Село Шалаевское.
В Канском округе, на северо-востоке, по течению реки Бирюсы (называемой Оной) раскинуты тринадцать деревень, известных под названием Онских селений. В середине Онских селений, на утесистых берегах находятся две небольших дерквушки, носивших одно общее название «Ярки», расположенных одна от другой в трех верстах по правую (Пахомова) и по левую (Шалаева) сторону реки Оны. В последней деревушке Шалаевой, 10 Ноября 1867 года, по благословению Парфения, Епископа Томского и Енисейского, разрешено построить церковь, с образованием в Онских селениях самостоятельного прихода, отдельного от прихода Чунского, в состав которого входили Онские селения.
Онцы, потомки тунгусов Енисейского округа, обитавших по реке Тасеевой и ее притокам, — которые в 1754 году, через Енисейского заказчика протоирея Даниила Вазлуцкого ходатайствовали у митрополита Тобольского Силивестра «о построении в средине из волостей святой церкви». Спустя пятьдесят лет после построения деревянной церкви в деревне Балтуриной на реке Чуне, имели намерение построить каменную церковь в деревне Лапиной, в шести верстах от деревни Шалаевой вниз по течению реки Оны. Желание Онцев не осуществилось, вследствие противодействия первого священника Чунской Петропавловской церкви Иоанна Попова. В церковных документах Чунской Петропавловской церкви по сему случаю сохранился приказ Енисейского Духовного Правления Чунскому священнику Иоанну Попову 18 августа сего 1805 года за № 239, следующего содержания: «18 Августа сего 1805 года прихожане Петропавловской (Чунской) церкви деревни Поимской и Треминой крестьяне Марко Мутовин и Михайло Каверзин, явясь в Енисейское Духовное Правление объявили, что оной церкви от прихожан с общего согласия выбраны они для просьбы о построении при Оне реке в деревне Лапиной, вместо Петропавловской, церкви вновь каменной, в тоже именование. О чем на них за руками и выбор дан был, который при поезде из в Енисейск удержан Вами, и для того в сем Правлении приказали: послать в Вам священнику Попову приказ и велеть оный выбор представить в сие Правление при рапорте немедленно». Подписал Архимандрит Никодим. Неизвестно отослал сей священник Попов в Енисейское Духовное Правление заручный выбор о построении церкви в деревне Лапиной, или Духовное Правление встретило затруднение к ходатайству у епархиального начальства о разрешении построить каменную церковь в Онских селениях, или сами Онцы нашли для себя обременительным построить каменную церковь, а деревянные церкви Высочайшим повелением 25 Декабря 1800 года строить было воспрещено, только постройка церкви в Онских селениях не состоялась.
Еще с большими затруднениями осуществилась постройка церкви, разрешенной 10 Ноября 1857 года, необходимость построения которой мог сознавать даже вовсе не знакомый с трудностями сообщения между Онскими селениями, по оной лишь отдаленности их от соседних церквей и значительности населения Онских селений. Противодействие открылось с той стороны, с которой всего менее должно было ожидать его. Заседатель 3 участка Канского округа Б…ов и действовавшие по его указаниям Устьянское волостное правление и сельский писарь Онских селений Малышев под предлогом, что построение церкви в Онских селениях, по их отдаленности, обойдется очень дорого, склоняли крестьян, чтоб они вместо церкви строили на собственные средства молитвенный дом, постройку которого принимал на себя писарь Малышев. Было очевидно, что Малышев действовал в видах собственных интересов и к обременению крестьян. Подобным противодействием крестьяне были поставлены в затруднение и не знали что делать: с одной стороны земская власть своими побуждениями и угрозами склоняла их к тому, чтобы они отказались от постройки церкви; с другой стороны благочинный и местный священник обнадеживали крестьян пособием со стороны епархиального начальства выдачей книги для сбора доброхотных пожертвований в пределах епархии. Вследствие чего возникли между крестьянами волнения и несогласия: одни хотели строить церковь, другие напротив молитвенный дом, и в этих спорах прошло более года, на самом же деле ни чего не делалось. Священник Иоанн Субботин, определенный к Шалаевской Николаевской церкви, проживая с 10 Декабря 1857 года в деревне Шалаевой, не имел для себя с семейством приличного дома и помещался в курной избе, а Богослужение отправлял в крестьянском доме и при совершении браков встречал большие затруднения, по неимению церкви и за 75 верст должен был ездить в село Чунское для венчания браков и приобщения говеющих.
18 Июня 1859 года Томская Духовная Консистория указом за № 3916, дала знать благочинному 1 благочиния Канского округа, что Его Преосвященство, Преосвященнейший Парфений, Епископ Томский и Енисейский, по делу о построении Шалаевской Николаевской церкви изволил дать резолюцию таковую: «не замедляя дела дозволить прихожанам строить церковь, но с тем, чтобы предварительно представлено было условие с подрядчиком на рассмотрение и утверждение». Но и после сего заседатель Б…ов не переставал противодействовать распоряжениям еапрхиального начальства, воспрещая крестьянам, вопреки их желанию, заключить условие с подрядчиком без его дозволения, пока не был уволен от должности по сношению епархиального начальства с гражданским.
