Путешествие Преосвященнейшего Вениамина Преосвященнейшего Вениамина. 1875 год. Часть 2.
Записки, веденные во время путешествия Преосвященнейшего Вениамина, Епископа Иркутского и Нерчинского для обозрения церквей по трактам – Ангарскому и Илимскому с 9 Января по 7-е Февраля 1875 года. Часть 2.
Из Тальян прибыли в Янгуты в 7 часов (13-го Января) прямо к церкви, в которой и начали Всенощное бдение с благословением хлебов и величанием. Раздавание хлебов и помазание елеем совершал сам Преосвященный. После кафизмы говорил изустно поучение о том, как и чем нужно молиться. Церковь Янгутская построена в 1869 году. После всенощной старики просили Владыку сделать церковь самостоятельной, назначив особого священника. Преосвященный спросил, чем они умают обеспечивать причт, и, по выслушании их ответа, обещал определить священника, когда найдется свободное лицо для занятия места, потому что есть давние приходы, не имеющие священников за неимением духовенства. После этого, благословил народ, Преосвященный прямо из церкви отправился в дальний путь и прибыл в село Осу в 10-ть часов вечера в квартиру причетника, где вечером занимался ревизией церковных документов и делал нужные наставления местному священнику, особенно обращал внимание на то, чтобы было менее не говевших. 14 числа совершена была в Осе Литургия. Сослужащих Преосвященному было трое. Поучение Преосвященный говорил из текста: блажени нищий духом, яко тех есть царствие Божие, — о том, кто такие нищие духом и как духовной нищетой достигается царствие Божие, — о непрестанной молитве, очищении совести в таинстве покаяния и о соединении со Христом в таинстве причащения. После Литургии Преосвященный заходил к священнику, где делал архипастырские наставления болевшей супруге его, как нужно вести себя во время болезни. Церковь Осинская построена в 1872 году на место сгоревшей, построенной в 1787 году. Из Осы отправились в 12 часов; на пути во время перемены лошадей заходили в Идинскую Степную Думу где Преосвященный беседовал с начальствующими и рассматривал переписку миссионера Флоренсова о содержании Бохонской церкви. Дорога из Думы в с. Евсеевское неудобна, — вследствие степного расположения местности бывает задуваема ветрами и снегом, а потому двадцати-пяти верстное расстояние проехали около 4-х часов и в Евсееву прибыли в половине 6-го часа прямо к церкви и начали Всенощное бдение по заведенному порядку. После Всенощной Архипастырь занимался ревизией церковных документов и приемом разных просьб и делал по оным должные резолюции. Явился сюда же Нельхонский миссионер, с которым Владыка беседовал о делах миссии и о постройке стана и церкви. На завтра 15-е число в половине 8 часа утра начался благовест к Литургии, за которой Архипастырь говорил поучение на текст: многими скорбьми подобает внити царствие Божье. Причетник Канаровский посвящен в стихарь. Церковь построена в 1786 году, деревянная, прочна, но содержится не очень опрятно. В церкви по всему заметна давность и ветхость. Архипастырь дал наставление, чтобы священники заботились, для удобства, о построении в другом многолюдном селении новой церкви.
15-го Января из Евсеевой отправились около 12-ти часов. С тракта заезжали в Улус Нельхойский, где Преосвященный был встречен Миссионером в доме с крестом при собрании бурят, и после обыкновенной Литии, осматривал постройку стана, училища и начинающуюся постройку храма, и, благословив бурят, отправился в дальнейший путь. Не доезжая версты две до г. Балаганска, был встречен Благочинным, местным священником с старостой церкви и почетными гражданами, которые просили Владыку в 16 ч. совершить у них в городе Литургию, но Преосвященный не согласился нарушить свой маршрут от чего могли произойти многие неудобства к обременению всюду ожидавших его жителей. В г. Балаганске, по данному слову, прямо в дорожном возке Преосвященнейший заезжал к г. исправнику. В 4 часа был для него обед, до которого он принимал просьбы, — некоторые тут же решал, другие по делам Миссии передал г. Исправнику, как более относящиеся к нему. После обеда немедленно отправился в дальнейший путь. Дорога была не совсем удобная и ямщики из мещан не привычные; за темнотой ночи они потеряли дорогу при спуске на реку Ангару и должны были бежать в соседний улус спрашивать дорогу. С мещанскими ямщиками много потеряно времени в дороге, так что в селение Коноваловское (30 верст от Балаганска) прибыли в 9 часов вечера прямо к церкви и сейчас же начали Всенощное бдение по заведенному порядку. После Всенощной Преосвященный занимался ревизией церквей Коноваловской, Шиверской и одной миссионерской и делал нужные наставления о том, как настоятели должны поступать во время поста, приготовляя пасомых к таинствам. В 16-е число перед Литургией совершено крещение 4-х бурят. Благовест к Литургии начался в половине 8-го часа. Сослужащими Преосвященному было 5 человек. В поучении Преосвященный, рассказав Евангельскую притчу о юноше, приходившем в Иисусу Христу и спрашивавшем, что сотворить, да живот вечный наследует? И пр. – сделал нравственное приложение, что не бедность и богатство препятствуют достижения царствия Божия, а господствующие страсти, — и указал пути, ведущие к царствию небесному. Церковь Коноваловская построена в 1870 г., — все необходимое имеет и довольно благовидна. Квартира священника слишком бедна, не имеет ни ворот, ни забора и мала, на что Преосвященный просил г. Исправника сделать зависящее распоряжение о постройке дома для притча.
