Село Манаш.
Степные Камасинцы, обитавшие в верховьях реки Кана, с построением в прошлом столетии первого храма в Канском остроге стали принимать христианство. Из татарских юрт, разбросанных по левому берегу реки Кана при возвышенных горах Рахмановой, Манаше и Подъенде, в последствии, при заселении Сибири переселенцами из Российских губерний и водворяемыми ссыльными, образовались крестьянские селения. Деревня Манаш первоначально была расположена при устье речки Манаша в 2 верстах, вниз по течению реки Кана, от занимаемой ныне селом местности. Узкая лощина речки Манаша, окруженной высокими горами, сделалась не удобной и недостаточной для поселения, вследствие этого деревня Манаш с северной стороны горы Манаш перенесена на восточную и расположена на обширной долине по левому берегу Кана.
Село Манаш находится в 43 верстах от уездного города Канска на юг. В нем считается 63 двора и более 300 душ обоего пола жителей. Каменная церковь, виднеясь с отдаленных гор, придает особенную красоту местности занимаемой селом Манашем.
Построение церкви в селе Манаше, не смотря на малочисленный приход, образовавшегося из села и двух ближайших деревень Рахмановой и Береминской (она же Подъянда), совершилось в конце прошлого столетия, но когда именно был обоснован первый храм, по истреблению церковных актов пожаром, определить с точностью не возможно, достоверно лишь то, что постройка храма Божьего последовала не ранее 1790 года.
Первая церковь была деревянная с особо построенной от ней колокольней. 14 Ноября 1804 года первая церковь сгорела почти со всей утварью и иконостасом. От истребления пожаром осталась целой колокольня и ней пять колоколов, из коих самый большой весил 14 подов 25 фунтов. Во время пожара успели вынести из храма Евангелие медное полуженное, с пятью изображениями на финифте и напрестольный крест из латуни, пять икон, а именно: Крест запрестольный и Богоматери ч рукоятями, Святой Троицы, Михаила архангела и святителя Николая, медную водосвятную чашу весом в 2,5 фунта и кропило. Кроме того несколько различных вещей и богослужебных книг. Пожар произошел от не острожного церковного сторожа, который затопивши печь ушел из церкви. Вероятно поступок трапезника был чрезвычайно небрежен и совершенно не извинителен, и потому он был привлечен к ответу и по судебному решению наказан кнутом через палача в селе Манаше. Небрежность церковных сторожей, дозволявших себе не только с сторожках, устроенных внутри колокольни, ни и в самих церквах делать разную хозяйственную работу посуду, нередко лошадиную сбрую и сани, вызывала строгие распоряжения со стороны епархиальных архиереев. Так Преосвященный Амвросий, Архиепископ Томский в 1807 году предписал, чтобы при всех церквах были устроены для караула особенные сторожки, а в церкви отнюдь никому не спать под опасением жесточайшего наказания (Ук. Красн. Дух. Прав. 6 Февр. 1807 г. № 300). Не лишено интереса распоряжение того же Преосвященного относительно заготовления самих дров для отопления церковных печей. Поэтому предмету, в том же 1807 году, дано Преосвященным духовной консистории следующее предложение: «по селам, состоящим в лесных местах прихожане обязаны отапливать церкви без покупки дров по раскладке, вывозкой с тех лесов коими сами пользуются, а особливо в зимнее время, дабы могли в течении лета просохнуть; и в постное время, когда говеют, оные по пропорции церкви рубить и в костры складывать.» (Ук. Кр. Дух. Прав. от 26 Апреля 1807 г. № 523).
