Белоярской и Харловой из прихода Новосельского в Анцырский? Балаганскому же духовному правлению предписала указом на месте просимой церкви учинить следующее: «1-е) Какие именно деревни к построению церкви состоят в согласии, сверх оных деревень какие могут быть причислены по удобности, в каких приходах эти деревни состоят и сколько считается в них обоего пола жителей? 2) От трех церквей – двух Тобольской епархии Канского острога Спасской и Новосельской Архангельской и сдешней епархии Бирюсинской Николаевской в каком расстоянии находятся деревни и какие в проездах имеются препятствия и какая просителей церкви нужда ведет? 3) Откуда будущая церковь ко всегдашнему священнослужению потребное получать будет и чем священноцерковнослужители довольствоваться будут? и 4) Обязываются ли построители для священноцерковнослужителей встроить дома собственным кочтом?» Балаганское духовное Правление по получении Указа Иркутской духовной консистории поручило закащику оного священнику Преловскому произвести следствие о постройке церкви в деревне Анцырской.
30 Декабря 1808 года Балаганское духовное правление представляя в Иркутскую Духовную Консисторию произведенное закащиком Преловским следствие докладывало: «первое. По ведомости о количестве будущих прихожан Анцырской церкви, деревень, домов, и жителей и расстояния надлежит быть: 1) Поимская, 2) Нижнеилгашевская, 3) Иланская, 4) Карапсельская, 5) Перевозная, 6) Подъаяйская, 7) Анцырская, 8) Белоярская, 9) Харловская, 10) Пермяковская и 11) Курышинская. При всех 11 деревнях 400 домов и в них жителей мужского пола 1141 и женского 983. Второе. По подписке, данной жителями деревень Анцырской, Подъаяйской, Белоярской, Харловой, Пермяковой и Курышинской, оказалось, что хотя Канская Спасская церковь по близости некоторый деревень, но за разлитием в летнее время вод и наипаче в вешнее в проход льда, а в осеннее при покрытии реки льдом доставать для треб священника неудобно и от приходской их церкви Бирюсинской Николаевской дальность расстояния, а потому необходимая есть надобность в построении церкви, при которой будущих Священноцерковнослужителей обязываются они довольствовать каждый год хлебной ругой с венца по четыре пуда круглой ржи на весь причет, сенокосной земли на 500 копен, пахотной земли тридцать десятин и дома им построить своим кочтом (При составлении нового распределения приходов и при них штатов для улучшения быта духовенства не бесполезно было бы обратить внимание на обеспечения, какие даны крестьянами духовенству при постройке церквей и на основании давности, считать их обязательными для прихожан), а церковь снабдить старостой, и просвирнею и содержать всем потребным.
Между тем Тобольская Духовная Консистория от 2 Декабря 1809 г. сообщением уведомила Иркутскую Духовную Консисторию, что «за отчислением двух деревень Харловой и Белоярской к Анцырской церкви, при Новосельской церкви Тобольской епархии число дворов остаться имеет не указное, а хотя вместо их и быть найдено по близости деревне Улюкской Тасеевского прихода, но жители перейти не желают, то Консистория и не имеет основания учинить им назначения быть в приходе Новосельском». Причисление деревень Белоярской и Харловой в приход Анцырский не могло быть препятствием к постройке церкви в деревне Анцырской потому что и за отсавлением сиз деревень в приходе Новосельском, в приходе Анцырском должно остаться еще девять деревень на пространстве от 2 до 70 верст. Вследствие этого Иркутская Духовная Консистория по получении отрицательного отзыва от Тобольской Кон. постановила: «хотя Тобольская Духовная Консистория две означенные деревни Белоярскую и Харловскую за малостью прихода Новосельской церкви причислить к Анцырской церкви не согласилась, но в дозволении к построению в Анцырской деревне церкви препятствия не находится, ибо кроме тех двух деревень – Белоярской и Харловой – при новой церкви быть имеет домов 305 и в них жителей мужского пола 978 и женского 798. А по силе указа Святейшего Синода 8 Сентября 1796 года, полагая на каждый дом по четыре души мужского пола составляется домов 244, а при таком количестве указом Св. Синода 26 Сентября 1778 года повелено: на построение вновь церквей в таких селениях, в коих приходских не менее ста дворов быть имеет, и те селения от приходских церквей в расстоянии не ближе 20 верст находятся давать дозволения не представляя Святейшему Синоду. По сему Духовная Консистория к Его Преосвященству доставила мнение, что и по изъясненным просителями резонам и по указанному количеству приходских домов построить церковь дозволить им можно, для чего ныне об отводе, как под кладбище новой церкви, так под следующее содержание будущих при ней священноцерковнослужителей, земли сообщить в Иркутское Губернское Правительство. На таковом мнении Духовной Консистории Его Преосвященство надписать изволил: «по получении указа Иркутской Духовной Консистории дало знать просителям для исполнения вышепрописанного с тем, чтобы на будущее время они помимо сего правления бумагами к Епархиальному Начальству не ходили, а доносили бы духовному правлению (Указ от 8 Июня 1810 года за №235). Подлинный указ подписали: священник Иаков Преловский, второприсутствующий священник Михаил Шайдуров.