Из Коноваловской первая станция была с незавидной дорогой, а потому 15 верст ехали около трех часов; далее до Новоуды переезд в 25 в., благодаря ямщикам и хорошим лошадям, сделали почти во столько же времени, при такой же дороге, как и первый переезд. В Новоуду прибыли в 6 часов вечера прямо к церкви и начали Всенощное бдение, за которым народа было очень много. После Всенощной Преосвященный занимался ревизией документов и вел беседу с прибывшими священниками Шипицинским и Усть-Удинским о их приходах, делал отеческие наставления о том, как подобает пасти пасомых, и узнавши из разговора с ними о нравственных недостатках из пасомых, поучал, как нужно исправлять оные. Входил в положения причтов и учил, как нужно вести себя, чтобы быть довольными своим положением. В 17-е число благовест к Литургии начался в половине 8-го часа. Сослужащих Преосвященному было 5 человек. Псаломщик Щапов посвящен в стихарь, а священник Парняков награжден набедренником. Слово Преосвященный говорил изустно о жизни Св. Антония Великого с нравственными для слушателей выводами и приложениями, — где между прочим высказал, что Святой Антоний был безграмотный, а знал слово Божие, и хотя был простой человек, но достиг святости и был руководителем к оной других. После Литургии, по благословении народа, позавтракав в квартире священника, в 12 часов отправился в дальнейший путь на тех лошадях, на которых прибыл в Новоуду. Встреченный в Шипицинской церкви в 2 часа по полудни, Преосвященный после молебствия и благословения народа посетил квартиру священника, где занимался ревизией церковных документов и делал нужные наставления. Особенно говорил про построение молитвенных домов в тех селениях, которые не близки к церкви. Исполняющий должность псаломщика старец Василий Мичурин, за 50 лет своего служения, Преосвященнейшим награжден рясой. Старец так был глубоко тронут этой наградой, что слезы радости оросили его лицо, и он при поздравлении своих прихожан не мог даже говорить, а незаметно уклонился от них. Да, любовь и внимание Архипастыря и к меньшим членам причта остается навсегда в сердцах их и перейдет с роды ины.
Церковь Шипинцинская построена в 1826 году тщанием прихожан при помощи сбора от благотворителей. Приход состоит из 10-ти селений, в коих жителей более 1700 душ обоего пола. В Усть-Удинской церкви были в 4 часа по полудни. Встреча была обычная. Церковь построена в 1817 году, каменная, но как внутри, так и снаружи заметно разрушение. Приход составляют 3700 душ обоего пола. В квартире священника Преосвященный занялся ревизией документов, при которой ясно усмотрено нерадение прихожан о главном долге каждого христианина – посещение храма Божия, исповеди и Св. причастия. Почему Преосвященный с глубокой скорбью давал пастырские наставления настоятелю, как нужно пасти стадо Христово, а помощнику настоятеля постановил в обязанность позаботится в одном из многолюдных селений построить новый храм, с разделом прихода на два, что принесет псаломым более пользы, нежели когда священники живут в одном селе. Из Усть-Уды в село Янды приехали в половине 8 часа вечера прямо к церкви, где после обычной встречи и благословения народа, очень многочисленного, Архипастырь, утомленный дорогой, прямо из церкви отправился в квартиру священника, в которой начал безотлагательно ревизией документов, выслушал явившихся просителей и сейчас же давал решения.
Из Яндов рано утром отправился в село Распутинское; в дороге проведен весь день, так как здесь очень мало сообщения между жителями и дорога для проезда крайне тяжелая. В селе Распутинском по маршруту предложено было освящение храма, но еще ранее по представлению Благочинного было узнано, что храм не готов. В Распутинское село прибыли в 6 часов вечера в квартиру священника в которой и начали Всенощное бдение при собрании прихожан. После бдения Архипастырь занимался ревизией церковных документов и приемом просьб прихожан. На завтра в 8 час. утра Преосвященный совместно с ключарем Чирцевым и местным священником отправлял обедницу в квартире священника, на которой псаломщик Петелин посвящен в стихарь, а священник награжден набедренником. Поучение Преосвященнейший говорил о том, как не имея храма можно проводить по христиански воскресный день. При произношении поучения, один старец делал вопросы Владыке, что нисколько не возмущало Архипастыря, но давало только новые предметы к беседе. После часов Преосвященный ходил на постройку храма где осмотрел все и делал нужные замечания. Из беседы со священником Владыка узнал между прочим, что часы поверяются им по пению петухов; насколько верен такой хронометр, предоставляется судить ученым, но часы его действительно были сходны с нашими верными часами.
