Из путешествия по р. Лене. 31-го Января 1879 года.

20-го числа я отправился вниз по р. Лене, где между станциями Суховской и Назаровой пришлось простоять в воде или, иначе сказать в наледи, по крайней мере в пол аршина глубины, больше получаса, так как вода сверху подмерзла и от этого повозка увязла и я с большим трудом выбрался, при чем никаких дурных последствия не случалось; впрочем подобные приключения в путешествии по Лене зимой самые обыденные и наледи по дороге постоянно.

На почтовых станциях блюдется необыкновенная чистота и порядок, как бы в ожидании ревизора и проезда какого либо начальства; видел даже в коридорах стоящий в мешках и фураж, развешанную новую сбрую, форменную одежду ямщиков, что, как мы пригляделись тут, употребляется только при проездах знатных особ или чинов почтовых. Природа же остается безжалостной, постоянные ветры, снежные бураны то и дело заносят дорогу; береговые обыватели то и дело расчищают путь, устанавливают вехи, а для расчистки заносов, сугробов устроили даже особые треугольники! Знаете жали население, да делать то нечего, особенно в виду того что местные почтовые смотрители беспрестанно доносят о неисправностях гоньбы, дурном состоянии дороги – точно береговое население и местная земская власть в силах прекратить буйные ветры или остановить течение горных ручейков, вырывающихся из под своей ледяной коры и разливающихся на просторе по льду широкой Лены. Впрочем, это больше всего делается в силу обстоятельств и гарантии себя лично: «писано дескать было».

Немаловажную роль играет здесь и священнеческая руга, т.е. провиант, положенный обществами церковным причтам; так, например, если хлеб дешев, то священники не берут руги по годам, но зато умеют пользоваться ей при дороговизне и недостатке хлеба, и берут с крестьян за ихний же хлеб в три дорога – т.е. вместо хлеба натурой, получают деньги. Почему бы кажется эту повинность не переложить на денежный сбор, определяя местную среднесправочную цену на хлеб, или же обязать причты брать ругу своевременно по сборе ее в магазины, под опасением лишиться таковой, если она не выбрана в срок, тогда не было бы этой эксплуатации. Церковнослужители здесь живут не бедно, имеют торговые дела, поставки, кредитуют обывателей под предметы сельских производств, пушнину и проч. (Не говорю того же о низших чинах причтов, их положение незавидное), следовательно операции с ругой не должны бы их интересовать; да, наконец, во избежание толков паствы от чего не брать ее, когда она собрана, а не ждать когда будет взять выгоднее, и за недостатком у поселян хлеба, по высокой цене деньгами!

Появились на Лене и крысы, но где бы вы думали? Не в хлебных магазинах, где они имеют оседлость и квартирование из там обеспечено, определением траты хлеба на крысоед; крысы пьющие спирт, также признаются в виде усышки, утешки, а вот на крыс, едящих чужие деньги, кажется, ни где нет положения, а между тем на Лене они завелись. По уставу судостроительного товарищества число членов не может быть ни более 300, а здесь в одном из таких товариществ, как мне известно, состоит в наличности 1,525. Прибыль, как говорит отчет за 1877 г., начислена почему-то на каждый паевой руль по 12 к., а на 6,946 р. 41 к. – 840 р. Не подумайте, чтобы цифра эта, т.е. 6,946 р. 41 к., составляла одни лишь взносы, нет тут есть разного рода поступления, именно в кассу товарищества поступают суммы, которые должны бы считаться достоянием целой волости, как то: арендная плата за землю под кабаки и за кортом почтовых домов; следовательно нет смысла, да и цель учреждение не будет достигать своего назначения, если пайщики будут на даровые, общественные, рубли исчислять себе проценты, а в случае ликвидации кассы разделять пожалуй все в свою пользу. Между тем в волости населения больше 10-ти тысяч, в том числе ревизских душ до 4,100; спрашивается за что получают прибыль одни лишь члены товарищества, тогда как касса их увеличивается от общественных доходов целой волости? А случись какая-нибудь общественная нужда, ведь делаются новые раскладки, сборы, законные свершено верно, но все же они излишняя тягость для бедности и совершенно обременительный и ненужный налог при названных и существующих общественных доходах, но при таком порядке, измышленном здешними финансовыми крысами, ни какой пользы обществу не приносят, а приносящих процентный доход лишь одним членам товарищества, равно как и возможность брать большие из кассы ссуды. Не затейливо, но ловко и выгодно придуман способ пользования общественными доходами, не правда ли?

Опубликовано 20 февраля 1879 года.

620

Видео

Нет Видео для отображения
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!
.