Архив и Святыни Бельской Сретенской церкви.
Из благословенной грамоты, на заложение каменного храма, Преосвященного Михаила видно, что после пожара, 29 Января 1786 года испепелившего деревянный Бельский храм, не осталось ничего письменного. Архив начинается после пожара, с 11 Февраля 1786 г., и за первые годы крайне беден, и заключает в себе лишь одни начальственные распоряжения временного значения; но и тех весьма мало.
При сем прошу позволения представить просвещенному вниманию редакции следующее: в имуществе Бельской церкви есть серебряный с св. мощами крест; по кольцу, имеющемуся при нем, видно, что он – наперсный, четвероконечный, мерой около 3-х вершков, весом 29 золотников. Изображения на нем гладкие, писаны чернью, в таком виде: на лицевой стороне: на вершине Распятия – петель поющий, ниже – хартия с буквами: I. N. R. I.; около десницы Распятого Господа – рука, вооруженная бичем, у шуйцы – сосуд с отцом; стопы Спасителя сложены одна на другую, и пронзены одним гвоздем; под Распятием – глава Адамова на костях, увенчана венком и снабжена крыльями. На обратной стороне: вверху изображение Нерукотворного образа Спасителя в средине Богоматерь стоит на пьедестале, в руках Ее сжат плат, меч пронзает Ее сердце; с правой стороны Ее – перекрещены светильник и палица, и подле – три, кубические формы, сребреника с точками 3, 5-ю и 6-ю. С левой стороны Богоматери – молот перекрещен с клещами, и фонарь. Внизу, под пьедесталом Богоматери перекрещены столб с лестницей. Внутренность Креста, открывающаяся обратной стороной, обложена гладким бархатом и плетеной канителью, и сделаны гнезда; в некоторых из них вложены частицы мощей.
Когда, откуда и как поступил этот крест в имущество Бельской Сретенской церкви, нет указания в архиве церковном, нет и предания об этом. В первой, по времени, описи имущества церковного, которая впрочем не более, как только перечень вещей, составленной в 1810 году, этот крест уже значится, но с указанием только веса его, а без указания даже и того что в нем есть св. мощи.
По форме и кольцу, этот крест – наперсный. Но кому он может быть усвоен? Если это – Архиерейский енколний, то чем объяснить латинский характер изображений?
Представляя редакции возможно подробное описание святыни, хранящейся в Бельском храме, я покорнейше прошу от сведующих лиц указаний, полезных и нужных для продолжения изысканий. – 3-го Октября 1872 года
Бельской Сретенской церкви
Священник Александр Назанский.