Путешествие Преосвященнейшего Вениамина Преосвященнейшего Вениамина. 1875 год. Часть 3.

Записки, веденные во время путешествия Преосвященнейшего Вениамина, Епископа Иркутского и Нерчинского для обозрения церквей по трактам – Ангарскому и Илимскому с 9 Января по 7-е Февраля 1875 года. Часть 3.

В 22-е число из Громов в Номырь прибыли к 4-м часам по полудни, откуда следовал переезд на Илимск волоком. Здесь крестьяне не хотели вести далее возки, занятые свитой Преосвященного. Сделано было распоряжение, чтобы возки свиты были оставлены и чтобы свита переложилась в перекладные кошевы. Сам преосвященный по заложении лошадей отправился в путь до предлагаемого ночлега в 33 версты. Не смотря на то, что более половины дороги шло полями, 33 версты едва было сделано в девять часов и на ночлег прибыли в 2 часа ночи измученные физически и душевно. Владыка едва взошел на квартиру, попросил попить воды и сейчас сделал распоряжение на ночлег. По видимому, утомленный должен был уснуть хорошо, но вышло наоборот. Рано утром он встал и сделал распоряжение о немедленном выезде. Здесь дорога пошла уже совершенно тайгой, но все-таки такой, по которой возок мог пройти свободно. 73 версты дороги по тайге проехали благополучно. В город Илимск прибыли 22 числа в 8,5 часов вечера прямо к церкви и начали всенощное бдение по обыкновению. При Богослужении было много народа. По окончании Бдения Владыка занимался ревизией документов Илимской и Коченской церквей и при ревизии делал нужные наставления настоятелям означенных церквей, затем занялся с местным Благочинным делами его благочиния. Так время прошло до 12-ти часов ночи. Назавтра в 8-м часов начался благовест к Литургии, при которой Архипастырю сослужили четверо. Поучение Архипастырь говорил о пользе чтения Слова Божия, как оно должно быть читаемое и слушаемо. После Богослужения посетил все четыре храма Илимские, в которых Богослужение совершается только в известные дни. Храмы все прошедших столетий. Казанский построен в 1679-м году и имеет св. антиминс 1701-м году Митрополита Филофея для храма Знамения Божьей Матери, но в 1745-м году этот же антиминс передан на освящение Казанского. Храм этот замечателен внутренним устройством, он вдоль разделен на три отдела глухими переборками, для молящихся мужчин простого звания по правую сторону, для женщин по левую и для благородных в середине. Правый и левый отделы имеют только небольшие окна перед Иконостасом, чтобы молящиеся могли видеть службу. В храме этом сохранилось и по сие время знамя, которое как говорит предание, принадлежало первым завоевателям Сибири, оно стоит во св. алтаре Казанского храма, писанное на полотне древнего письма и изображает Образ Знамения Б. Матери. И верно храм этот сначала был Знаменский, что дает право предполагать и надпись на св. антиминсе. В двух верстах от города в принадлежащей к нему слободе вверх по Илиму двух предельный храм во имя Введения Б. Матери и св. Николая Чудотворца, построенный в 1693-м году, св. антиминс имеет 1802 г., освященный преосвященным Вениамином. В 5-ти верстах вверх по Илиму храм во имя Иоанна Предтечи, построенный в 1701-м г. и имеет св. антиминс 1701 г. от Митрополита Филофея. Предание говорит, что храм этот построен русскими богатырями, которые заблудились в тайге, дали обет построить храм во имя Иоанна Предтечи там, где они выйдут. Не имея лошадей, они весь лес на него носили на своих плечах. Храм этот имел печь без трубы и отапливался по черному. Спасский храм двухэтажный с тремя приделами, верхний – холодный во имя Спасса-неруктворного, нижние теплые в честь Рождества Пресв. Богородицы и во имя Алексия человека Божия, — построен в 1787 г.; в этом храме ныне постоянно отправляется Богослужение. Город окружен башнями, так как он в свое время был крепостью или острогом, который со времени своего основания был центром управления Восточной Сибири. Здесь было первоначально воеводство по гражданской части и по Духовному управлению староство. Жаль, что местные архивы, как говорит предание, были сожжены, по случаю ожидавшего сюда ревизора в конце прошедшего столетия. Есть только церковные документы прошедшего столетия с 1733. К Илимскому храму принадлежит еще Мукский-приписной во имя св.Николая, в 57 в. от г. Илимска, построенный в 1864 г. Петром и Василием Михайлов. Петровыми; он имеет древнюю икону св. Николая, которая особенно чествуется окружающими жителями. Предание об этой иконе свидетельствует, что она еще до прихода сюда русских была чествуема первоначальными жителями этой страны – Тунгусами, которые в известное время собирались на этой местности и приносили жертвы. Илимск для любителей древностей много имеет исторических достопримечательностей и стоит быть описанным как следует. Илимск в настоящее время имеет жителей обоего пола, духовных, мещан и военных 640 душ, а с селениями, принадлежащими к приходу, 1459 душ, Селения самые дальние: Атамановское в 95 в. 9 дворами и Гиликовское в 87 в. с 16 дворами, прочие же от 50 до 30 верст.