Не смотря, однако, на отках Тобольской Духовной Консистории об отчислении деревень Белоярской и Харловой из Новосельского в приход Анцырский обе эти деревни вследствие ли собственного их ходатайства, или осмотренного Епархиальным Начальством неудобства для крестьян деревень Белоярской и Харловой, вместо Ближайшей Анцырской церкви (от 7 до 15 верст), состоять в приходе Новосельской церкви от 20 до 25 верст), только в 1813 году, за два года до освящения храма в деревне Анцырской, велено отчислить из Новосельского прихода деревни Белоярскую и Харлову, а на место оных пополнить приход Новосельский числом приходских дворов и душ из ближайших к нему селений, по согласию жителей (Указ. Тобол. Дух. Консистории 6 Сентября 1813 года № 1789).
Когда именно и кем была заложена каменная церковь в селе Анцырь, в архиве церковном не сохранилось письменных актов и нет грамоты на основание храма; только то известно, что вновь строящаяся Анцырская Николаевская церковь состояла в ведении Балаганского Духовного Правления, в заказе Заларинской Николаевской церкви Благочинного священника Иоанна Преловского до открытия духовного Правления в городе Нижнеудинске в 1816 году. Закладка храма последовала не ранее 1811 года и постройка продолжалась пять лет. По окончании постройки храма. Преосвященный Михаил, Епископ Иркутский и Нерчинский грамотой, выданной в 19 день Сентября 1815 года за № 1106 благословил Иркутского Кафедрального Богоявленского Собора священника Илию Орлова новосозданный храм освятить. Содержание грамоты следующее: «Божией Милостью Михаил, Симренный Епископ Иркутский и Нерчинский трр. Иркутской епархии, Иркутского Кафедрального Богоявленского Собора священнику Илие Орлову. Сего Сентября 10 дня присланные к нам Нижнеудинского уезда Бирюсинской волости Анцырского участка приходские люди прошением представили, что сооружаемая в Анцырской слободе каменная церковь во имя Святителя Николая Чудотворца постройкой и украшением приведена в совершенство и к освящению оных храм состоит в готовности, просили на освящение означенного новым святым Антиминсом повеления. Того ради благословляем: Вам священнику Илие означенный храм во Имя Святителя Николая Чудотворца посланным при сей грамоте святым Антиминсом, поставя престол в указанную меру, жертвенник по пропорции места, по церковному чиноположению освятить и когда освящен будет о том нам отрапортовать. Во свидетельство чего за подписом руки и приложением печати нашей дана сия грамота в богоспасаемом граде Иркутске, лета от рождества Христова 1815-го Сентября в 19 день». На сей грамоте совершившим освящение храма положена следующая надпись: «Каменная церковь во имя Святителя и Чудотворца Николая по сей грамоте освящена соборне 1815-го года Октября 23 дня. Освящал Иркутского Богоявленского Кафедрального Собора Иерей Илия Орлов т подписал своеручно».
Радость и ликование Анцырских прихожан об освящении храма, по рассказам стариков, были неописаны: с построением церкви в селе Анцырь крестьяне, жившие в деревнях, по правому берегу реки Кана, и поселившиеся на Московском тракте, освободились от обременительной и чрезвычайно тяготной для них поездки в приходскую Бирюсинскую Николаевскую церковь при совершении браков от 70 до 280 верст, соединенной с значительной тратой времени и боьшими издержками; при назначении приходского священника избавились неприятной для них докучливости ближайших священноцерковнослужителей Канского острога и Новосельской Михайло-архангельской церкви при исполнении неотложных христианских треб за отдаленностью приходских священноцерковнослужителей, так как священноцерковнослужители Канской и Новосельской церкви, состоя в другой епархии, при исполнении требоисправлений в своих приходах, частовременно были вынуждены отказывать Анцырским прихожанам в их просьбах и частью в предотвращение могущих между ними и Бирюсинскими священноцерковнослужителями возникнуть столкновений и жалоб, влекущих за собой неприятные последствия. Само местоположение украсилось построением на берегах реки Кана двух каменных церквей (В Канском остроге каменная церковь во имя Нерукотворенного Спасителева Образа освящена за год перед освящением Анцырской Николаевской церкви 5 Июля 1814 года), смотревшихся одна на другую с противоположных берегов и разливавших вокруг себя благоухание святыни христианской между остатками просвещенных святым крещением туземцем-язычников.
Опубликовано 23 сентября 1872 года.