Село Маковское
В нынешнее обозрение церквей енисейского округа преосвященнейшим Антонием, епископом Енисейским и Красноярским, его преосвященство посетил село Маковское, стоящее на запад от г. Енисейска в 90 верстах, при реке Кети. Дорога в с. Маковское самая неудобная, поросла сплошным лесом, большой сочной и густой травой, покрыта болотами и в некоторых местах сплошной тайгой. От села Ялани, в 30 верстах от города, дорога в Маковское круто поворачивает на запад, пересекается родниками и небольшими речками, вытекающими из болот, на которых, вместо мостов, набросан круглый лес, на половину изгнивший от времени; более заметные речки: Рыбная, Антошкина, Хмылевка, но вода в них не совсем доброкачественна.
Село Маковское расположено на правой стороне р. Кети, замечательной судоходством в начале настоящего столетия и в не давнее время пароходной пристанью для товаров, привозимых с Ирбитской ярмарки, и отправкой чаев в Россию. Село расположено на двух высоких холмах, в нем 43 двора крестьянских, 97 душ мужского и 102 д. женского пола жителей. На северной стороне села красуется старинная, деревянная большая церковь (Колокольня, стоявшая отдельно, разобрана и употреблена на отопление храма), к сожалению любителей и чтителей редких священных древностей наших, давно уже оставленная без исправления и доведенная до разрушения. Церковь сия была построена, вместо сгоревшей деревянной же, в 1775-77 годах, по благословению Варлаама, епископа Тобольского и Сибирского и до сих пор стоит, точно свеча в небе, хотя уже развенчанная и лишенная крестов; блестят на ней одни лишь главки, обитые белым железом. Не понятно вследствие чего явилось желание у кого-то строить новую церковь, имея столь величественный и грандиозный древний храм, требовавший незначительного исправления. Желание это построить новый храм решительно ни чем не может быть оправдано, и есть не более как произвол своеволия, который, к прискорбию, во время не был сдержан местной духовной администрацией, вследствие чего памятник отдаленной древности бесследно должен уничтожиться. Новая деревянная же, церковь построена в 1864 году и освящена в июне месяце преосвященнейшим Никодимом, епископом Енисейским и Красноярским в сослужении о. кафедрального протоирея В.Д. Касьянова, местного благочинного Енисейской Воскресенской церкви, священника Илии Хнюнина, священников: села Ялани Н. Тарасова и местного В. Дроздовского. В Маковской церкви замечательна своей древностью икона Нерукотворенного Спасителева образа, принесенная первыми обитателями села Маковского в начале прошлого столетия. Икона длин. 5, шириной 4 четвертей, украшена сребропозлащенной ризой. Церковь в с. Маковском в честь Покрова Пресвятой Богородицы, с одним престолом.
Причт сей церкви исстари состоял из одного священника и причетника. В прежнее время, когда остяков по р. Кети жило больше и промыслы у низ были лучше, причт имел достойные средства к содержанию. Но в настоящее время аферисты из местных торгашей решительно обирают остяков, и они не в состоянии уделять что либо на содержание приходского духовенства. На содержание духовенства, кроме получаемого от казны жалованья 235 р. в год, из дач крестьянских отмежевано 32 десятины сенокосной земли и 120 пудов собирается хлебной руги, которая не всегда крестьянами исправно платится за неимением хлебопашества. Добровольные доходы самые скудные, вследствие этого содержание причта самое скудное и бедственное. В село Маковское определяют причт больше из слабоватых в поведении и штрафованных, но и они через год-два оставляют приход. Между тем остяки – религиозный народ и кадогодно приходит в село Маковское весной для исполнения христианских треб за 400 верст. Хорошо было бы на месте бывшего Лосино-борского монастыря, в расстоянии 150 верст ниже Маковского по р. Кети, или Маковских юртах, в 320 верстах, куда преимущественно собираются на суглан остяки, построить молитвенные дома с алтарем, для совершения литургии на походном антиминсе. Этим устранилось бы затруднение для остяков, являться в приходской храм для исполнения христианского долга исповеди и св. причастия и совершения браков за сотни верст, в крайнему для них отягощению и значительной потере времени и издержкам. Духовенству Маковскому уравнять содержание от казны с духовенством Туруханского края, в уважение исключительного его положения, чрезвычайных трудов и значительных разъездов по отдаленным остяцким улусам и безвозмездного совершения христианских треб у остяков.