23 Января в час по полудни выехали из Илимска и, проехав 70 верст, прибыли в 7,5 час. в село Тушамское прямо к церкви. Село Тушамское так называется только по документам духовного ведомства, а по гражданскому ведомству и в народе оно известно под названием Нижне-Илимского. Название Тушамское оно получило от речки, версты за две впадающей в Илим. После обычной встречи в церкви, при многочисленном стечении народа, началось всенощное бдение храму т.е. св. Николаю, по заведенному порядку. После Бдения Архипастырь занялся ревизией церковных документов и приемом некоторых Тушамских жителей. Одна почтенная старушка просила на завтра при Литургии удостоить ее приобщения Св. Таин, на что и получило Архипастырское изволение. 24 ч. в 8 часов начался благовест к Литургии. Сослужащих Преосвященному было трое. Поучение Архипастырем было говорено о том, что все христиане, по Апостолу, должны быть живыми храмами Божьими с объяснением, как этого достигнуть. Причетник Ядрихинский посвящен в стихарь. По выходе из церкви Преосвященный посетил училище, где с огорчением заметил, что мальчики довольно возрастные не знают никаких молитв. Объяснил им молитву Господню, раздал всем ученикам по книге и оставил несколько экземпляров для училищной библиотеки. После училища посетил дом благотворителя храма купца Желейникова, где рассматривал разные церковные вещи, приготовленные для строящегося приписного храма, также имеющиеся у него святыни из Иерусалима, Афона и Киева. Все эти вещи помещены у него в отдельной комнате, составляющей молельную хозяев. Тушамская церковь каменная, трехпридельная, — во имя Покрова Б. Матери, св. Первоверховных Апостолов Петра и Павла и св. Николая, построена в 1807 году тщанием прихожан и крестьянина Михаила Петрова. Прихожан считается обоего пола 2843 души. Документы церковные имеются только с 1834 года.

Из Тушамы выехали в 2 часа по полудни и, сделав переезд в 36 верст, прибыли в с. Тубу в 5-ть часов прямо к церкви. Бдение отправляемо было по службе иконе Богородицы, именуемой «Утоли мои печали», по обыкновенному порядку. После бдения Преосвященный занимался ревизией документов и приемом посетителей. В 25 число Января благовест к Литургии начался в 7 часов ради предстоящего дальнего путешествия. Сослужащих на Литургии было трое. В поучении Преосвященный говорил о том, отчего, не смотря на ходатайство Божьей Матери о нас и Святых, мы имеем печали и скорби, и как возможно избавиться от них.

Из Тубы выезд был ранее 12-ти часов. Проезд был в 82 версты, на каковой употреблено времени, проведенного в экипажах, восемь часов. В такие проезды Преосвященный обыкновенно занимался чтением благочинных отчетов. В Карапчанку приехали прямо к церкви в 8 часов вечера и начали всенощное бдение св. Николаю, во имя которого храм в этом селении. Церковь Карапчанская расположена в приходе очень не удобно, так как стоит в конце прихода на расстоянии в 125 в. Гораздо удобнее было бы сделать приписную Воробьевскую церковь, с 250 д. обоего пола, главной, а Карапчанскую приписной; тогда приходская Церковь была бы в середине, и для священника сообщение с прихожанами было бы гораздо удобнее. Церковь Карапчанская построена в 1749 г. и еще довольно прочна. Внутри церкви заметна скудость во всем Прихожан считается обоего пола 1065 душ. При встрече Преосвященного местный священник Петелин говорил речь. После Бдения Преосвященный занимался ревизией документов Карапчанской и Кеульской церквей, при чем делал нужные наставления настоятелям, принимал просьбы и делал по ним распоряжения; на одну просьбу проситель получил такой ответ: «мое дело учить нас миру, а разбирать ваши ссоры друг с другом дело не наше». В 26-е число Января благовест к Литургии начался в половине 8-го часа. Сослужащих Преосвященному было 5 человек. Кеульский псаломщик Амвросов посвящен в стихарь. Поучение было из Евангельского чтения о Закхее, о том как нужно каяться и когда покаяние приносит пользу. Несмотря на растянутость прихода, при Литургии народа было много, так как многие приехали из дальних деревень. После Литургии посещено было училище, в котором учит приходской священник при помощи одного поселенца, когда сам выезжает в приход. Учеников было 17 человек. После ответов все ученики награждены книгами разного содержания и несколько экземпляров дано для училищной библиотеки. При училище некоторые дети содержатся на общественный счет.

