Поездка Преосвященнейшего Вениамина по Иркутскому, Балаганскому и Нижнеудинскому округам.

Поездка Его Преосященства, Преосвященнейшего Вениамина, Епископа Иркутского и Нерчинского по Иркутскому, Балаганскому и Нижнеудинскому округам.

9 Июля в 9 часов утра Его Преосвященство изволил отправиться из г. Иркутска в Вознесенский монастырь, за р. Ангарой, к Божественной Литургии. После Литургии Владыка отслужил молебен с акафистом Св. Иннокентию пред ракой Св. мощей его и, откупавши у о. Настоятеля, отправился в путь в сопровождении Архимандрита Мелетия, начальника Иркутского отдела миссии, и свиты, состоящей из 13 человек.

С Суховской станции Преосвященный отправился с певчими через р. Китой в село Елань к всенощному бдению. После бдения, обревизовавши церковные документы, в тот же вечер отъехал в с. Жилкинское на ночлег. Здесь на другой день совершил Божественную Литургию, за которую говорил поучение на текст: блажени нищие духом, яко тех есть царствие небесное. Из с. Жилкинского Владыка отправился в с. Биликтуй. Здесь не было местного священника и потому, принявши только обычную встречу в церкви, для которой выезжал сюда заведывавший приходом соседний Китойский священник, отбыл далее в с. Тельминскую Фабрику. Здесь 10-го Июля совершено было всенощное бдение, потом ревизия, а 11-го ч. Литургия, за которой Архипастырь говорил поучение о молитве Господней. Того же дня Архипастырь через с. Узкий Луг, где представлялись ему ученики и ученицы церковно-приходской школы и были одарены им книгами, прибыл в село Бельское ко всенощному бдению, после которого, произвел ревизию церковных документов, а 12 ч. совершил в здешней Сретенской церкви Божекственную Литургию и говорил слово на текст: исповедаютися, Отче Господи небес и земли, яко утаил еси от премудрых и разумных, и открыл еси та младенцем. Всенощное бдение на 13 ч. Архипастырь изволил слушать в Гымыльской церкви, на пути в Аларское ведомство. В это время начальник миссии Архимандрит Мелетий, отправившийся по благословению Архипастыря, по делам миссии с Суховской станции в Балаганское ведомство, должен был прибыть в Бажеевский стан Аларского ведомства. С Черемховской станции начальник миссии с Нельханским миссионером, священником Ананией Куликовским, посетил – Кундулунский, Мольтинский, Кундойский и 10 ч. вечером прибыл в Нельхайский стан, 11 ч., по отводе и распланировке на берегу на берегу р. Ангары, на возвышенной и ровной площади, усадьбы для церкви и миссионерского дома, Архимандрит Мелетий с миссионерами Балаганского ведомства – Иннокентием Ливановым и Ананией Куликовским совершил освящение места и основания храма в честь Святителя Николая Чудотворца. После того торжества следовало другое – крещение инородца, изъявившего желание в этот знаменательный день вступить в недра св. Церкви. С преднесением св. икон из походной миссионерской церкви Архимандрит Мелетий, для совершения таинства крещения, последовал на берег Ангары. Приплавленные в Нельхай плоты строевого леса послужили к этому торжеству веры в удобстве крещения. Таким образом, 11-го Июля были освящены здесь воды Ангары для спасительного таинства крещения, — и один избранник из народы, с именем Михаила, вступил в лик новопросвещенных, омывшись в быстринах Ангарских. Потом в походной церкви был отправлен молебен о болящей супруге миссионера и просвещен св. крещением младенец одного из родовых старост Нельхайского урочища. Того же дня Архимандрит Мелетий с миссионером Куликовским прибыл в Мольтинский улус и здесь просветил св. крещением целое семейство; во главе его крещен бывший заседатель Балаганский Ст. Думы, Васийлий Тархаев, старший сын управляющего родами общего Бутайского Родового Управления. Вместе сним крещен седовласый старшина Махалкин, нареченный Мелетием. В это время староста 3-го Холтубаева рода, по желанию своему, отправился в Аларское ведомтсво, чтобы принять св. крещение в назначенный Архипастырем день, — а другой инородец был взят Архим. Милетием с собой туда же – Бажеевский миссионерский стан, где 13 Июля предположено было Его Преосвященством служение Божественной Литургии. В Бажеевском стане Архимандрит Мелетий прибыл 12 Июля через Кундулунский, Нотский, Куйтинский и Ныгдынский улусы.