С устранением противодействия заседателя Б…ова, прихожане Шалаевской церкви, 14 Декабря 1859 года, заключили условие на построение храма с подрядчиком села Рыбинского из поселенцев крестьянином Адрианом Лыковым, обязавшимся за 600 рублей построить церковь по №1, Высочайше утвержденных чертежей для постройки церквей в казенных селениях Восточной и Западной Сибири и составили приговор, коим просили, вместо каменного фундамента, построить церковь на лиственничных стойках и без обшивки тесом. Томская Духовная Консистория Указом от 31 Января 1860 года за № 688, с резолюции Его Преосвященства, предписала: «построить церковь на деревянных стойках и без обшивки тесом, и равно дозволить заключить контракт с подрядчиком на положениях, прописанных в условии». Таким образом кончилась томительная переписка, длившаяся более двух лет! Строительная книга была выдана на имя крестьянина деревни Лапиной Михаила Андреева Муторина; но особенное усердие к сбору доброхотных пожертвований на построение храма оказал крестьянин деревни Поимской Василий Андреев Мутовин, собравший в течении одного года более четырех сот рублей деньгами и вывезший из Енисейска колокол в 2 пуда. Грамота на заложение храма была дана в 1857 году и заложение храма предоставлено было местному священнику Иоанну Субботину, само же заложение храма совершилось 29 Мая 1860 года через местного благочинного протоирея Дмитрия Евтихиева, при сослужении священников: села Чунского о. Флегонта Карпова и местного Иоанна Субботина, при многочисленном стечении народа не из Онских только, но и Чунских селений. Освящение воды совершено на реке Оне, в которой того же дня просвещены св. крещением два мальчика, дети бродячих тунгусов и один из них Никита воспринял от купели протоиреем Евтихиевым. Церковь строилась с поспешением и к 1861 году была уже в готовности к освящению. Священник Иоанн Субботин с строителем крестьянином Михаилом Муториным от 30 Января 1861 года донесли местному благочинному: «что хотя храм Шалаевский Николаевский еще и не богат всеми принадлежностями, но нам вперед до окончательного заведения всего этого не жалательно видеть его не освященным. А потому мы, согласясь с прихожанами, решились просить Его Преосвященство об освящении храма». При прошении была опись церкви. Иконостас для вновь устроенной в селе Шелаевском церкви уступлен из Канского Спасского собора, из предела Покрова Пресвятой Богородицы за сходную цену, с разрешения Преосвященнейшего Парфения, Епископа Томского и Енисейского.
Освящение вновь построенного храма в селе Шалаевском разрешено Парфением, Епископом Томским и Енисейским, Томская Духовная Консистория с разрешения Преосвященного, указаом от 31 Марта предписала местному благочинному — освятить новоустроенный храм в селе Шалаевском на прилагаемом при сем новом св. Антиминсе, и по освящении оного донести консистории. Почти ровно через год 25 Мая 1861 года местным благочинным протоиреем Канского Спасского собора Димитрием Евтихиевым в сослужении с священниками: духовником 2-й половины Канского округа, села Устьянского Иоанном Дягилевым, села Конторского Тимофеем Подкопаевым, села Чунского Флегонтом Карповым и местным Иоанном Субботиным, с диаконами: села Большой Ури Ианнуарием Закоурцевым и села Конторского Андреем Гобовым, при многолюдном стечении богомольцев, пришедших пешком и приплывших на лодках за 200 верст. Все радовались и благодарили Бога, украсившего Онские селения построением первого храма, а подкрепив себя уготованием брашен, предоставленных Шалаевцами, возвратились в свои дома.
До построения храма в селе Шалаевском и определения отдельно причта, священник Чунской Петропавловской церкви, объезжая селения, расположенные по рекам Чуне и Оне, в одно путеследование должен был проехать девять сот верст, употреблял на эту поездку более месяца времени. Понятно, что при таком положении прихода большая часть родившихся умирала без возрождения святым крещением, а больные и престарелые без христианского напутствия в жизнь вечную. И долго, быть может, длилось неотрадное состояние прихода, если бы прибывший в 1854 году на епархию Томскую Преосвященный Парфений, Епископ Томский и Енисейский ознаменовавший свою Архипастырскую деятельность равноапостольными трудами к обращению неверующих в недра Христовой Церкви, в пределах Восточной и Западной Сибири, не обратил внимание на отдаленный приход Чунский, назначив в оный особого священника для Онских селений еще в 1855 году.
Протоирей Димитрий Евтихиев
27 Апреля 1872.
Г. Канск.