В 26 ч. Января проезд предлежал в 75-ть в. Верхней Тунгуской и Ангарой, в одном только месте проезжали берегом, так как тут был порог, никогда не замерзающий. В Воробьевское селение прибыли в 6 час. вечера прямо к церкви, которая построена в 1864 году и числится приписной к Карапчанской церкви. Бдение отправляемо было св. Григорию Неокесарийскому, как храмовому празднику. После кафизмы Преосвященный говорил слово о том, как нужно молиться и о чем нужно молиться. После бдения Преосвященный беседовал с жителями в своей квартире о разных предметах их жизни. Мужички же в особенности ямщики провели ночь праздственно. В первый раз замечено, что Архиерейские прогонные деньги по Ангаре и Илиму употреблялись ямщиками в пользу церкви.

В 27 число Января рано утром Преосвященный выехал из села Воробьевского, так как по расписанию должно было проехать 110 в. хотя и Ангарой, но по дороге не удобной по неимению здесь проезда и малому населению. В деревушке Захурдаевой у крещенного тунгуса во время перепряжки лошадей была приготовлена Преосвященному наскоро закуска сопутствующими ему, так как далее на 60 в. не было никакого населения и дорога не удобна. Не смотря на неудобство дороги проезд сего дня был довольно успешен и благополучен. К Шаманской Трех-Святительской церкви прибыли в 27-е ч. Января в 6 час. вечера, и сейчас начали всенощное бдение по обыкновению. Шаманская церковь построена в 1847 году на острове. Местность эта замечательна своим Ангарским порогом, который обыкновенно не покрывается льдом. После всенощного бдения Преосвященный занимался ревизией документов и, заметив, что приход очень мал, 700 с небольшим душ, беден и на не большом расстоянии, тогда как смежный с ним приход Падунский довольно растянутый и последнее селение его удалено от церкви слишком на 100 верст и в сообщении имеет большие препятствия по не удобству дороги, а от Шаманской церкви это село с небольшим 50 в., решил это село перечислить к Шаманскому приходу, но оставил окончательное решение этого дела до личного собеседования с жителями означенного селения, в котором надлежало завтра ему быть. Священнику по этому поводу сделал приличные наставления, так как в селении, имеющем быть причисленным к его приходу имеется приписной храм. В 28-е ч. в половине 8-го часа утра начался благовест к Литургии. Сослужащих Преосвященному было четверо. Поучение говорено изустно из текста: слово Христово да вселятся в вас богатне во всякой премудрости и проч. После Литургии Благочин. Успенскому и свящ. Карапчанскому Петелину сделаны должные наставления.

В 28-е число проезд был около 60 верст по дороге не удобной. В Усть-Вихоревское селение прибыли в 5,5 час. прямо к церкви во имя Первоверховных Апостолов Петра и Павла, построенной в 1864 году и находящейся на границе Нижнеудинского и Киренского округов. Здесь встреченные местным Благочинным и священником Падунской церкви Образцовым начали всенощное бдение по обыкновению. После кафизмы Преосвященный говорил поучение из текста: прийдите ко Мне вси труждающиеся и обременения и Аз узкою вы и пр. После бдения некоторые из жителей приходили к Преосвященному в квартиру его, где при беседе с ними Преосвященный высказал им свое намерение присоединить Усть-Вихоревское селение к приходу Шаманскому, но собеседники ответили на это, что об этом деле нужно потолковать с целым обществом, на что и было дано изволение Владыки. На завтра для составления приговора нужны были чернила, но в целом селении их не было, не было и грамотных, а потому Преосвященный принял словесное из заявление о готовности перечислиться к Шаманскому приходу на условиях ими высказанных. На что им тут же объявлено было о их перечислении.