В ожидании Архипастыря из Гымыля в Бажеевском храме отправлена была всенощная с Величанием. Архипастырь прибыл после всенощной в 9,5 ч. вечера, во время сильной грозы, и остановился в доме миссионера, где Его Преосвященству представился главный тайша Аларских бурят, Н.Н. Самсонов, заседатель Думы. Н.Н. Синельников, заявившие о готовности к принятию св. крещения своих семейств и других инородцев своего ведомства. Совершение таинства св. крещения было признано для них наиболее удобным в летнем улусе г. Тайши, куда того же вечера он и отправился для нужных приготовлений.

13-го Июля Его Преосвященство, облачившись в храме в святительские одежды, с крестным ходом, изволил шествовать из храма на р. Иреть, протекающую подле Бажеевского храма, где была устроена для крещения инородцев иордань. Этими избранниками явились старосты: 3-го Холтубаева рода, Иосиф Сахинов и 2-го Хонходоевское рода, Архип Баторов и инородцы: Сергей Леонтьев, Георгий Малакшинов. Затем была совершена Божеств. Литургия, в которой соучаствовали: начальник миссии, Архимандрит Мелетий, Благочинный свящ. Димитрий Болотов, Бажеевский миссионер свящ. Иннокентий Преловский, священник с. Гылымского, Харламий Добросердов, награжденный за Литургией набедренником и Нельхайский миссионер, свящ. Анания Куликовский. Проповедь Владыка говорил к новопросвещенным и прежде просвещенным и прихожанам Бажеевской церкви на текст: се есть живот вечный, да знают Тебе единаго истинаго Бога и Егоже послал еси, Иисуса Христа, — о св. православной христианской вере. Новопросвещенные были приобщены св. Христовых Таин.

При стане Бажеевском, благодарение Богу, уже полное число душ, для составления прихода из ясачных христиан; именно: в Бажеевском улусе 23 двора: 85 м. 85 ж., в Аларской деревне 13 дворов: 47 м. 44 ж. и кочующих инородцев, приживающих в разных улусах, разных родов 430 дворов: 1134 м. 714 ж., а всего прихожан 1344 м. 915 ж. Интересна история самой церкви. Она устроена первоначально старанием старосты 5-го Хонходойского рода, Аларского ведомства, чиновника XIV класса, Николая Александровича Косомова, освящена в 1841 г., по благословению Архиепископа Нила, Кафедральным Протоиреем Фуртунатом Петуховым. В 1863 г. она сгорела. В 1869 г. построена новая старанием главного тайши Аларского, Николая Владимировича Матханова, освящена 6 Июля 1869 г. построена новая старанием главного тайши Аларского, Николая Владимировича Матханова, освящена 6 Июля 1869 во имя Святителя Николая. В тоже время построена церковь во имя Святителя Алексия тем же Матхановым в Ныгдынском улусе, в память спасения жизни Его Высочества Великого Князя, Алексея Александровича, при кораблекрушении 13 Сентября 1868 г., близ Ютландии, и освящена 8 Июля 1869 года. По такой внешней обстановке Аларское ведомство представляет возможность образовать самостоятельный приход, не зависимо от миссионерского стана, который может быть открыт в таком пункте инородческого населения, где в том наиболее настоит нужда, напр. при Аларской Степной Думе, где – центр всего ведомства.