На место сгоревшей деревянной церкви и вследствие Высочайшего повеления состоявшегося в 1800 г. коим воспрещалось строить деревянные церкви, прихожане Манашенского прихода пожелали строить каменную церковь и составив общественный приговор на избранных из среди своей строителями крестьян Гаврила Воронина и Антона Коновалова вошли прошением к Тобольскому епархиальному начальству через Красноярское духовное правление. Духовное правление от 2 Июня 1806 года дало знать просителям о дозволении Епархиальным Начальством построить, вместо сгоревшей деревянной, каменную церковь, выслав при этом сборные книги для сора доброхотных подаяний на построение храма. От 3 Декабря 1806 за № 1012 Красноярское духовное правление на имя местного священника Иоанна Евтифеева и строителей крестьян Гаврила Воронина и Антона Коновалова дало приказ следующего содержания «Сего Декабря 3 числа присутствию духовного правления докладываю, что по Указы Тобольской духовной консистории о дозволении строить в Манашенском селе каменную церковь, когда под пашню и сенокос тридцать-трехдесятинная земля будет отведена и утверждена, хотя для объявления просителям из сего правления от 2 июня и было предписано, но означенный отвод учинен ли и приготовляются ли к построению церкви нужные материалы правлению неизвестно. Приказали: Вам священнику Евтифееву и строителям предписать вторично с тем, чтобы Вы если земля отведена, старались заблаговременно заготовлять на фундамент камень и кирпич и известку, и какие в том успехи будут правлению обстоятельно рапортовать».
Малочисленность прихожан Манашенской церкви, обширный храм по плану и фасаду, исправленный в последствии для красоты и прочности в архитектурном отношении Томским губернским архитектором Раевским, требовавший значительной суммы на постройку оного, были следствием того, что Манашенские прихожане, не смотря на пособие со стороны епархиального начальства выдачею сборных книг для испрошения доброхотных подаяний на построение храма, при всей готовности и усердии к скорейшей постройке храма Божьего, не ранее могли начать саму постройку оного, как спустя семь лет. Заложение храма последовало 1 Августа 1813 года, постройка храма шла неспешно и окончилась через шесть лет. К великой радости Манашенских прихожан и сердечному утешению окрестных жителей новосозданный в селе Манашенский храм освящен в 1819 году, по благословению Амвросия, Архиепископа Тобольского и Сибирского, 5 Декабря на кануне храмового праздника в честь святителя и чудотворца Николая, Красноярским протоиреем Михаилом Кремлевым, при втором уже настоятеле Манашенской церкви о. Илие Евтифееве, родном сыне священника Иоанна Евтифеева, при котором сгорел первый деревянный храм.
Каменный храм имеет в длину 12,5 саженей с колокольней, шириной 4 сажени и вышиной 7 саженей; колокольня четырехугольная вышиной 9 саженей. На колокольне, церкви и алтаре железные кресты вызолоченные на гульфарбе. Первоначально церковь была покрыта тесом, а в 1858 году перекрыта железом, выкрашенным зеленой краской.
В 1832 году приход Манашенский пополнился построением казенного Тарайского поселения, расположенного по реске Тарае в четырех верстах выше села Манаша. В деревне Тарае считается более ста домов и 700 душ жителей обоего пола. С водворением ссыльнопоселенцев в деревне Тарае появились в приходе Манашенском раскольники различных согласий и другие сектанты. Ленивые, беспечные и привыкшие к скитальческой жизни поселенцы из раскольников удалились в тайгу для богомоления и при речке Туманчете, впадающей в р. Бирюсу, построили часовню. Выходя по временам из тайги они собирали у крестьян подаяния хлебом и другими съестными припасами, или выменивали на рыбу добываемую в Туманчете. С водворением в 1855 году переселенцев из Вятской губернии, поселившихся в деревне Кочерниной при реке Пойме, в количестве свыше 400 душ обоего пола, раскол начал усиливаться. Безпоповщинского согласия поселенец Ярин, принявши скопчество, стал распространять скопческую секту между Тарайцами, и увлек в нее крестьянина из поселенцев Филиппа Шапкова, который, не принимая с женой своей оскопления, склонил к нему троих сыновей, невесток и дочерей. Все они оскоплены скопцом Яриным в конце 1869 и в начале 1870 года, а в 1872 году, по решению Правительствующего Сената, с лишением всех прав состояния, сосланы на житье в Якутскую область. Филипп Шапков с ревностью и фанатизмом известного Плотицина распространял скопчество между Тарайцами, но промысел Божий разрушил вскоре козни слепотствующего изувера, предав его в руки правосудия. Для увещания Тарайцев в 1870 году, по распоряжению Преосвященнейшего Никодима, Епископа Енисейского, был командирован Кафедральный протоирей Красноярского Богородице-Рождественского Собора Василий Дмитриевич Касьянов, который вместе с благочинным протоиреем Канского Спасского собора Димитрием Евтихеевым и местным священником села Манаша Тимофеем Подкопаевым 1 Февраля, по окончании Литургии в Манашенской церкви, ездил в деревню Тарайскую и после краткого молебствия в собрании многочисленного общества крестьян деревни Тарайской преподал им наставления к добродетельному христианскому житию и к удалению себя от мнений наставников скопческой секты, противных божественной истине и душевредных. Местный священник о. Тимофей Подкопаев в течении года велсобеседования с Тарайцами о христианской вере и нравственной жизни и труды его увенчались полным успехом: между Тарайцами, благоударение Господу, не слышно уклонений от христианской веры и скопчество прекратилось.