В 29-е Января путь предлежал очень неудобный через волок с речки Усть-Вихорево на Ангару на расстоянии более 50 в. Здесь Ангара имеет замечательный порог называемый долгий, или Дубининский, который имеет протяжение более семи верст. Впрочем дорога хотя была и тяжелая, но благодаря распоряжениям г. заседателя, мы благополучно проехали. Перемена лошадей была частая и скорая. При трудности этой дороги было утешительно то, что близок был конец езды гусевой в одну лошадь, а главное – имелось в виду получать какие-нибудь сведения из Иркутска, которые мы не могли иметь с самого отъезда из Иркутска, с 9 Января. В 5 час. вечера, после десятичасовой постоянной езды, прибыли в с. Ильинское прямо к церкви, построенной в 1864 году во имя живоначальной Троицы. Церковь, как приписная, не очень большая; жителей в этом селении 184 души обоего пола. Бдение отправляемо было трем Святителям по заведенному порядку. После бдения Архипастырь вел беседу с некоторыми жителями означенного селения об их жизни. Были и прошения которые тут же и разрешались. На Литургии сослужащих Преосвященному было трое. Исправляющий должность псаломщика Лютиков посвящен в стихарь. Поучение Преосвященный говорил изустно из текста: тако видят ваша добрая дела и проч. После Литургии Владыка спешил в дальнейший путь.

30-го Января проехав 50 верст до села Падунского, так названного от порога – Падун (водопад), близ которого оно находится, прибыли в 4 часа по полудни прямо к церкви и тотчас начали Всенощное бдение преподобным Зосиме и Савватию, во имя которых построена церковь. Преосвященный говорил поучение о том, как нужно проводить время по христиански. После бдения Архипастырь, благословив народ, заходил в квартиру священника и занимался ревизией документов. После ревизии наградил рясой старца исправляющего должность псаломщика Козьму Лютикова за непорочное служение Церкви более 50 лет. Церковь Падунская двухэтажная, деревянная с двумя приделами во имя Зосима и Савватия и св. Николая, построенная в 1795 году. Прихожан считается 1525 д. обоего пола. По ревизии Падунской церкви сейчас же отправились в путь, имея в виду переезд в 30 верст и в с. Братско-острожное прибыли в 9 часов вечера прямо в квартиру. Село было иллюминировано и очень много народа толпилось по улице и у церкви. По входе в квартиру, по представлении духовенства и некоторых жителей, Преосвященный занялся ревизией документов Братской и Кежемской церкви. При ревизии делал настоятелям нужные наставления. По рассмотрении некоторых просьб, тут же было сделано по оным исполнение. В 31 Января в 8 часов утра начался благовест к Литургии. Сослужащих Преосвященному было четверо. Исправляющий должность псаломщика Лютиков посвящен в стихарь. Поучение Преосвященным говорено изустно о том, что такое царствие Божие и как его достигнуть. После Литургии Преосвященный посетил училище, в котором было 33 ученика. На предложенные вопросы все отвечали хорошо и пели довольно стройно. Всем им роздано было по книге, также дано несколько экземпляров для училищной библиотеки. После училища на несколько минут посетил Благочинного и от него прямо отправился в бывшую Братскую Пустынь, что ныне с. Монастырское, отстоящее от Братска в 6-ти верстах. Здесь в Спасской Церкви, устроенной в 1861 году по мысли Преосвященного Архиепископа Евсевия над могилой Преосвященного Иннокентия II, скончавшегося здесь в монастыре на возвратном пути из Иркутска в Россию, служил панихиду, к слушанию которой приехали многие из Братска. По возвращении из с. Монастырского Преосвященный заезжал к церковному старосте Братской церкви. Обед давал хозяин квартиры, добрый и усердный христианин, строитель церквей Монастырской и Тангуйской, Иван Степанов Карпов. Да продлит Бог дни его жизни для блага церкви и да вспомоществует ему во всем во благое. Из Братского острога в 31-е ч. Января приехал в Николаевский железоделательный завод в 6 час. вечера прямо к церкви, и начали всенощное бдение по заведенному порядку. После всенощной в квартире г. Управляющего заводом представлялись Его Преосвященству служащие лица завода и помощник Нижнеудинского исправника, случившийся здесь по делам службы. По принятии означенных лиц, Преосвященный занимался ревизией церковных документов. 1-го Февраля в 8 час. утра начался благовест к Литургии. Сослужащих преосвященному было четверо. Священник Владыкин награжден набедренником. Поучение Преосвященный говорил изустно на текст: многими скорбьми подобает нам внити в царствие Божие. Храм был переполнен народом. Храм был построен в 1858 году, благоукрашен, ризницей и утварью вполне удовлетворен. Из церкви Преосвященный посетил училище, где было 20 учеников; все они отвечали удовлетворительно и были награждены Преосвщенным книгами, несколько экземпляров дано было и для училищной библиотеки. Из училища Преосвященный, посетив священника, отправился с г. Управляющим и Полицмейстером по заведениям завода и рассматривал изделия онаго.