Из Бажеевского улуса Преосвященный отправился в с. Иреть, где был встречен священником Феодором Мурашевым речью, в коей, говоря о недостатках в своем приходе, о. Феодор указывал преимущественно на пьянство, как главный порок в народе. Это вызвало Архипастыря, после краткой Литии, положенной при встрече, сказать народу поучение о пьянстве. Отсюда Владыка отправился для крещения бурят в летники гл. тайши, Самсонова, где его ожидал начальник миссии с миссионерами, представители Думы и собрание инородцев, желавших принять св. крещение. Для приема Высокого Гостя – Святителя обширная юрта тайши была услана коврами, стены обиты материями; впереди блистали св. иконы в золоченных ризах, а на стенах портреты Государя Императора и Великого Князя Алексея Александровича, посетившего в минувшем лете Восточную Сибирь, оба большого размера. Как только Архипастырь вышел из экипажа, — среди двора, он был окружен собранием инородцев и их властей с семействами, желавшими принять св. крещение, или видеть это духовное торжество. На почетных женщинах были дорогие наряды, — головные уборы с крупными маржанами (красными кораллами) и длинные нити таких же украшений в виде ожерельев и в несколько рядов золотые полуимпериалы. Из богато убранной юрты Владыка тотчас отправился в другую соседнюю юрту, где было все приготовлено ко крещению, и где Господь определил уготовить купель очистительную для душ и телес уверовавших во Христа и Его Евангелие. По облачении Архипастыря, миссионер свящ. Иннокентий Преловский приветствовал его речью, как Святителя, избранного Богом для просвещения народов Востока светом истиной Веры. Затем, при пении Архиерейского хора, совершено было оглашение и само крещение над теми, которые успели прибыть сюда из своих кочевьев. Крестилась почти только третья часть ожидаемых, ибо трудное дело собрать кочевников в один пункт и к определенному времени. Но и за то благодарение Богу, что совершилось; в 13-й д. Июля для Царствия Божия было не малозначительное приобретение; — крещены: жена тайши – Самсонова, Екатерина с детьми: Арсением 9л. и Никанором 5 л., жена заседателя Думы – Синельникова, Анна с дочерьми: Анастасией 10 л., Надеждой 14л. и до 12 человек из почетных инородцев и родовых начальников, — а всех до 40 душ. Трогательно и торжественно было обхождение этого сонма новых христиан вокруг купели с возженными свечами, в предшествии Архипастыря, и ликование благодатствованных душ, при пении Архиерейским хором песни: «елицы во Христа креститься во Христа облекостеся, Аллилуйя». По совершении крещения, Архипастырь снова удостоил посещения богатоубранную юрту г. тайши, кушал чай и десерт и благословил своих духовных детей св. иконами – в ризах. Учитель местного инородческого училища Г. Сотников, которому Архипастырем поручено преподавание Закона Божия, представил свой отчет, из которого видно, что истины св. Веры легко прививаются к мягким сердцам инородческих детей в доступных из пониманию рассказах, примерах и подобиях, не смотря на то, что учитель не прибегал, при разъяснении своих уроков, к посредству переводчика, а говорил с ними по русски.

К всенощному бдению прибыли того же числа в село Голуметь. При встрече Архипастыря, местный священник приветствовал Его речью. Архипастырь выходил на Литию и Величание. После всенощной, Владыка в доме священника, по обычаю, ревизовал церковные документы. 14 ч. Июля совершена была Его Преосвященством в Голумети Божеств. Литургия, в соучастии Архимандрита Мелетия, Благочинного священника Дмитрия Болотова, местного священника Лавра Копылова и Иретского свящ. Федора Мурашева; при чем свящ. Лавр Копылов и Федор Мурашев награждены набедренниками. Слово Владыка говорил об усердии к церкви. После Литургии, Архипастырь удостоил своим посещением дом церковного старосты, купца Матвея Ив. Агафонова. В доме свящ. принял трапезу, к коей были приглашены: Аларский тайша – Самсонов, заседатель Степной Думы Синельников и письмоводитель Думы.

Из Голумети ко всенощному бдению прибыли в с. Холмогойское. Многочисленное собрание богомольцев встретило Архипастыря с возженными свечами в руках, а вход в ограду и церковь был усыпан цветами, была Лития с раздаянием благословенного хлеба и Величание. После всенощной, Владыка заходил в дом священника и ревизовал церковные документы и тотчас же отправился в с. Заларю, куда и прибыли около 11 ч. вечера. 15 Июля в Заларинской церкви Архипастырь совершил Божественную Литургию, в соучастии Архимандрита Мелетия, Балаганского миссион. свящ. Иннокентия Ливанова, Черемховского свящ. Василия Попова и Заларинского свящ. и Благочинного приангарских церквей (Балаганского окр.) Иннокентия Преловского, который за этой службой и удостоен набедренника. Слово Владыка говорил о недостатках религиозно-нравственной жизни народа: а) суевериях и языческих обычаях, б) пьянстве и др.