Церковь Манашенская со дня освящения храма существовала без всякого исправления до 1858 года. В сем году деревянный иконостас вновь исправлен и выкрашен лазурью на масле и в некоторых местах зеленым кроном, резьба рамы для икон вызолочена на полименте. Особое усердие к благолепию храма оказала села Манаша вдова крестьянская жена Евдокия Евстафьева, устроившая в 1863 году серебряную подзолотом ризу на местную икону святителя и чудотворца Николая, весом в 7 футов и 33 золотников, стоящую 336 руб. 66 коп. Примеру ее последовал приемный сын ее крестьянин села Манаша Ефим Зыков, пожертвовавших в 1869 году четыреста рублей на устройство серебряной вызолоченной через огонь ризы на местную же икону.
В селе Манаше с 1863 по 1871 год была церковно приходская церковь, в которой обучались крестьянские мальчики и девочки. Ныне школа закрыта, по случаю прекращения выдачи пособий из Уринского волостного правления на содержание школы и приходское духовенство духовенство прекратило обучение детей прихожан молитвам и догматам христианской веры. Преосвященный Антоний, Архиепископ Тобольский, заботясь о научении православных христиан молитвам и догматам православной веры, в 1803 году препроводил в Тобольскую духовную консисторию весьма замечательное предложение следующего содержания: «каждый священник читал бы в слух ясно и раздельно молитву Господню, заповеди и Символ веры в церкви своей, когда кончит утреню, вечерню или Литургию, и это делал бы с благоговением стоя на амвоне, как читают проповеди и повторяя одну молитву или заповедь несколько раз, пока многие из слушающих выучат на память и потом начинал бы читать далее, что следует из молитв или символа веры; но как обучение сему есть дело святое требующее душевной охоты и усердия от слушающего, то священник и должен наперед согласиться с прихожанами, а особливо со старшими и набожнейшими, в какие дни и после каких служб они желали бы от него слушать молитвы и прочее, причем родителям и старшим с христианской любовью внушать, чтобы он заставляли свои семейства со вниманием слушать, напоминать и то, что незнающие молитв не могут быть удостоены браковенчания, по силе узаконений, которые и должно священнику наблюдать, а не поблажать незнающих ради скверного прибытка к нареканию на свой чин, ко вреду душевному себе и детям духовным и осуждению себя перед законами, когда донос последует о поблажке в сем случае прихожанам (Ук. Тоб. Дух. Конс. От 30 Июля 1803 года за № 1540).» Не бесполезно, если бы пастыри церкви Христовой настоящего времени приняли к руководству и исполнению архипастырское наставление, тогда, быть может, между неграмотными христианами менее встречалось бы таких, которые не только имеют слабые понятия о вере христианской, но совершенно не знают главнейших и нужнейших молитв христианских.
3 Июля 1870 года над селом Манашем разразился сильный удар грома и повредил несколько северо-западный угол колокольни Манашенской церкви отколов кирпичи в длину на один аршин и в углубление на одну четверть, другого же повреждения, по молитвам Святителя Николая, не последовало и туча склонилась на восток.
С построением храма в селе Манаше настоятелями Манашенской Николаевской церкви были:
Священник Иоанн Евтифеев служащий при сей церкви в конце 1790 и в начале 1810 годов.