Из завода в Большеокинское село прибыли в 5 час. вечера прямо к церкви и начали всенощное бдение по обыкновению. После кафизмы Преосвященный говорил изустно поучение из текста: ныне отпущаеши раба твоего Владыко… и проч., о смерти, почему нужно помнить ее и что нужно делать, чтобы встретить оную без боязни. После Всенощной занимался ревизией документов и принятием просьб. Церковь Большеокинская перевезена в 1776 году из бывшей Спасской пустыни, вместо сгоревшей в 1770 и освящена в 1778 году. После ревизии Преосвященный тотчас же отправился в дальнейший путь и около 10 час. вечера прибыл в с. Шамановское в квартиру священника и занялся ревизией документов и занялся ревизией документов. 2 Февраля в половине 8 часа начался благовест к Литургии. Сослужащих Преосвященному было трое. При служении священник Щапов награжден набедренником. Поучение Преосвященный говорил изустно о приготовлении к исповеди. Церковь Шамановская построена в 1754 году. После Литургии Преосвященный удостоил своим посещением наследственный дом ключаря Иркутского собора протоирея Чирцева, в коем родитель его, знаток и любитель церковного пения, жил и мирно, со словами: ныне отпущаеши раба твоего Владыко, перешел в другую жизнь оставив по себе добрую память и имя от всех знавших его.

Так как некоторые села Большеокинского прихода отстоят от оного в 18 и 24 верстах, а от Шамановского в 6 и 12 верстах, то об уравнении прихода Преосвященный сделал через Благочинного распоряжение. По народонаселению приходы эти имеют значительную разность между собой. Шамановский приход состоит из 829 душ обоего пола, а Большеокинский из 1500 душ. По отчислении к Шамановской церкви близ лежащих селений приходы уравняются и будет больше удобства в сообщении с местными священниками.

2-го Февраля проехав 76 верст, в с. Тангуй прибыли в 7 час. вечера прямо к церкви были встречены Кимильтейским Благочинным Казанцевым с местным причтом. Бдение отправляемо было праведным Симеону и Анне, по обычаю, с благословением хлебов и величанием. Храм был переполнен народом, так как съезд был всего прихода. По дороге, которую довелось проезжать, множество саней, наполненных народом. Сопутствовали экипажам Преосвященного и его свиты, и невольно при виде этого, приходили в голову Евангельские повествования о том, как во времена Спасителя народ спешил за Ним и теснил Его. После Всенощной Преосвященный занимался ревизией документов и рассматривал отчеты благочинного, представленные ему здесь. Церковь Тангуйская окончательно построена в 1865 году Братским крестьянином Карповым, при помощи прихожан, вместо сгоревшей приписной, только что освященной в 1863 году. Приписная была построена по мысли бывшего преосвященного Евсевия, которому больно было видеть, что на расстоянии около 200-т верст нет ни одной церкви. На не возможность иметь церковь по бедности жителей Преосвященный дал ответ: «а на что Бог – наша надежда?» Действительно хотя и много было употреблено человеческих забот, но они увенчались благополучным успехом в немного лет, так как в очень скудной местности построено было две церкви. Первая, сгоревшая, была на каменном фундаменте, что стоило значительных расходов при постройке; нынешняя церковь довольно благоустроена, и, действительно, благоустроилась таким образом, что каждая почти вещь, начиная с св. икон, имеет своих благотворителей. Да умножит настоятель церкви молитвы о благотворителях храма, — он знает, каких трудов стоило это, так как сам был свидетелем тому! Литургию в 3-е чис. начали в половине 8 часа, ради предстоящего дальнего путешествия. Сослужащих Преосвященному было трое. Поучение Преосвященный говорил изустно из текста: претерпевый до конца, той спасен будет.