Из Залари ко всенощному бдению прибыли в с. Кимильтей. В приходе Николаевской Кимильтейской церкви, построенной в 1770 году, при Преосвященном Софроние, есть значительное число прихожан ясачных, как оседлых, так и кочующих, в рассеянии от 10 до 25 верст. Именно: в Баргадайской деревне: 18 дворов: 49 м. 49 ж., в Карымской деревне 47 дв. 144 м. 161 ж. и в улусах кочующих: Харчегуйском 18 юрт: 52 м. 52 ж., Кулутском 22 юрты: 60 м. 70 ж., Булурейском 22 юрты: 67 м. 54 ж., в Цаган-Кучукском 10 юрт: 16 м. 23 ж., Ингинском 15 юрт: 44 м. 38 ж., Харикском 21 юрта: 58 м. 42 ж., Кашманском 13 юрт: 45 м. 47 ж. После всенощной, за которой, по обычаю, была Лития и Величание, Владыка ревизовал церковные документы. 16 ч. Июля была совершена Его Преосвященством Дитургия, при участии Архимандрита Мелетия, Благочинного свящ. Василия Казанцева и свящ. Александра Литвинцева. Проповедь Владыка говорил о хранении нравственной чистоты чувства стыда и страха Божия. После Литургии ревизовал церковные документы, предоставленные Уянским священником Даниилом Малковым.

На 17 Июля через с. Куйтун ко всенощному бдению прибыли в Шарагульскую Архангельскую церковь. По обычаю, была Лития и Величание. Литургию Преосвященный совершил при участии Архимандрита Мелетия, Благочинного свящ. Василия Казанцева, местного свящ. Феофила Сизова и Куйтунского свящ. Николая Шастина. Свящ. Феофил Сизов за этой службой награжден набедренником. К народу Владыка говорил катихизическую беседу об обязанностях к Богу и ближним. После Литургии Его Преосвященство посетил дом церковного старосты, а членам приходского Попечительства дал, в доме священника, наставление об удовлетворении нужд приходского храма.

Дабы в наступающий воскресный день не оставаться без служения и молитвы с своей паствой и о пастве, Преосвященный отсюда отправился в сторону от московского тракта в ближайшее с. Гадалей (бурят. «стрела»). За всенощной выходил на Литию и Величание. Литургия совершена Архипастырем при участии Архимандрита Мелетия, Благочинного свящ. Казанцева, Шерагульского свящ. Феофила Сизова и местного Михаила Копылова. За Литургией на свящ. Копылова Преосвященным возложен набедренник. Слово говорено им о поддержании друг друга в делах добродетели.