Приемником его служения был родной сын его Илия Иоаннов Евтифеев, который в 1803 году 26 Ноября находился при сей церкви причетником. По смерти родителя своего 16 Апреля 1816 года Амвросием Архиепископом Тобольским и Сибирским рукоположен во священника к сей же церкви. Скончался в 1839 году и погребен в церковной ограде. Сын его Петр был дьячком при сей же Манашеской церкви. Дети Петра: Иоанн служил пономарем при Манашенской церкви и Василий воспитанник Томской Духовной семинарии священником села Иркутского Богородице-Казанской церкви в Красноярском округе. После смерти о. Илии Манашенский приход три года оставался без священника и состоял в заведовании священников города Канска села Ирбейского и Уринского.
Священник Иоанн Афанасьевич Попов уроженец заштатного города Илимска. По увольнении из низшего отделения Иркутской духовной Семинарии в 1832 году 31 Августа определен дьячком в Канский Спасский СОБР. О. Иоанн, состоя дьячком при каннском соборе по свидетельству от Иркутского Епархиального Начальства, открыл в своем доме школе для обучения детей прихожан Закону Божьему, Русской Грамматике, Арифметике, чтению и письму и занимался преподаванием уроков в домах прихожан. Многие из учеников его сделались хорошими гражданами и с благодарностью вспоминают о своем воспитателе-наставнике. 30 Августа 1842 года, в первый проезд по епархии, Преосвященным Афанасием, Епископом Томским и Енисейским при служении в Градо-Канском соборе рукоположен в диакона, а 13 Сентября того же года во священника в Красноярском Воскресном Соборе. Скончался 10 Июля 1844 года и погребен в церковной ограде Манашенской церкви.
Священник Петр Евфимиев Закоурцев, перемещенный из села Новосельского Канского округа 28 Сентября 1844 года. Он управлял Манашенской паствой семь лет. Скончался 9 Июля 1850 года и погребен в церковной ограде. По смерти его приход Манашенский опять находился под ведением заведовавших священников в течении двух лет.
Иоанн Иоаннов Шангин уроженец Сибирский Кежемского края Енисейского округа. Воспитанник Иркутской духовной Семинарии 1850 года. Марта 10 числа 1851 г. Преосвященным Афанасием, Епископом Томским и Енисейским рукоположен в диакона к Градо-Красноярскому Воскресенскому Собору. 1852 года в Марте же месяце рукоположен в священника тем же Преосвященным. Скончался в 1854 году в городе Красноярске. После его смерти Манашенский приход был под ведением Священников соседних церквей Канской Соборной и Уринской Троицкой до 1 Октября 1855 года.
Максим Прохоров Никольский, уроженец Калужской Губернии Мосальского уезда. По окончании курса в Калужской духовной Семинарии, в 2 разряде в 1852 году, принят в Томскую епархию 14 Октября 1854 года. 6 Сентября 1855 года Преосвященным Парфением, Епископом Томским и Енисейским рукоположен в священника к Манашенской Николаевской церкви. В 1855 перемещен в село Тырбышь Канского округа.
Тимофей Миронов Подкопаев, уроженец Калужской Губернии и воспитанник Калужской Духовной Семинарии 1854 года. 11 сентября 1855 года Преосвященным Парфением, Епископом Томским и Енисейским рукоположен в священника к Конторской Николаевской церкви, что при речке Бирюсе. После сгоревшей 13 Августа 1862 года в селе Конторском столетней деревянной церкви, пастырь сей весьма много заботился и потрудился для созидания нового храма весьма благолепного, и еще на дымящихся главнях от сгоревшей церкви, собрал весьма значительную сумму. К сожалению недостаток средств содержания в Конторском приходе для двух многосемейных священников побудил о. Тимофея оставить служение в Конторском приходе, и 15 Марта 1865 года он перемещен к Манашеской церкви. За долголетнее и честное служение 13 Июля 1872 года награжден набедренником.
Прошло сто лет и в Манашеском приходе не осталось блуждающих в тьме языческого неверия; христианство устнами служителей веры Христовой насаждено и пустило глубокие корни. Правда гнездятся еще семена раскола, занесенного из пределов России, но уповаем на благодать Божью, что она откроет очи слепотствующих и они в утро или полудни придут во двор церкви Православной.
Протоирей Димитрий Евтихиев.
Г. Канск. 14 Ноября 1872 год.
Опубликовано 27 января 1873 года.