3-го Февраля из Тангуя в Тулун прибыли в 10 часов вечера. На завтра в 4-е число Ключарь Протоирей Чирцев один с диаконом Косыгиным служил раннюю заупокойную Литургию по представившимся его приписным, так как он в этом приходе до назначения Ключарем служил 20 лет. В 8 час. утра выехал из Тулуна. При Куйтунской церкви в квартире священника Шастина был приготовлен обед. На котором был и Барлукский священник. Во время обеда Преосвященнейший дал обоим священникам, как еще молодым, Архипастырские наставления о том, как они должны держать себя в отношении прихода и как должны относиться к власти гражданской. Указывал им способ, как достигнуть того, чтобы не было неговевших и сделал много других наставлений. В селе Кимильтейском в 6 час. вечера Преосвященный был у Благочинного Казанцева, где представлялся и Уянский священник Малков. Беседа было об училищах. В Зиминское село приехали на ночлег около 10 час. вечера. Здесь Преосвященному представился Благочинный Болотов с своим годичным отчетом, в рассматривании которого и был проведен остаток вечера. 5 Февраля в 7 час. утра выехал из с. Зиминского. В селе Заларинском в квартире Благочинного Преловского представлялись Преосвященому о. о. Миссионеры – Ливанов, Куликовский и священник Холмогайской церкви Попов с причтами и г. заседатель Подгорбунский. После обеда предложенного Благочинным Преосвященный спешил в дорогу и в с. Кутуликское прибыл в 4 часа по полудни. По приезде сделано было распоряжение об освящении храма. В 5 час. начался благовест. Бдение отправляемо было обновлению храма и Предтече, как храмовому празднику. В 6-е число народ начал съезжаться еще с раннего утра и к началу благовеста, в 8 часов, церковь была переполнена народом, не смотря на свою значительную величину. Во время обхождения со св. мощами по освящении храма, народа на улице вблизи церкви было гораздо более, чем в самом храме. В числе молившихся в храме заметно было много бурят, как крещенных, так и не крещенных. Сослужащих Преосвященному было восемь человек. Слово Преосвященный говорил изустно о назначении храма. При выходе из церкви народ долго удерживал Преосвященного, принимая благословение. По обеде в квартире священника, за которым участвовали служащие священники, г. Заседатель и Аларский Тайша, тотчас отправились в путь. В Черемховой были у Благочинного только на время перепряжки лошадей. В Мальту на ночлег прибыли в 10 час. вечера и 7-го Февраля рано по утру выехали из Мальты. В Тельминской фабрике Благочинный, явясь с своим отчетом, мог переговорить с Преосвященным только у экипажа, во время перепряжки лошадей, так как Архипастырь спешил в Иркутск к панихиде о почившем Преосвященном Парфение. Действительно в Воснесенский сонастырь успели приехать еще к началу панихиды, которая, после Литургии, совершаема была Преосвященным Мартинианом с духовенством города и монашествующими. После Панихиды Преосвященный заходил к о. Настоятелю монастыря и потом в 3 часа прибыл в Иркутск в свой дом вместе с Преосвященным Мартинианом.

В эту Архипастырскую поездку свою Преосвященный Вениамин, модно сказать по Апостолу, был в трудах и бдениях много, но все побеждал любовью к своей пастве, чтобы паства его не была лишена Царствия, приобретенного для христиан кровью Спасителя. Об этом он начал проповедовать и проповедовал всюду, уча, как должно достигать царствия Божия и какие к тому средства. Труды и учение его окрыляли и любовь к нему паствы. Паства везде почти встречала с возженными свечами, хотя бы остановка была для одной перепряжки лошадей. Там, где нельзя было пастве видеть своего Архипастыря, пасомые при виде экипажа падали на колени и молились. В тех селениях, где не было станций, жители от мала до велика собирались в толпы и ждали своего Архипастыря с хлебом и солью, почему Преосвященный, дабы не оскорбить их любви, останавливался, не смотря на зимние не удобства, благословлял народ и беседовал с ними об их духовных нуждах, на что доводилось употреблять не мало времени. Храмы при Богослужении всегда были переполнены народом. Жители самых дальних деревень приезжали в церковь, чтобы помолиться при Архиерейском служении и получить наставление и благословение от Архипастыря. Думаем, что эта поездка Преосвященного надолго будет памятна для паствы и послужит для многих началом новой христианской жизни по наставлению Архипастыря. Для паствы поездка эта нисколько не была обременительна. Нужно было видеть готовность и усердие тех, кои встречали Преосвященного и провозили его на своих лошадях, а что их слишком много. Да благословил Бог усердие и любовь паствы к своему Архипастырю всюду и во всем! В течении Этой поездки Преосвященнейший проехал 1988 верст.

Опубликовано 5 апреля 1875 года.

70

Видео

Нет Видео для отображения
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!
.