Отсюда, через ст. Тулун, прибыли ко всенощному бдению, на 19-е Июля, в с. Шебарту, где есть церковь во имя Великомученника Георгия, приписанная, к Худоеланской. Как важно умножение храмов в Сибири, хотя бы только приписных, живой, хотя и простой, рассказ об этом выслушали мы от строителя и старосты церкви, Ф.С. Безруких. «Жили мы, говорил он, и не знали, что такое Литургия, назывались христианами, а жили, как язычники, без св. таинств». О живом чувстве благодарности к почившему Архипастырю, Преосвященному Парфению, возбудившему их к построению храма, свидетельствовали слезы, с которыми произносились рассказчиком его приснопамятное имя. До Преосвящ. Парфения в этих местах на расстоянии 115 верст не было ни одной церкви; теперь тут три церкви. Бдение совершал Худоеланский свящ. Михаил Петелин, а на Литию и Величание выходил сам Архипастырь. 19 ч. Преосвященный совершил Божеств. Литургию, в сослужении Архим. Мелетия, Благочинного свящ. Казанцева и местного свящ. Петелина, и говорил проповедь о значении для христиан храма Божия и обязанности посещать его и заботиться о усовершенствовании нравственной жизни исполнением христианских обязанностей. Потом Архипастырь посетил дом свящ., для ревизии церковных документов, Покровскую Хингуйскую церковь и дом старосты Ф.С. Безруких. В 5 ч. по полудни благополучно прибыли в г. Нижнеудинск. В Нижнеудинском приходе состоят крещенные Кара-газы, из которых некоторая часть ведет оседлую жизнь, а прочие кочевую. Всенощную на 20-е Июля отправлял свящ. Петр Лахин за р. Удой, в слободе, где есть предел в честь Пророка Илии, куда изволил прибыть на Литию и Величание. На утро была совершена Его Преосвященством Божеств. Литургия, в сослужении Архимандрита Мелетия, Благочинного свящ. Василия Казанцева, Благочинного свящ. Димитрия Солнцева и свящ. Андрея Алякринского. Слово Владыка говорил о силе и действии молитвы. После Литургии, Архипастырь посетил дом приходского священника Андрея Алякринского. Всенощную на 21-е ч. Владыка изволил назначить в Нижнеудинском Соборе. Была Лития и Величание, а 21-го совершена Божеств. Литургия, в сослужении Архим. Мелетия, Благочинного свящ. В. Казанцева, Благочинного свящ. Димитрия Солнцева, свящ А. Алякринского и свящ. Иннокентия Казанцева. Проповедь Владыка говорил о вере живой и деятельности и силе молитвы. После Литургии посетил квартиру г. исправника и принял трапезу у церковного старосты. Ко всенощному бдению прибыл в с. Ук, где есть приписная церковь во имя великомученика Георгия. Была Лития и Величание, а 22-го Бож. Литургия, которую Архипастырь совершил в сослужении Архим. Мелетия, Благочинного свящ. Д. Солнцева и Нижнеуд. свящ. А. Алякринского. Проповедь Владыка говорил о христианской благотворительности и жертвах благоугодных Богу. После Литургии, был отправлен молебен св. равноапостольной Марии Магдалине.

Отсюда прибыли ко всенощному бдению в с. Алзамай, куда явился с церковными документами и свящ. Байроновской церкви Гавриил Корнаков. Всенощная была отправлена Святителю Христову Иннокентию, Покровителю Сибирской страны и крепкому помощнику в просвещении монголо-бурят. Владыка выходил на Литию и Величание. 23-го Июля в Алзамайской Иннокентиевской церкви Преосвященный совершил Божественную Литургию, в сослужении Архим. Мелетия, Благочинного свящ. Д. Солнцева, Байроновского свящ. Г. Корнакова и местного свящ. М. Спасокукоцкого. Проповедь Владыка говорил об обязанностях к Богу и ближним, с изъяснением всех 10 заповедей Закона Божия.

В 12 ч. дня Архипастырь благословил начальника миссии, Архиманрита Мелетия в дальний путь – во внутреннюю Россию, а сам отправился прежним путем, обозревая церкви и совершая всенощные бдения и Литургии в тех церквах, в которых не совершал в передний путь.

24 Июля совершена была Его Преосвященством всенощная и 25 ч. Бож. Литургия в Тулуне; 25 всенощная и 26 Бож. Литургия в с. Куйтуне; того же числа – всенощная в Барлуке и 27 Литургия в Уяне; вечером – всенощная и 28 Литургия в Зиме; В Зиминском приходе находятся выселенные субботники: 217 м. 215 ж., озабочивающие собой местное духовенство. В том же приходе, в расстоянии от 5 до 40 в. вверх по Оке, есть ясачные православной веры, кочевые и оседлые Верх-Зиминской деревни и Верх-Окинского улуса: 244 м. 215 ж. 28 Июля Его Преосвященством совершено всенощное бдение в с. Кутулике и 29 Бож. Литургия в с. Черемхове; того же числа всенощная в Тайтурке и 30-го Литургия в Мальте. Во всех церквах Архипастырь поучал народ своими назидательными беседами. 30-го ч. Июля, в 6 ч. по полудни, Его Преосвященство благополучно возвратился в Иркутск, где на другой день должен был совершать заупокойную Литургию и панихиду со всем градским духовенством по Преосвященному Архиепископу Нилу, бывшим Архипастыре Иркутском, по исполнении сорока дней от блаженной кончины его.

Архимандрит Мелетий.

970

Видео

Нет Видео для отображения
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!
.