19 Января предлежала дорога в 42 версты, совсем не проезженная, так как в конце Балаганского и в начале Нижнеудинского округов сообщения почти не бывает. Не доезжая нескоько верст до селения Верхнебояновского, первого в Нижнеудинском округе, были встречены Головой и о. Благочинным Братской волости. В 4 часа по полудни приехали прямо к Верхнебояновской приписной церкви, освященной в 1873 году, где по обыкновению после встречи Преосвященного причтом Верхнебояновской церкви начали Всенощное бдение с благословением хлебов и величанием. После первой кафизмы Преосвященный объяснил молитву Господню. По окончании бдения, перед выходом Архипастыря из церкви, Благочинный Каллистов обратился к нему с импровизированной речью, в которой, высказав заботливость Архипастыря о вверенной ему пастве и его труды, сделал обращение к прихожанам церкви, чтобы они не забывали того, что говорил им Архипастырь в том храме и старались выполнить. В квартире преосвященный вел беседу с о. Благочинным и г. Заседателем о нравственном состоянии местных жителей, принимал просьбы и делал по ним распоряжения.
20-го числа утром около 8 час. выехали из села Верхнебояновского и, не смотря на неудобство дороги, благодаря распоряжениям г. Заседателя, 47 верстное расстояние до Громов проехали без затруднения, куда прибыли в 3 часа по полудни и остановились в доме священника. Время, выигранное в дороге, Преосвященный употребил на ревизию церковных документов Громовской церкви. В 5 час. начался благовест ко Всенощной. При встрече Архипастыря в церкви священник Зырянов произнес речь, в которой главным образом указывал на добрые качества и нравственные недостатки своей паствы. За Всенощным было благословение хлебов и величание, на которые Преосвященнейший выходил сам по заведенному порядку. На завтра, в 21 число, благовест к Литургии начался ранее 8 часов ради предстоящего по маршруту долгого путешествия. Священник Зырянов за Литургией награжден набедренником. На Литургии Преосвященный говорил слово о значении храма и необходимости чаще посещать его. После Литургии посетил училище, в котором было до 15 учеников, которые по испытании награждены все книгами, и несколько экземпляров дано для училищной библиотеки. По просьбе г. Заседателя Преосвященный предложил крестьянину Кузнецову принять на себя обязанность попечителя училища, на что Кузнецов изъявил полное свое согласие. Церковь Громовская довольно благоустроенная как снаружи, так и внутри, имеет приличную ризницу и библиотеку, и все это устроено заботами бывшего священника Федора Корсунского, память о котором на долго останется в приходе. Желательно бы было, чтобы пастыри и в особенности сельские священники подражали его жизни и деятельности. При поступлении его на место в конце 1841 года, как только что приехавшему из России и поступившему в один из беднейших приходов, много доводилось терпеть горя. Но особенно тяжело ему было то, что церковь, отстроенная на первых же годах его службы, вместо сгоревшей, опять сгорает. При бедности прихожан выстроить и одну церковь составляет не малый труд, но строить третью в течении десяти лет стоит очень много трудов и забот. В немного лет церковь опять устрояется, благодаря заботливости пастыря, не щадившего для оной ни своего состояния, ни трудов. В жизни своей он не знал, что значит иметь замок, бедные прихожане находили у него все необходимое, а богатые умели его вознаграждать. Имея большое семейство, которому нужно было дать приличное воспитание, он занялся сельским хозяйством самым малым в начале, но распространил его потом до размеров больших. Да не подумают, что он всецело погрузился в хозяйство, нет, он и в то время выписывал как на средства церкви так и на свои не многие и занялся чтением. Обыкновенно хозяйство сельское да еще в глуши не могло дать большой пользы, но давало ему необходимое для воспитания трех сыновей и нескольких дочерей. По воспитании детей он раздал все хозяйство свое прихожанам и жил последние годы тем, что давал приход, и за его нестяжательность приход особенно любил и почитал его. И любовь эта высказана на их благоустроенном храме. Ни бедность прихода, ни внимание к нему Архипастырей не заставили его в течении всей службы переменить место первоначального своего служения. Он так любил свою паству, что никогда не решался оставить приход свой без себя. Во всю свою службу он был в Иркутске только при представлении своего первенца в училище. Проводя день в трудах, он большую часть ночи посвящал чтению, к которому был особенно привязан. Книги догматического и религиозно-нравственного содержания были его любимым чтением, с ними он, живя в совершенной глуши, проводил время без скуки. Если кому либо случалось во время проезда быть в Громах, то он был первый собеседник, всегда веселый, всегда гостеприимный.
Опубликовано 29 марта 1875 года.