Алзамай, нижнеудинского округа.
В здешней волости считается ревизских душ мужского пола 2071. Волость, как видите, не слишком большая. Между тем на содержание волостного правления, или вернее на содержание волостного писаря с его помощниками, собирается каждый год около 3000 рублей, т.е. более чем по 1 рублю с человека.
На Алзамайской волости по счетам казенной палаты значится недоимка 8749 рублей 66 копеек. В числе этой недоимки растрачено членами волостного правления 5000 рублей с 1865 по 1869 год. Не подумайте, чтобы эта растрата была действительно произведена членами волостного правления, этими неграмотными несведущими манекенами, вооруженными казенными печатями, которые они прикрывают, не ведая к чему и которые за частую находятся в столе у волостного писаря, или его помощника. У бедных манекенов с печатями, поописывали последнюю скотинку и сведут эту скотинку со двора безпременно, потому, что казна не шутит. На другом писаре общество считает несколько тысяч; но усчитать его не умеет, потому, что он в девять лет своего служения (за что даже медаль получил) сумел все запутать, к тому же нужные для учета дела вместе с волостью погорели. Писарь этот жил отлично даже гаремом обзавелся. Теперь он орудует в другой, обширней волости.
Недавно в одном из участков здешней волости, именно в баероновском, в экономических хлебных магазинах открылась недоимка, в количестве около 2000 четвертей хлеба, несколько лет по отчетности волостного правления скрываемого.
Для характеристики личностей, занимающих иногда должности волостных писарей, привожу краткую биографию одной из этих личностей. Происходит она, должно полагать, их жидков. Это молодой и довольно красивый человек. По прибытие на поселение, он подделался к старой деве, довольно богатой, и женился на ней, не смотря на то, что она вдвое старше годами. У ней был дом, отличное хозяйство и она держала еще почту. В год или два он все хозяйство и почту пустил в трубу и поступил в волостное правление помощником волостного писаря. Тут он наделал учу подлогов и мошенничеств и был уволен. Дом его достался волостному писарю. Затем он отправил в Иркутск, поступил писцом в экспедицию о ссыльных и теперь надеется быть назначенным волостным писарем, как это видно из его писем к родным жены.
Опубликовано 25 июня 1878 года.