В приходе маковском считается, кроме села, деревни: Филипова 3 двора, 6 д. муж. и 10 д. жен пола, Ворожейкина 10 двор., 30 д. муж. и 21 жен. пола, Ломноборская (она же монастырь) 4 двора, 12 д. муж. и 16 д. женского пола. Остяков: Налимских юрт 6 д. 18 муж. и 14 жен. пола, Урюпинских 6 юрт, 10 д. муж. и 15 жен пола, Глазковских 5 юрт, 7 муж. и 9 жен. пола, Марковских 7 юрт, 18 муж и 16 жен. пола, Колокольнинских 3 юрты, 9 муж. и 8 жен. пола. Крестьяне Маковского прихода не имеют хлебопашества, занимаются промыслом рыбы, сбором ягод и орехов. Маковская брусника считается лучшей и продается от 2 до 4 р. за пуд. Звероловство не значительно. Ясачные остяки преимущественно занимаются звероловством и рыбной ловлей. Летом остяки живут в селе Маковском, и работают на своих эксплуататоров – Енисейского мещанина М. Ст. крестьянина О. Мак. из-за куска хлеба, к осени уплывают в свои юрты и уходят в леса. С наступлением зимы они возвращаются с добычей в свои юрты и к ним являются эксплуататоры с вином и гнилым товаром, спаивают остяков тошнотворной влагой и обирают у них всю пушнину и рыбу. Влияние эксплуататоров на остяков весьма сильно и вредно отражается как на материальном, так и нравственном их состоянии. Пора бы, кому надлежит, положить конец этому безнаказанному обирательству несчастных остяков!
Село Маковское, вследствие неудобной дороги, редко посещают архипастыри. Впрочем бывали в Маковске преосвященные – Афанасий Томский и Енисейский, Никодим и Павел, епископы Енисейские. В нынешнюю визитацию преосвященнейший Антоний, епископ Енисейский и Красноярский прибыл в село Маковское 20 июля, в 6 часов пополудни, с небольшой свитой. С вечера совершено было бдение при стечении более ста человек маковцев. После всенощной преосвященнейший пожелал осмотреть окрестности села Маковского, отправился, на двух лодках в верх по р. Кети, а за ними отправилась рыбачья лодка. Засветло успели проплыть 6 верст, откуда владыка возвратился в село и, чувствую ослабление сил после дурной дороги, уклонился на ночлег. 21 июля, в субботу, в 5 часов по полудни, преосвященнейший совершил литургию, в сослужении протоиреев: ключаря кафедрального собора А. Угрюмова, Енисейского, местного благочинного, Д. Евтихеева и священников: села Ялани Н. Тарасова и местного И. Ястребова. Литургия окончилась в 7 часов утра. Столь раннее служение вызвано теми соображениями, что из села Маковского нужно сделать переезд, в течении дня, до села Бельского, в 130 верст, и на путеследовании совершить всенощное бдение в церкви Чалбышевской, находящейся в ста верстах от с. Маковского. При обозрении епархии преосвященнейший Антоний каждодневно совершает богослужение в сельских церквах, отправляя всенощное бдение в одной, а литургию в другой церкви, делая переезды не редко от 25-130 и более верст в день. При солидных летах архипастыря, такие переезды, при неудобных дорогах, утомляют его; но владыка удивительно вынослив и терпелив, во время же служения, особенно божественной литургии, в нем проявляется неподражаемая бодренность и крепость. Указывая на столь значительные переезды архипастыря от одной церкви до другой, при каждодневном отправлении богослужения к ряду в течении целого месяца, при неудобных дорогах, бесчисленном множестве ядовитых насекомых, мы фактически опровергаем то ложное мнение, что совершаемые разъезды епископов для обозрения церквей представляют собой не более, как вояж предпринимаемый для собственного удовольствия и развлечения.
По окончании литургии владыка возвратился в дом священника, у которого имел ночлег с о. ключарем. Собрав сведения о приходе и религиозном состоянии прихожан, равно о пастырской деятельности и благоповелении приходского духовенства, владыка сделал назидание и поощрение духовенству, а прихожанам дал внушение к соблюдению правил религиозной и нравственной жизни. Затем угостил сослужащих пирогом из пойманной вечером отличнейшей свежей рыбы; у домохозяина же, к сожалению, не было в запасе ни одной рыбицы. В 8 часов по полуночи преосвященнейший, со свитой, отъехал из села Маковского, провожаемый почти всеми жителями.
Протоирей Дим. Евтихеев.
Г. Енисейск, 6 сентября 1879 г.
Опубликовано 10 ноября 1879 года.